Саломея Амвросиевна Крушельницька


Саломея Амвросиевна Крушельницька родилась 23 сентября 1872 года в украинском селе Билявинци на Подоле в семействе священника. Детство ее прошло в маленьком селе Билла на Тернопольщине. Музыкальное дарование будущей девы проявилось рано. Она охотно училась играть на фортепиано. Невзирая на то, что дочери священника артистическая карьера не подходит, отец, увидев талант Саломеи, отправляет ее на последние деньги к Львову. Там она вступает к консерватории, где учится игре на фортепиано и вокалу.

В 1893 году она заканчивает консерваторию с медалью и в том же году (15 апреля) дебютирует с большим успехом на сцене Львовской оперы в партии Леоноры в опере «Фаворитка» Доницетти. Потом наступает успех в роли Сантуцци («Сельская честь»). И здесь в жизни певицы происходит знаменательная встреча. Во Львове в тот год гастролировала знаменитая итальянская певица Джемма Беллинчони. Она была поражена талантом молодой певицы и посоветовала ей отправиться в Италию, считая, что только так Крушельницька сможет достичь славы. Восени в 1893 году Саломея уже была в Милани. Она совершенствует свое мастерство у профессора Фаусты Креспи. Всего год спустя начались ее выступления на итальянских сценах. В 1895 она дебютирует на сцене театра Кремони в партии Манон Леско. Потом она с успехом поет в Парме, Триесте (Амелия в «Балле-маскараде», Леонора в силе судьбы«, Джоконда в одноименной опере Понкьелли и др. ), Бергамо (1897, »Богема«). Саломея не забывает и родной Львов, куда ее постоянно приглашают. Голос певицы нашел такую мощь, что ей по силам стали и вагнеровськи партии (Ельза в »Лоенгрини«, Елизавета в »Тангейзери«, Изольда).

В 1898-1902 году Крушельницька блестяще выступает на сцене Варшавской оперы. Здесь одной из ее любимых ролей стала Татьяна. 14 марта 1899 года пройщов бенефис Саломеи Крушельницькой, которая пела главную партию в опере Монюшка «Галька». В этот вечер сцена была укрыта букетами цветов. Варшавские зрители очень любили украинскую певицу. Когда она сказала о том, которое собирается переехать в Италию, к ее дому начали сходиться делегации, жители собирали подписи с просьбой остаться, Но прощальное выступление было назначено. Перед выступлением на сцену вынесли транспорант с цветами, на котором было написано: «Вернись к нам». На башне из красных роз поблискувала серебряная звезда с надписью брильянтами : «Мия». Крушельницька пела и плакала. После третьего действия на сцену вынесли «цветочный» плакат: «Госпожа Крушельницький - большой артистке - до свидания! Где бы не пела ты, мы вместе с тобой, почитатели высокого искусства».

В этот период она неоднократно гастролировала в Петербурге в итальянской труппе, где ее партнерами были Е. Карузо, М. Баттистини, С. Арнольдсон, Л. Тетраццини и др. Императорское семейство обратилось к артистке с просьбой дать концерт в частном царском дворце. В заключение концерта Крушельницька запела несколько украинских песен, к певице обратился царь: «Что это за песни и язык, на котором вы пели»? Крушельницька замирает от страха: «Это песни моего народа. Украинского народа».

В 1902 году состоялось триумфальное выступление певицы в Париже. Вместе с Яном где Решке она пела в «Лоенгрини». В 1903 Крушельницька поет Айду в неаполитанском театре «Сан Карло». Наступил 1904 год. Всем известная грустная судьба миланской премьеры любимой оперы Джакомо Пуччини «Мадам Баттерфляй». Невзирая на участие Розини Сторкио, Джованни Дзенателло, Джузеппе где Лука, опера провалилась. Понимая причины провала, Пуччини переделал двухактную постановку в трехактную. Местом новой премьеры три месяца спустя стала Брешия. Рассчитывать на успех при участии Розини Сторкио не приходилось. Но новая Чио-чио-сан превзошла ее. И это была Саломея Крушельницька! Премьера состоялась 28 мая 1904 года. Когда опера завершилась, Саломея Крушельницька нашла Джакомо Пуччини и вывела его на сцену. Вместе они выходили на бес семнадцать раз! Вот как рассказывает об этой премьере выдающийся итальянский музыковед Ринальдо Кортопасси : «. . . многочисленная публика собралась в театре на премьеру оперы »Мадам Баттерфляй«. Здесь было все барство Бреший, представители культуры, общества. Многие приехали из Милана. Все в напряженном ожидании. В девятом часу за дирижерским пультом появляется маэстро Клеофонте Кампанини. Поднимается завеса. Блестящее оформление спектакля прекрасно, и значительно лучше миланской постановки передает дух оперы. Зал вдохновляется при звуках ариозо Пинкертона, странно пропетому тенором Дзенателло. Зрители вызывают Пуччини(. . . ) Прекрасно звучит переделанный композитором любовный дуэт и завеса опускается под рукоплескання зал. Потом его опять поднимают, чтобы повторить на бес финал дуэта. Публика опять требует автора, Кампанини, Саломею Крушельницьку, которая несравненно вела свою партию, Дзенателло. . . » Дальше автор воспоминаний обстоятельно рассказывает об этом незабываемом вечере. Публика вынуждает Крушельницьку повторить на бес знаменитую арию «В ясный день желательный», на бес поется также дуэт Сузуки и Чио-чио-сан, интермеццо перед третьим актом. Триумфальный успех певицы поднес ее на вершину славы. Они гастролировали из «Чио-чио-сан» по всему свету, выходили на лучшие сцены Европы и Америки. После сотого представления Крушельницька говорит Пуччини: «Сто раз каждый вечер Баттерфляй . теперь - достаточно»! Она подала ему славную партитуру.

Дальнейшая карьера Крушельницькой была очень быстрая. В 1906 году А. Тосканини приглашает ее в «Ла Скала». Именно в этом театре Крушельницька во всей красоте выявила себя в итальянских премьерах штраусовских «Саломей» (1906) и «Електри» (1909), участвовала в мировых премьерах опер Ф. Чилеа «Глория» (1907), И. Пиццетти «Федра» (1915).





Вернуться назад