Римский период античного красноречия


Римляне имели право божественное (вос) и человеческое (юс) : порою тот, кто не мог оправдаться за правом человеческим, мог быть оправданным за "божьим судом". В римском праве обоснованная неприкосновенность личности и ее собственности.

В II ст. к н. е. римляне, покорив Грецию и большинство елинизованих стран, перенимают греческую культуру. Именно во времена римского господства греческая риторика приобрела огромный авторитет во всей римской империи (вторая софистика II ст. к н. е. ). Однако среди римлян были люди, что враждебный относились к греческим влияниям, стремились защитить древние римские идеалы (Катон Старший), лозунгом которого было: "Не погуби дела, а слова найдутся". Закончилось это соревнование высыланием в 161 г. до н. е. всех греческих учителей риторики из Рима.

После периода недоверия к греческому риторическому опыту римское общество ринулось его усваивать, перенимая все виды красноречия и основные типы речей (торжественные, политические, суду). Римляне ничего нового к этой классификации не прибавили, а лишь укрепили ее широкой практикой своей развитой общественной жизни.

Во второй половине II ст. к н. е. греки возобновили свое влияние и под их эгидой были воспитаны такие блестящие ораторы Рима, как Цицерон, который выступал во время гражданских войн и политической борьбы между республиканцами и сторонниками диктатуры цезарей (императоров). Как республиканец Цицерон наложил председателем в той борьбе, но сохранились свыше пятидесяти его речей и даже произведений из теории риторики. Цицерон выдвинул идеал образованного оратора-философа, пламенного патриота.

Молодой Цицерон был в то же время судебным адвокатом и политическим оратором. Он утвердился как блестящий ритор во время путешествия по Греции, где брал уроки у известного оратора Аполлония Солона. Смолоду Цицерон начал складывать учебник для риторов в греческом стиле, но не закончил его. А в зрелые годы написал в стиле критического диалога произведение "Об ораторе" (в 91 г. к н. е. ). Основной тезис Цицерона, отстаивала идеалов республики, что вот-вот должна была упасть перед цезаризмом: "у всякого свободного народа, особенно в мирных и спокойных государствах, всегда процветало и правило красноречие". Оратор в глазах Цицерона — не судебный интриган, не школьный декламатор, а, прежде всего, выразитель интересов и воли государства. Он должен владеть всеми знаниями, которые подобает знать государственному мужу.

По мнению Цицерона, красноречие ". . . рождается из большого количества знаний и стараний

ведь здесь необходимо усвоить самые разнообразные знания, без которых ловкость в словах является бессмысленной и смешной; необходимо предоставить красоты самому языку, и не только отбором, но и расположением слов; и все порухи души, которыми природа наделила род человеческий, необходимо в совершенстве выучить, потому что вся мощь и искусство красноречия заключаются в том, чтобы успокаивать или возбуждать души слушателей. До всего этого должны приобщаться юмор и остроумие, образованность, достойная свободного человека, скорость и сжатость как в обороне, так и в нападении, проникнутые утонченностью и добрым воспитанием. Кроме того, необходимо знать всю древнюю историю, если бы черпать из нее примеры; нельзя также забывать об ознакомлении с законами и гражданским правом. Ли надо мне еще говорить о самом выполнении, которое требует следить и за движениями тела, и за жестикуляцией, и за выражением лица, и за звуками и оттенками голоса?

Наконец, что сказать мне о казне всех познаний — памяти? Ведь понятно, что когда наши мысли и слова, которые найдены и осмыслено, не будут поручены ей на хранение, то все добродетели оратора, какими бы блестящими они не были, пропадут зря.

Поэтому не будем роптать, почему так мало людей красноречивых : мы видим, что красноречие — это совокупность таких вещей, которые даже поодиночке являются чрезвычайно тяжелыми для овладения" 1 (из трактата "Об ораторе").

Цицерон выделяет две ораторских позиции, представленных римскими красномовцями Крассом и Антонием.

Антоний, за Цицероном, традиционно считает, что оратор должен уметь говорить лишь на политические и юридические темы, как это было заведено сызвека.

А Красс утверждает, что оратор должен быть образованным философом, который подносит любое, даже незначительное, вопрос до уровня философской проблемы. Но, чтобы удачно донести свое мнение до аудитории, следует знать и использовать этику, психологию и логику.

Цицерон считал, что достойным оратором, может быть тот, кто :

"любое предложено ему вопрос, который требует словесной разработки, сумеет изложить разумно, стройно, красиво, так, что оно запомнится, и в достойном выполнении";





Вернуться назад