Культура Прикарпатья периода Киевской Руси, Галицкого и Галицко-волынского княжеств

Главная - Культура - Культура Прикарпатья периода Киевской Руси, Галицкого и Галицко-волынского княжеств

Перед образованием Киевской Руси на территории Прикарпатья обитаемый племя хорватов. В "Повести временных лет" они впервые упомянуты под 907 годом, когда они вместе с полянами, древлянами и дулибами, тиверцями и другими русскими племенами участвовали в походе князя Олега на Византию. Во второй раз хорваты упомянуты в этой летописи в 993 году, когда на них пошел походом киевский князь Владимир. Очевидно, именно тогда Прикарпатье со смежными территориями было окончательно включено в состав Киевской Руси.

Археологами выявлен ряд интересных находок, которые свидетельствуют о том, что в VИИИ, - ИХ веках на территории Прикарпатья высокого уровня достигли кузнечное дело, деревообрабатывающее и костеризне ремесла, ткачество и шорничает. Определенное распространение получило гончарское ремесло. Впоследствии в крае зявляються первые рукописные книги, предназначенные для церковного богослужения, жития святых и тому подобное.

Светская жизнь наших земляков в некоторой степени нашла свое отображение в древнерусских летописях.

Наиболее интересным в этом плане является драматический рассказ об ослиплення теребовлянського князя Василия Ростиславича братьями Святополком и Давидом. Этот рассказ можно считать одним из ерших художественных произведений, что возник в ХИ веке на территории Галичины.

Период феодальной раздробленности как закономерный этап в истории Киевской Руси был периодом дальнейшего куо=льтурного развития Прикарпатья. В крае значительного распространения приобрела шрамота, о чем свидетельствуют надписи ХИИ - ХИИИ веков на стенах храмов в Галичьи и Рогатине, на бытовых предметах. Развивалось школьное образование. Среди мисцевмх князей много внимания уделяло развитию образования князе Володимирко и Ярослав Осмомисл. Особенность школьной политики последнего заключалась в том, что он "Монахов же и их доходьи к научению детей определил", то есть разворачивал сеть школ средством необложенных налогом прибылей монастырей. Еще в период правления князя Володимирка в Галичьи, вероятно, была открыта и библиотека. Ведь при Ярославе Осмоммисли эта библиотека была одной из наилучших на Руси.

Заботясь об образовании, князь побуждал бояр и двирцеву знати посылать своих детей для учебы в училища.

Поезд к образованию был тогда настолько большим, что городская власть стала притеснять учеников. По требованию галицких мещан в 1301 году князь Лев Данилович вынужденный был грамотой подтвердить предоставленные раньше привилегии школьникам.

О значительном распространении письменности среди населения края свидетельствуют и археологические находки. Важную группу таких находок представляют, в частности, писала, что изготовлялись из бронзы, железа или кости в виде остроконечных стержней с лопатками в верхней части.

Такие надписи выявлены на церкви Пантелеймона - единственной памятци культовой каменной давноруськой архитектуры, которая сохранилась до нашего времени. Очевидно, были они и на других церквях Галича и иших городов Прикарпатье, которые не сохранились до наших дней. Писала выявлено археологими в Галичьи, Коломые и Городници на Городенкивщини.

Оригинальной высокохудожественной письменной памяткою ХИИИ века есть Галицко-волынская летопись, первая часть которой была составлена в Галичьи. Он охватывает события с 1201 по 1292 год и имеет светский характер. Автор поэтически, образно рассказывает о княжестве Романа и Данилу, о жизни князей и бояр, военных походах, борьбе против монголо-татар, польских и венгерских захватчиков. Он обращается с призывом к единению русских земель, проводит идею крепкой высококняжеской власти, которая могла обеспечить защиту от иностранных поработителей.

В Галицко-волынской летописи среди многих интересных исторических событий и имен вспоминаются три тоидшни галицкие деятели культуры - "премудрый художник" Тимофей, "хитрець" Авдий и "словутний певец" Митуса. О первом из них летописец сообщает: "А был в Галичьи Тимофей, премудрый книжник родом из Киева". В Галичьи Тимофей приблизился к княжескому двору. Он осуждал междоусобицы галицких бояр, поддерживал престиж великокняжеской власти и тесно сотрудничал с Данилой Галицкой и ее союзником в борьбе с венгерскими феодао=ламы - новгородским князем Мстиславом Удатним, вел литературные записи тогдашних итосричних событий, которые легли в основу Галицко-волынской летописи. Одной из наиболее вероятных, как справедливо отметил академик В. В. Грабовецький, есть гипотеза, что "премудрый книжник" Тимофей мог быть автором "Слова о полку Игоревим".

Вторым известным деятелем культуры времен Данилы галицкой был скульптор Авдий. Летописец называет его "хитрець" - то есть "умелец" - так тогда называли восококвалификованого мастера. Творчество Авдия можно условно разделить на галицкий и холмський периоды. В Холми он украсил, в частности, своими художественными роьотами церковь Иоанна. Третьим деятелем культуры Галицкой Руси середины ХИИИ века был "словутний певец" Митуса, который жил сначала в галичьи, а потом в Перемишли. Фигура Митуси издавна интересовала исследователей. М. Максимович считал, что он был знаменитым церковным певцом. Другие историки не погоджувлись с таким утверждением. В частности, современный украинский историк М. Котляр считает, что Митуса, вероятнее всего, был придворным поэтом, который выполнял собственные стихи речитативом под аккомпанемент арфы или лютни, так же, как известны западноевропейские трубадуры. Эта мысль более близка к истине.

В это время здесь существовали такие города, как Галич, долина, Городенка, Коломыя, Рогатин, Рожнятив, Снятин, Тисмениця, Толкователь и другой. С расширением городов строились городские укрепления, разные гражданские и культовые сооружения: княжеские и боярские дворцы, церкви и тому подобное. Лишь в Галичьи археологи выявили остатки около 30 камяних преимущественно культовых зданий конца ХИИ-ХИИИ веков.

На берегу Днестра (сейчас с. Шевченкове) до нашего времени сохранилась церковь Пантелеймона (около 1200 г. )

Наибольшим храмом древнего Галича был упомянут Успенский собор, выявленный украинским археологом Я. Пастернаокм в 1936 - 1938 годах.

В ИХ - ХИV веках на территории Галицкой земли высокого развития достигли кузнечная, ювелирная и гончарная отрасли ремесла. Об этом незапеерчно свидетельствует целый ряд изделий тогдашних мастеров, которые найдены археологими в Галиче и других населенных пунктах Прикарпатья.