Материальная культура коренных народов США


Материальная культура коренных народов США в значительной степени, а в некоторых и полностью вытеснена евроамериканской культурой. Однако было бы неверным говорить о полном исчезновении традиций материальной культуры индейского населения. В действительности происходит размывание комплексов материальной культуры, а отдельные ее элементы хранятся в большинстве индейских народов.

До сих пор имеют широкое распространение традиционные типы жилья. Переносное жилье - вигвам и типи - используются теперь исключительно, как жилье сезонно - охотниками, рыбаками, собирателями диких плодов и кленового сока, лесозаготовителями; конструкция этого жилья не испытала изменений, но для покрытия используются теперь другие материалы, чем раньше.

Сохранение традиционных типов жилья связано частично из нативистськими религиозными культами коренных американцев.

Нередко традиционное жилье только и продолжает существовать благодаря своим культовым функциям. Именно в этом причина сохранения типи у некоторых народов Больших равнин и его проникновения в культуру других индейских народов, в частности в тех, которые когда-то были переселены из восточных районов страны в Оклахому. "Длинные дома" ирокезов давно перестали использоваться в качестве жилье, но существуют еще в связи с культом Прекрасного Озера. Правда, от традиционной индейской архитектуры в них мало что осталось: по существу, они сегодня являют собой обычные сельские дома, разве что выделяются своими размерами.

Привычным транспортным средством в резервациях стал автомобиль. По данным переписи населения США 1970 года, почти половина индейских семей имела собственный автомобиль. Хотя эта цифра выглядит достаточно убедительно, следует иметь в виду, что автомобиль в резервациях, удаленных от магистральных коммуникаций и таких, которые не имеют достаточно развитого общественного транспорта, является предметом первой необходимости, тем более, что многим индианцам нужно ездить на работу, за покупками и из других поводов на значительные расстояния, за пределы самих резерваций. Индианцы часто не могут себе позволить, например, хорошее жилье, едва сводят концы с концами, но автомобиль им придется удерживать.

Традиционная пищевая культура, даже там, где она потеряла существенное значение в ежедневном питании, хранится благодаря тому, что она занимает определенное место в праздничных церемониях и даже стала одним из символов индианизму. Кушанья из желудей, кукурузы, бобов обязательно готовятся во время календарных и других общественных торжеств, фестивалей паувау. Ритуальное содержание имеет раздавание табака участникам таких празднований : табак, как и другие культурные растения, издавна наделяется индианцами сакральными свойствами.

Быстро изменяется одежда коренных американцев. В восточных штатах, как и в ряде западных индейских народов, традиционную одежду уже не носят ежедневно, разве, что в ней хранятся некоторые элементы обработки и декора - всякого рода опушки, бахрома, ювелирные украшения. Некоторое своеобразие имеет, разве что, одежда коренного населения юго-западных штатов США, и то преимущественно женский. Однако это своеобразие определяется не столько индейскими традициями, сколько испано-мексиканським влиянием прошлых веков. Характерными предметами женского костюма здесь являются широкие юбки в сборку, кофты свободного покрою, цветные шали. Из собственное индейских предметов одежды индианцу Южного Запада носят еще одеяла-накидки и мокасины, которые в совокупности с европейской одеждой создают достаточно своеобразные комплексы.

Что касается особенностей ритуальной и праздничной одежды, как женского так и мужского, то они стойко хранятся у многих индейских народов. Отчасти потому способствует коммерциализация народных традиций индейской культуры, которая находит свое отображение, в частности, в организации показательных костюмированных представлений индианцев для туристов, которые посещают резервации, и гастроли выездных трупп индейских артистов перед зрителями в разных городах страны. При этом происходит существенная стилизация индейского костюма, в расчете на больший эффект и в соответствии с запросами потребителей. Индианец во время этих "шоу" появляется максимально оперенным и раскрашенным, в максимально "этнографических" одияннях. Обязательной принадлежностью такой экипировки является, например, величественный головной убор из пера, хотя, как известно, такие уборы имели право носить только вожди, одевали их только в исключительно важных случаях и имели их далеко не все коренные народы Северной Америки, а преимущественно у степных племен. Журналист С. Кондратов, который побывал у индианцев Аризоны и описал одно из таких "шоу", выявил у них именно такую экзотическую экипировку, которая имела очень немного общего с настоящими народными традициями. У некоторых западных индейских народов - в навахо, пуебло, апачей, сиу и других - хранится мода на традиционные прически. Например, мужчины, преимущественно старших поколений, носят длинное, зачесанное назад или разделено пробором посредине волос, даже заплетают их в две косички. В пуебло женские прически до сих пор имеют вековые отличия: прическа замужем женщины отличается, например, от прически девушки, которая только прошла обряд инициации; чтобы сделать такую прическу, волосы заплетены в косы выкладывают достаточно причудливим способом.

Материальная культура коренных американцев, которая хранится, включает разные предметы домашнего потребления - корзины, керамическую посуду, ступы для желудей и т. и. Иногда используются архаичного типа колыбели - ребенка привязывают к такой колыбели и, если нужно, носят его за спиной в вертикальном положении.





Вернуться назад