Средневековая мусульманская культура Близкого и Среднего Востока


1. Мероприятие и Восток в мировой культурной традиции

Интерес к Востоку у европейцев всегда был большим. Древние греки захватывались египетской цивилизацией. Древние римлянины говорили: “Ex Oriente lux” - “С Востока - свет”. Заинтересованное отношение к Востоку сохранилось в Европе и в раннем средневековье, а со временем усилилось в период крестовых походов. В Новое время колониальные завоевания португальцев, голландцев, англичан и французов в Азии, разгром турок в 1683 г. под Веной обусловили политическое и экономическое доминирования Запада и в тот же время пробудили общественную мысль Европы. Деятели эпохи Просвещения положили начало серьезному изучению “Восточной проблемы”. Сформировалась целая наука - ориенталистика, или ступенька. Ориенталистика или ступенька возникла в XVI-XVII ст. , а сформировалось в XVIII-XIX ст.

В XVII - XIX ст. в европейских странах даже сложилась своеобразная мода “на все восточное”. Свидетельство тома - появление пересказов на европейские языки “Корану” и “Тысячи и одной ночи”, “Персидские письма” Монтескье и исторические драмы Вольтера. Поход Наполеона на Египет оказывал содействие появлению в европейской литературе целого направления, названного екзотизмом. В его рамках возник лирический цикл большого И. В. Гете “Западно-восточный диван”. “Восточные стихи” В. Гюго утвердили в Франции романтическую поэзию. Без восточных поэм - “Гяур”, “Лара”, “Корсар” - был бы неполным творческий задел Дж. Г. Байрона. В. А. Жуковский своим обращением к персидскому и индийскому эпосу (повесть в стихах “Рустем и Зохраб”, поэма “Наля и Даяманти”) укрепил романтическую поэзию в России. В Украине к теме Востока обращалось ряд выдающихся поэтов и писателей: Иван Франко (многочисленные переводы староарабських поэзий, сказок), Агатангел Крымский (поэтический сборник в трех частях “Пальмовая ветви”, цикл “Бейрутские рассказы”) обогатили украинскую литературу восточными мотивами.

И все-таки в XIX ст. превосходящей в Европе была мысль, сформулированная знаменитым автором “Книги джунглей” английским поэтом Редьярдом Киплингом: “Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись”. Жизнь опровергла этот постулат. В наше время народы Востока добились политической независимости от западных “цивилизаторов”, а ряд государств - и больших экономических успехов. Их тысячелетнее культурное наследство вливается в океан общечеловеческой культуры большой полноводной рекой. В этом потоке - могущественные струи того источника, который пробилось на поверхность из глубин Арабского халифата, который охватывал в VII - X ст. территорию от Пиренеев на Западе к Средней Азии и Северной Индии на Востоке.

Средневековая культура Ближнего и Среднего Востока зародилась и выросла на том же интеллектуальном грунту, что и культура европейских народов. Грунт этот был густо удобренный предыдущими цивилизациями Старинного Египта, Месопотамии, Восточного Средиземноморья и греко-римской античностью. Национальное семя молодых народов, занесенное на этот грунт ветрами истории и бурями социальных потрясений, дало густые ступеньки и странные плоды. Многие из них до сих пор питают наш интеллект и предоставляют невыразимое эстетичное наслаждение своим специфическим вкусом и ароматом. Но если в Европе цветы ее цивилизации запылялись идеалами христианства, то на Востоке такую роль отыгрывал ислам - наиболее молодая из мировых религий.

2. Пророк Мухаммад и его учение

История возникновения. Ислам возник и сложился в знойных полупустынях и зеленых оазисах Аравийского пивострова, заселенного кочевыми и осидлими арабскими племенами. Это случилось в двадцатые года VII век - совсем недавно, за историческими мерками. Пророка Мухаммада отделяют от Исуса Христоса целых шестьсот лет, а от Будды и совсем двенадцать столетий.

Мухаммад, что арабской означает “тот, кого хвалят” (в европейской транскрипции - Мохаммед, Мухамед, Магомед), родился в 570 г. в городе Мекка. Возле 610 г. он получил от Аллаха (арабской - Бог Откровение), которое и стал проповедовать среди мекканцив и кочевников родного племени. Мекка в то время была большим перевалочным пунктом на старинном караванном торговом пути из Индии и Византии в Африку и Европу. Она же была и значительным религиозным центром, в ней жилы язычники, буддисты, иудее и христиане. Правда, большинство аравитян к проповеди Мухаммада считала за лучше поклоняться исключительно “своим” идолам - родоплеминним богам, среди которых были небесные светила, источника, дерева, скалы и даже каменья. В частности держался с достоинством метеорит, что и по сей день сохраняется как святыня в главном святилище ислама - в храме Кааба.

Сначала в проповеди Мухаммада не было ничего принципиально нового в сравнении с вероучениями иудеев и христиан. Основное положение - отвергнуть старых богов и идолов и признать только одного - единого бога Аллаха и быть безусловно покорным его воли (ислам в переводе с арабской - покорность, посвящение себя Бог). На практике это означало полное покорение всех правоверных (арабской “муслим”, отсюда и второе название ислама - мусульманство) новому пророку. Это положение закреплялось формулой: “Нет Бог, кроме Аллаха, и Мухаммад - пророк его”. Проповедь Мухаммада отбрасывала старые родоплеминни верования и в этом значении была революционной. Естественно, это не могло понравиться старой мекканский знати, которая опасалась, кроме другого, потерять паломников к Кааби и связанные с этим прибыли. Мухаммаду и его приверженцам пришлось втекать в соседний город Ясриб, позднее переименованное на Медину (“город пророка”). Это переселение (хиджра) осуществилось в 622 г. , и эта дата стала началом мусульманского летосчисления. Здесь пророку поталанило больше: на его сторону в скором времени перешли кочевые племена, и на 630 г. его власть признала практически вся Аравия. С мекканською знатью был достигнутый компромисс: и признала новое вероучение, а Мухаммад объявил Каабу главным святилищем ислама, паломничество к которому (хадж) обязательное для каждого мусульманина хотя бы раз в жизни.





Вернуться назад