ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ


Эстетическая деятельность общественного субъекта, который развивается в течение длительного исторического времени, создает целый комплекс чувств, представлений, взглядов, идей, какие мы называем эстетическим сознанием. Что это такое? Прежде всего понятие, своего рода, абстракция, указующая особенное духовное образование, которое характеризует эстетическое отношение человека или общества к действительности. Эстетическое сознание продукт длительного исторического развития общества, оно существует как форма общественного сознания, которое отображает уровень эстетического освоения мира. Существует оно также как личностная индивидуальная характеристика отдельного человека. Эстетическое сознание общества, как и отдельного индивида, формируется только на основе эстетической практики в ее разнообразных видах, о какие мы уже говорили. Чем более богато эстетическая практика общества или личности, тем более богато и сложнее их эстетическое сознание. Слишком сложная и многоуровнева его структура. В известном значении она воссоздает основные исторические этапы его становления.

Рассмотрим лишь наиболее существенные элементы эстетического сознания : эстетическое чувство, эстетический вкус, эстетический идеал. Что касается искусства, то оно является особенной формой эстетического сознания, в которой представлены все другие элементы и которая существует специфическим образом. Речь о нем в специальном разделе.

Остановимся на последовательной характеристике элементов эстетического сознания.

1. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ЧУВСТВО

Чувства, которые Испытываются человеком и наслаждения разнообразны по характеру, структуре и психологическому механизму. Одни из них очень близкие животным, другие же являются специфически человеческими и свойственные только людям. Эстетическое чувство принадлежит как раз к последним. Это один из самых сложных видов духовного переживания, именно, по-видимому, более наиблагородно из чувств человека. Однако нельзя не отметить, что даже ему, человеку, эстетическое чувство не дано от роду. Как показывают научные исследования, оно зарождается у ребенка сравнительно поздно, или не зарождается совсем, если ребенок по каким-либо обстоятельствам рос в среде животных. Как указывал К. Маркс, эстетическое чувство появляется только там, где человек свободен от «грубой практической потребности». И если животное «проводит лишь под властью непосредственной физической потребности», то человек проводит, даже будучи свободный от физической потребности, и в истинном смысле слова только тогда «проводит, когда он свободен от нее». Разрабатывая теорию трудового совершенствования человека, К. Маркс установил, что богатство человеческой чувственности и способностей возникло и развивалось под воздействием разнообразных форм практической деятельности.

Зрением владеют многие животные, но глазом, который умеет наслаждаться красотой предметов, владеет только человек. Орган слуха также свойствен многим животным, но музыкальный слух есть только у человека. Образование внешних чувств это результат длительной биологической эволюции мира, возникновения и развитие эстетических духовных чувств результат всей социальной истории человечества. Способность активно воспринимать окружающий мир в формах по-человечески развитой чувственности не является заложенной у нас природой (в отличие от самих органов чувств), а есть продукт культурно-исторический. Формы созерцания и представлений не только не определяются анатомо-физиологи-ческими особенностями органов восприятия, но, напротив, задаются им извне разными формами деятельности, многообразием этих форм.

Известный советский философ Е. В. Ильенков так образно представляет этот процесс: «Собственная форма» (физиологичная форма) органов восприятия человека похожа с «формой воска» именно в том отношении, что в ней структурно физиологически не «закодирована» зазделегидь [априори] ни одна из форм их деятельного функционирования. Структурно они приспособлены эволюцией именно до того, чтобы воспринимать форму любого предмета, согласовать свою деятельность с любой предметной формой« 1. »Формы созерцания«, поскольку и »формы мышления«, пишет он дальше ни в коем случае не исследуются физиологически» то есть вместе с анатомией органов мышления и восприятия. Они каждый раз воссоздаются в индивидууме путем упражнения этих органов и наследуются особенным путем через формы тех предметов, которые созданы человеком для человека, через формы и организацию предметно-человеческого мира. Культура, созданная трудом человека, являются материальными носы-

телем форм мышления и форм созерцания, через который они передаются от одного поколения к другому« 2. Культура, ее предметные формы, духовное содержание, а также человеческое содружество носители форм чувствования мира и форм мышления. Отдельный человек овладевает такими формами индивидуально, через разные формы деятельности и общения, через игру и учебу. Вне мира культуры и человеческого содружества эти родовые качества человека не развиваются. Иначе говоря, способ передачи родовых качеств есть социокультурным, а не биологическим, генетическим, как у животных. Биологически и генетически у человека есть лишь предпосылки для социальной формы жизнедеятельности. Формируясь в раннем детстве, они действительно превращаются в психологические механизмы и действуют как »естественные« способности человека. Поэтому они и кажутся такими же »естественными« особенностями человеческого существа, как и анатомическое телосложение его. Тем более, что эти способности свойственны всем людям, различая лишь мерой их развитости и культурно-этническим своеобразием проявления. Все это создает впечатление, что формы мышления и формы чувствования наследуются так же, как цвет глаз и форма носа.





Вернуться назад