Эпоха Гомера : реалии того времени


70-х гг. XIX ст. перед взглядом ученых появилась выдающаяся культура, которая подтвердила много догадок, которые возникли на основании "Илиады" и "Одиссеи". Однако или достаточно точно отображал Гомер реалии того времени? По-видимому, нет. Его Ахиллес груб и живет как первобытный человек. Тем временем раскопки Трои и "микенской" эпохи, сделанные Г. Шлиманом и дополнены в начале XX ст. английским археологом А. Евансом, воссоздают совсем другой мир.

Город Кнос — еще с XVIII ст. до н. е. главное среди городов Крита — славилось мастерски построенным дворцом. В нем содержались царские палаты, святилища, гимнастические залы, бассейны (критяни уже имели водогон), открытые площадки — очевидно, для театральных представлений и религиозных церемоний. Стены в нем разрисованы фресками (водяными красками по сырой штукатурке) с изображением растений, животных, особенно часто быка, сказочных грифонов -(львов с орлиными председателями), безличчю человеческих фигур.

Скульптуры на Крытые не найдены. Так же, как и статуй богов или культовых сооружений-храмов. Вероятно, критяни кланялись богам на природе, в священных рощах или пещерах. Но известен большой разрисованный рельеф с изображением "царя-жреца". При греческом правителе Миноси (имя которого связывают с легендой о Минотавре) Крит был еще могучим государством (XV ст. к н. е. ), и Кноський дворец с хитросплетениями его коридоров полностью мог превратиться в воображении греков на легендарный Лабиринт, а фрески, которые изображали битвы с быком, породить образ полубыка, получеловека — обладателя Лабиринта

Минотавра.

Из XV — XIV ст. к н. е. центр эгейской цивилизации переместился на юг Балканского полуострова, в Микены и Тиринф. Здесь строили города-крепости на холмах, откуда и возникло название "акрополь" — верхний город. Микенский дворец — комплекс более упорядочен, чем Лабиринт Кноського дворца. Центром его был мегарон — большой прямоугольный парадный зал с очагом посредине. В зале устраивали торжественные сборища и пиры. Вокруг очага четыре колонны поддерживали навес с отверстием для дыма. Из эгейского дома из мегароном состояла архитектура античного храма. Гомер'назвав Микены золоторясними, и это справедливо. Археологи нашли там немало золотых предметов (ритуальных украшений, оружия, золотых сосудов и тому подобное).

Ахейцы были более воинственны, чем критяни. Это отображено в

сюжетах фресок. Около 1240 г. к н. е. ахейськи племена пошли войной на Троянское царство, что и отображено в бессмертных поэмах.

Была ли эта эпоха действительно эпохой героев? Такой ли ее создал гений Гомера? В любом случае, герои мифов — это люди, которые прослыли своими большими деяниями на благо человечества. Мифы рассказывают о первых основателях человеческой культуры, о людях отчаянное смелых, умных, которые очистили мир от разбойников и диких зверей, о первых мореплавателях, которые посетили далекие страны, о мудрых правителях.

Период истории Греции с XI до VIII ст. к, н. е. называют гомеровским, потому что все, что о нем известно, мы знаем из рассказов Гомера. Между исторической Грецией и классовыми цивилизациями давности лежат 300 или 400 лет смутных времен, когда в результате то ли нашествия более отсталых племен, то ли неизвестной нам социальной революции все внешние признаки пришедшей в упадок цивилизации были забыты. Этот переворот в конце II тысячелетия к н. е. оставил глубокий след. В начале следующего тысячелетия племена Древней Эллады расселились по всему Средиземноморью. Сельские общины — деми стали подавляющей формой поселения, и хотя город в конечном итоге взял свое, природа греческого полиса по большей части определялась земледельческой демократией, которая не забыла первобытного равенства и умения владеть оружием. Здесь, по-видимому, следует искать отличие античного общества от государств Передней Азии — монархических, централизованных, деспотичных.

Греки, согласно их собственному представлению, всегда оставались народом детей реред народов более старых и более мудрых стран.

Фактически на грани И тысячелетие к н. е. культурная среда упростилась. Греция . словно начала путь человечества сначала. Это было своеобразным новым рождением человеческого общества после высокого поднесения азиатских стран, которые рано достигли своего горизонта. Путь развития этих культур как будто прекратился, что характерно для деспотичных режимов, и дальнейшее общечеловеческое развитие не могло быть продолжением той же линии, он должен был начаться где-то снизу. В условиях более развитой международной среды греческая первобытность, став на фундамент, заложенный самыми давними цивилизациями, растворила врата будущего. Греческая культура принесла с собой высшую форму общественной самодеятельности общин, гармонию природы и общества и, конечно, тонкое ощущение прекрасного.





Вернуться назад