Начало литературного синтеза храмного действа


ПЛАН

Вступление 3

1. Начало литературного синтеза храмного действа :

богословские построения Максима, творчество Дамаскина,

взнос Фотия в обоснование церковного вероучения

и храмных ритуалов, самобытность Михаила Пселла 4

2. Развитие агиографии, храмной поэзии, эстетики,

музыкальной культуры, храмного искусства 7

3. Место Византии в культуре мира . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12

Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14

Список использованной литературы ............... 15

ВСТУПЛЕНИЕ

Определяющей чертой духовной жизни Византийской империи к середине VИИ ст. стало безраздельное господство христианского мировоззрения. Глубокие рели-гийнисть стимулировали теперь не столько догматичные споры, сколько наступление ислама, которое вели арабы, вдохновении идею "священной войны" и борьбой с язычниками - славянами и проболгарами.

Еще более выросла роль церкви. Нестабильность жизненных фундаментов, гос-подарська и бытовая неустроенность масс населения, нищета и постоянная не-безпека со стороны внешнего врага заострили религиозные чувства подданных импе-рий : утверждался дух смиренности перед обстоятельствами " земного мира", покир-ливого подчинения "духовным пастырям", безграничная вера в чудеса и знамения, в спасение через самоотречение и молитву.

Стремительно увеличивались количество храмов, множилось число монастырей. Как никогда раньше, расцвел культ святых, особенно поклонение известным лишь в данной местности, округе, городе; на них как на "собственных" небесных заместителей по-кладалися все надежды.

Распространение суеверий помогало церкви господствовать над розумами па-рафиян, множить свои богатства и укреплять свое положение. Этому способствовало и снижение уровня грамотности населения, крайнее сужение светского знания.

Однако торжество теологии, утверждения ее господства с помощью на-сильства скрывали серьезную опасность - богословие могло оказаться не-состоятельным перед критикой иноверцев и еретиков.

Как любая идеологическая система христианство нуждалось в развитии. Необходимость этого осознавалась в узких кругах церковной элиты, которая збе-ригала традиции высокой религиозной и светской образованности.

Следовательно, литературный синтез церковных ритуалов, систематизация богословия становились самой главной задачей для пропагандирования идей христианства.

1. НАЧАЛО ЛИТЕРАТУРНОГО СИНТЕЗА ХРАМНОГО ДИЙСТ-ВА : БОГОСЛОВСКИЕ ПОСТРОЕНИЯ МАКСИМА, ТВОРЧЕСТВО ДА-МАСКИНА, ВЗНОС ФОТИЯ





Вернуться назад