Творчество Рембрандта Харменса ван Рейна (1606-1669)


Творчество Рембрандта Харменса ван Рейна (1606-1669) знаменует наивысший расцвет голландского искусства XVII века и одну из вершин мирового искусства вообще. Демократическое и истинно гуманное, перенятое горячей верой в торжество справедливых жизненных начал, оно воплотило в себе сами передовые и жизнеутверждающие идеи в свое время. Художник поднял изобразительное искусство на новую степень, обогатив его небывалой жизненностью и психологической глубиной. Рембрандт создал новый живописный язык, в котором главную роль играли тонко разработанные приемы светотени и насыщен, эмоционально напряженный колорит. Духовная жизнь человека стала отныне доступна изображению средствами реалистичного искусства.

Рембрандт выступил в качестве новатора во многих жанрах. Как портретист, он стал творцом своеобразного жанра портрету-биографии, где долгая жизнь человека и его внутренний мир раскрывались во всей своей сложности и противоречивости. Как исторический живописец, он превратил далекие античные и библейские легенды в согретую высоким гуманизмом рассказ о реальных земных человеческих чувствах и отношениях.

Середина 1630-х годов - время наибольшей близости Рембрандта до общеевропейского стиля барокко, пышного и громкого, насыщенного театральным пафосом и бурным движением, контрастами света и тени, противоречивым соседством натуралистических и декоративных моментов, чувственности и жестокости.

В барочный период написанное «Снятие с креста» (1634). Картина иллюстрирует евангельскую легенду о том, как Иосиф Аримафейский, Никодим и другие ученики и близкие Христа, получив разрешение Пилата,

сняли ночью тело Христа, завернули его в богатую плащаницу и похоронили. Легенда рассказана Рембрандтом с ошеломляющей жизненной правдой. Трагическая смерть учителя и сына принесла участникам события глубокое горе. Художник всматривается в лицо, пытаясь проникнуть в душе людей, прочитать реакцию каждого на то, которое происходит. Взволнованно передает он обморок Марии, матери Христа, плач и стоны женщин, страдания и скорбь мужчин, испуг и любопытство подростков.

В этом произведении Рембрандт отталкивался от известной картины Рубенса того же названия, используя отдельные композиционные мотивы большого фламандца и стремясь превзойти его в выражении искренних движений героев.

Другим важным достижением этой картины, рядом с индивидуализацией чувств действующих лиц, появилось использование света для достижения целостности многофигурной композиции. Три главных момента легенды - снятие с креста, обморок Марии и розстеляння плащаницы - освещены тремя разными источниками света, интенсивность которых убывает согласно уменьшению значения сцены.

Начало нового периода в жизни и творческой деятельности мастера было отмечено двумя важными событиями, которые состоялись в 1642 году, : преждевременной смертью Саский, горячо любимой жены, которая оставила ему однолетнего сына, и созданием картины «Ночной дозор» - большого группового портрета амстердамских стрелков, самого известного произведения мастера.

Семейная трагедия и завершение ответственного заказа поставили Рембрандта перед сложными проблемами личной и творческой жизни. Художник выходит из этого кризиса еще более возмужалым и наученным. Его искусство становится серьезнее, более собранно и глубже, а главное, в нем все четче проступает интерес к внутренней жизни человека, до того, которое делается в его душе.

В тесной связи с эволюцией творчества Рембрандта в 1640-ые годы стоит рассматривать и одно из самых главных произведений художника - «Данаю», хотя на картине стоит дата 1636. На создание обида Данай, легендарной греческой царевны, заточенной своим отцом, во избежание предсказанной ему гибели от руки внука, Рембрандта вдохновила его первая любовь - Саския. Но через десять лет, как показали новейшие исследования, художник, недовольный первобытным решением, существенно переделывает образ главной героини. Моделью для окончательного варианта картины послужила ему, очевидно, Гертье Диркс, молодая вдова, которая поселилась в доме Рембрандта после смерти Саский сначала как нянька однолетнего Титуса, а потом и на правах полной хозяйки. Таким образом, председатель, правая рука и в значительной мере тело Данай, которое ожидает в своей темнице любимого (по легенде, влюбленный в Данаю Зевс проникнув к ней в виде золотого дождя), а также фигура бабы-служанки оказались написанными заново, в смелой широкой манере середины и второй половины 1640-х годов. Почти все другие детали картины остались такими, которыми были написаны в 1636 году, характерным для предыдущего периода аккуратным мазком.

Значительным изменениям поддался и колорит картины. В первобытном варианте господствовали холодные тона, типу для середины 1630-х годов. Заменив золотой дождь первого варианта золотым светом, который как бы предсказывает появление влюбленного бога, Рембрандт выполняет теперь центральную часть картины в теплом тоне с золотистой охрой и красной киноварью как доминанты. Во втором варианте, то есть в 1646-1647 годах, Даная получила и углубляющую психологическую характеристику, благодаря которой раскрылся тайный внутренний мир женщины, вся сложная и противоречивая гамма ее чувств и переживаний. «Даная», таким образом, - наглядный конкретный пример становления знаменитого рембрандтивского психологизма.





Вернуться назад