Украинская культура после татаро-монгольского нашествия (вторая половина ХIII - XV ст. )

Главная - Культура - Украинская культура после татаро-монгольского нашествия (вторая половина ХIII - XV ст. )

1. Исторические условия развития культуры

Развитие культуры во второй половине ХIII - XV ст. определялся сложной исторической ситуацией. Накануне монголо-татарского нашествия Киевская Русь разделилась на множество княжеств, независимых одно от одного или непрочно связанных определенными военно-политическими договорными отношениями. Источники начисляют 18 больших государственных образований, а если учитывать и мелкие, то 30-возле ты. Вследствие отсутствия политического единства, неполного подчинения младших князей старшим князьям не было и военного единства. Поэтому противостоять большим, хорошо наученным, настойчивым и жестоким войскам монголо-татар князьям Движении было весьма сложно. Уже при первом столкновенье на реке Калка в 1223 г. русичи испытали поражения, но и это не привело к преодолению междоусобных конфликтив.

1237-1240 гг. можно считать наиболее трагическими в истории Киевской Движении. Летописи и археологические источники раскрывают ужасные картины пожаров, уличных боев, массовой гибели людей в Киеве, Чернигове и других городах. Вместе с городами уничтожались и вытвори культуры, было вбито и забрано в плен десятки тысяч людей, среди которых встречалось немало разных мастеров, сдача населения втекла в леса, обезлюднили целые области.

В 40-х годах ХIII ст. для большинства княжеств Киевской Движении началось иностранное нашествие, которое закончилось лишь через четверть века и еще столько же длились периодические набеги казанских, астраханских и крымских ханов. Военные опустошения и трудное давление налогов привели к затяжному экономическому упадку. За первые 50 лет ордынского правления не было построено ни одного города. Масштабы каменного строительства достигли уровня, который предшествовал нашествию, только через сто лет. В ряде производств наблюдалось падение или забвение сложной техники, упрощалась ремесленная промышленность: исчезли сердоликовое ожерелье, стеклянные браслеты, искусство перетой эмали, полихромная керамика, производство смальты для мозаик, большинство приемов обработки металла и много другого. Связь города с селом, который зарождался, широкая торговля больших городов с периферией были уничтоженные татарами практически везде. Состоялся отрыв Киевской Движении от мировых торговых путей, задержалось формирование буржуазных элементов общества. Некоторые исследователи среди следствий нашествия выделяют изменения в ходе внутреннего развития: переход от добровольного единения под властью одного князя к подъему роли монарха. Но, вопреки мысли некоторых западных ученых, монголо-татары существенным образом не повлияли на сам характер культуры, которая стояла намного розвиненишою за культуру завоевателей. Хотя в язык и проникли некоторые слова, принесенные татарами (базар, башня, ботинок, сундук, чердак, колпак, кафтан), вообще культура на Движении развивалась на внутренней основе. Кроме того, находясь под властью степных орд, Киевская Русь сохраняла связь с византийским миром, которое оказывало содействие расцвету духовности в будущем. Русская митрополия находилась под неусыпным контролем Константинополя. Властители Орды, понимая значение церкви, освободили православное духовенство от дани и объявили нетронутыми его земельные владения при условии, что митрополиты, как и князья, будут ездить за ярлыком в Орду. Поэтому даже в затруднительные для Киевской Движении времена в монастырях и церквях продолжало концентрироваться культурная жизнь.

Нужно указать, что разные княжества разной мерой ощутили следствия монголо-татарского нашествия. Оно определило окончательное оформление в ХIII - XIV ст. исторических путей развития основных регионов Киевской Движении: юго-западного с центром в Галицко-Волынском княжестве, которое охватывает в основному этнические территории современной Украины, северо-восточного с центром во Владимиро-Суздальском княжестве и северо-западного с центром в Новгороде. Киевское и Черниговское княжества пришли в упадок. В связи с перемещением европейской торговли из Византии в Западную Европу на Движении торговые приоритеты переместились из Киевского в Галицко-Волынское княжество, где пересекались пути из западной, северной и восточной Европы. Это, в свою очередь, обусловило интенсивное культурное развитие указанного региона. Литовское правление, которое явилось на украинских землях из второй половины ХIV ст. , кардинально не повлияло на культурный процесс. Принцип литовской политики “ничего не изменять и ничего не вводить” как можно лучше отвечал интересам подвластного ему населения. Кроме того, определенной мерой литовское правление оказывало содействие интенсивным связям указанных земель с Западной Европой и ее влияния на местную культуру.

2. Наука и освитау распространении образования, как и в развитии многих областей культуры, огромную роль отыгрывали церкви и монастыре. Перед монголо-татарским нашествием распространения грамотности среди населения было довольно широким. Встречаются графите - надписи на камне, стенах, дереве. Это свидетельство о принадлежности предмета человеку, мастеру, просьба к Бог, церковные тезисы, полемика между духовными и светскими лицами (графите Софийского собора), загадки, пожелание князей своему народу и т.п.. В Звенигороди Галичскому и в Берести найдены берестяные грамоты, в Звенигороди, Перемишли, Галиче, Льву - бронзовые стилуси (писала) для письма на восковых табличках. О существовании школ на Волыни можно сделать вывод из жития иконописца Петра, позднее митрополита. Его, когда он досяг семи лет, “отдалили родители книгам учить”. Церковная монополия на образование предоставляла ей преимущественно богословского характера, применялся принцип обучения чтению составами и письму.