Традиционное гончарство Европы


СОДЕРЖАНИЕ

Вступление 3

Раздел 1. Традиции европейского гончарства 5

Раздел 2. Ассортимент изделий гончаров Европы 11

Раздел 3. Гончарство в системе духовной культуры 16

Выводы 21

Литература 23

Вступление

Изучение явлений духовной культуры выдвигается в число наиболее важных заданий, которые стоят перед этнологами. Постигание главных закономерностей архаичного мировоззрения не просто обогащает наши знания о прошлом, открывая какие-то новые, неизвестные ранее страницы жизни наших предков. Обществоведение все ближе и ближе подходит к осознанию того фундаментального по значению обстоятельства, что духовный мир человека при всей своей мыслимой вторичности, производной от материального бытия представляет один из важнейших факторов существования и поступательного развития человечества. Самовольная или несамовольная недооценка, не говоря уже о самом игнорировании этого, неуникно оборачивается ущербностью и даже необъективностью общей картины. Более того, сами базисные явления социально-экономического порядка в большинстве случаев не могут быть правильно понятны в отрыве от теснейшим образом связанных с ними феноменов духовной культуры.

Из такой точки зрения глубоко закономерно, что по мере расширения исследований середньович-них и новочасних ремесел все больше внимание исследователей привлекает именно мировоззрение ремесленников, потому что ясно, что изучение только экономических аспектов не позволяет полностью воссоздать картину ремесла. Гончарство является одним из найтрадицийниших занятий человека; еще в конце ХИХ - в первой половине ХХ ст. оно хранило немало материальных и духовных примет средневековья. И вместе с тем оно является наименее исследованным.

К тому же, результаты предыдущих исследований западноевропейских вчених-керамологив неизвестны широкой общественности ученых Украины. Данный реферат является попыткой отреагировать на актуальность данной темы, предложив на рассмотрение некоторые этнографические разработки европейской керамологий.

Керамикой как феноменом культуры, семантикой и символикой керамических изделий, ролью и местом гончаров в обществах разных странах и народов в своих многочисленных трудах интересовались Г. Сейвидж, Х. Ньюмен, Й. где Клевин, П. Еберхард, М. Пенкала, В. Шойфлер, Ш. Спейт, Р. Ллойд, М. Гимбутас, М. Елиаде, В. Гебауер, Р. Берендс, Р. Воссен, В. Еберт, Д. Дрост и другие этнологи, искусствоведы и историки культуры. Отдельно стоит выделить труды немецких исследователей К. Кокошки, В. Метцгера, Е. Остерло-Гессат, посвященные фигурной кровельной керамике, надписям и рисункам на изразцах и черепице, их семантике и роли в духовной культуре, хотя многое из этого все равно остается недостаточно исследованным. Труды Р. Вайнхольда призваны осветить как художественные традиции и современность в керамике Восточной Германии («Керамика в НИР: Традиция и современное» (Ляйпциг, 1988, в соавторстве), так и роль керамики в истории мировой культуры («Глина во многих ипостасях: Культурная история керамики» (Ляйпциг, 1982).

Зато книга шведской исследовательницы Ни Нотини «Европейское искусство гончарства : Ремесло с традицией» (Франкфурт-на-Майне, 1987) освещает несколько другие аспекты. В 1980-х ро-ках А. Нотини осуществила ряд этнографических экспедиций по Дании, Норвегии, Финляндии, Швеции, Германии, Франции, Испании, Греции, Венгрии, Португалии, Румынии. Целью их было выяснить современное состояние традиции ремесленника в странах Западной Европы, социальный статус гончаров, гендерное разделение их труда, традиционный ассортимент изделий и их место в народной культуре, элементы древней духовной культуры, что до сих пор бытуют во многих гончарных ячейках нашего времени, и наконец, — показать самобутни творческие личности митцив-гончарив, которые берегут традиции предков, посвятив жизнь самобытному ремеслу. Их лица — серьезные и едва грустные, веселые и озабоченно-сосредоточенные — смотрят на нас из многочисленных цветных фото, которыми щедро проиллюстрированная книга, которая состоит из их интервью. Также труд А. Нотини содержит сравнительную таблицу форм горшков и крынок в странах Европы, инструкцию из добычи и обработки глины, словарик профессиональной терминологии, список литературы из технологии гончарства. Книга венгерского керамолога Й. Сабадфальви «Венгерская черная керамика» (Будапешт, 1987) написана в более традиционном стиле. Это научная монография, посвященная феномену «дымящей» («черной») керамики в Венгрии (самые известные ячейки ее производства — Мезотур, Ходмезьовашаргель, Мохач). Труд Й. Сабадфальви содержит историю «дымящей» керамики, описание общей территории ее распространения (Центральная Америка, север Южной Америки, отдельные страны Африки и Азии, в Европе — в Дании, Нидерландах, Норвегии, Литве, частично в Германии и Австрии, Чехии, Словакии, Венгрии, Польше, Румынии, Беларуси, Украине, России, Сербии, Словении), рассмотрение истории венгерских гончарных ячеек, технологию производства «дымящей» посуды, его ассортимент и применение, описание традиционной орнаментики и технологии орнаментировки, библиографию, альбом иллюстраций. «Дымящей» керамике посвящена также статья Й. Сабадфальви. Труды объединяет тщательность исследования, любопытство к гончарству как к явлению как материальному, так и духовной культуры, отсутствие социально-экономических абстрагирований, уважение к культурным традициям народов Европы. Книги А. Нотини и Й. Сабадфальви, насыщенные весомым фактическим материалом, целостные за стилем и логикой изложения, является замечательным образцом методологии для отечественных исследователей.





Вернуться назад