Художественная культура в ХХ ст.

Главная - Культура - Художественная культура в ХХ ст.

Общие особенности. Картина художественной жизни XX ст. не сравнимая ни с одной из прошлых эпох за своим разнообразием и парадоксальностью. Возникает множество новых жанров - или благодаря новым техническим возможностям (кинематограф - больше ста лет тому, компьютерная графика - в наши дни), или вследствие другого преломления традиционных (например, концептуальное искусство, когда в картинах изображения заменяют надписи). Уже нельзя найти прошлого стилевого единства, отмечается как традиционализм, так и неудержимое новаторство. Чрезвычайно распространяется синтез мистецтв.

Серьезные дискуссии связанные с трактованием места и роли литературы и искусства в жизни общества. В XIX ст. среди творческих людей сильными были стремление своим искусством изменить жизнь на лучше и вера в то, что это довольно быстро произойдет. Эти надежды испытали краха. Соответственно, если в прошлую эпоху мастер стремился быть понятным, донести свое произведение читателю, зрителю, слушателю, то теперь все чаще возникает представление о самоценности творческой личности, определенную замкнутость творчества в себе самой. В искусстве возникает тенденция преобразования его на элитарное (искусство для избранных, посвященных).

XVII - XVIII ст. прошли под знаком рационализма, веры во всемогущество ума человека, в XIX ст. усиливается внимание к чувствам, эмоциям. В XX ст. в центре находится сфера несознательного. Чрезвычайно важную роль в возникновении новых художественных течений сыграла теория психоанализа 3. Фрейда. Ему принадлежит самая постановка вопроса о том, что подсознание принимает участие в определении поведения человека. Основу подсознательного, за Фрейдом, составляют сексуальные инстинкты (при этом под “сексуальным” Фрейд понимал всю гамму положительных чувств). Они же предопределяют большинство действий человека. Из сексуальных конфликтов в глубинах психики Фрейд выводит мораль, искусство, религию. Позднее неофрейдизм сохранит его основную логику, оценку иррациональных мотивов в поступках человека, но отстранит абсолютизацию сексуальных мотивов. Вот, например, как описывает творческий процесс художник Андре Массон. Он считает, что надо: 1) освободить сознание от рациональных связей, достичь состояния, близкое к трансу; 2) полностью подчиниться неконтролируемым позарозумовим импульсам; 3) работать по возможности быстро, не задерживаясь для осмысления сделанного.

Если в конце столетия глобальные проблемы, которые угрожают самому существованию человечества, очевидные всем, то соответствующие расположения духа в искусстве возникли еще на границе XIX-XX ст. Среди художественной интелиґенций набирает популярности философия Ф. Ницше с его недосказанистю, отбрасыванием традиционных ценностей, включая христианство, убежденностью в собственной обраности (характерный подзаголовок его книги “Как говорил Заратустра” - “Книга для всех и ни для кого”). Показательным есть феноменальный успех книги О. Шпенглера “Запад Европы”, пронизанной пессимизмом относительно будущего цивилизации. После Первой мировой войны и с новой силой во время и после Второй в мировоззренческом центре творчества многих больших мастеров оказалась философия экзистенциализма. Екзистенция - человеческое существование как единство внешнего мира и внутренних переживаний, но постигнуть себя человек может только в пограничних ситуациях (борьба, страдание, смерть).

Модернизм и постмодернизм. В начале XX ст. в сфере художественного творчества - в литературе, архитектуре, живописи, музыканту, театральном искусстве - возникает множество течений, групп, школ, которые принято обозначать сборным сроком “модернизм” (модерн - новый). В этом термини нет попытки вычленить какую-нибудь общую черту - очевидные разнообразие и ризноплановисть мастеров. Объединяет их прежде всего авангардизм - разрыв с признанными нормами и традициями, бунт против старых форм не только в искусстве, но и в жизни вообще. В то же время у разных мастеров абсолютно разными были, с одной стороны, целые, а с другого - тон и направленность протеста.

Особенно ценится изготовление собственного, ни на кого не похожего образа, который связано с изменением общих эстетичных установок. Если раньше главной эстетичной категорией было прекрасное, все искусство предыдущего века пронизано гуманизмом, то теперь популярной категорией становится безобразное, идеал целостной человеческой личности исчезает, что временами ведет к подрыву фундаментальных основ творчества (например, изобразительное искусство отказывается от зображувальности, образности). Главной ценностью признается внутренний мир художника, право без ограничений выбирать способы выражения своих переживаний, ассоциаций.

Другу половину ХХ ст. в искусстве определяют как постмодернизм. Срок также довольно широкий. Эпоха постмодернизма так же далекая от единства, как и модернизм. Сохранились приверженцы авангардизма первой половины века, который сам превратился на классику. Не прекращается дальнейшее новаторство. В то же время возвратил ряд исторических традиций. Для многих поиск новых форм перестал быть самоцелью, а превратился просто в один из выразительных средств. Изобразительное искусство. Изобразительное искусство стало сферой, где в начале столетия наиболее наглядно проявился разрыв с традицией, художественный поиск и новаторство. Чтобы составить о них представления, остановимся на характеристике некоторых с новых напрямив.

Сюрреализм (“сюр” в переводе с французской - свыше, над) особой популярности приобрел благодаря выдающемуся испанцу Сальвадора Дальше (1904 -1989). Приверженцы этого направления считали, что рациональное постижение действительности не может служить источником творчества, и провозгласили основой истинного искусства сферу подсознательного: инстинкты, интуицию. Любимым приемом сюрреалистов стало отображение сновидений и галюцинаций, в которых нагляднее всего раскрывается подсознание. При этом реальные логические связи заменяли произвольными ассоциациями самого художника. Картины Дальше - это, как правило, химерические комбинации блискучо в живописном отношении написанных компонентов. Сюжеты временами бессмысленные, временами химерические, неожиданное использование аллегорических образов. Например, в полотне “Розп”яття”, обращаясь к библейскому сюжету, который писали к нему тысячи художников, Дальше избирает такой ракурс, которого не было ни у кого. Художнику не были чужие острые социальные мотивы. Причем часто самоценным становится уже название картины. Одним из символов века считают известную работу “Предчувствие гражданской войны”. Через все творчество Дальше проходит образ Гали - его жены Елены Дьяконовой (например, “Атомная Леда”).

Абстракционизм сознательно отверг художественный образ. Искусство само по себе есть реальность, считают абстракционисты, поэтому задача художника - не подражать окружающей действительности, а конструировать ее с помощью свободной импровизации. В России и Украине в начале столетия благодаря ярким мастерам - Казимиру Малевичу и Василеви Кандинському приобрел распространение вариант абстракционизма - супрематизм, в котором основу композиции картин составляли геометрические фигуры. “Черный квадрат” Малевича признается в определенном понимании программным твором.

Расцвет абстракционизма приходится на 50-и года, когда живопись и скульптура такого рода стали общепризнанные, вошли в быт “среднего” европейца и американца. Впервые значительный самостоятельный центр изобразительного искусства составляется в США, американские мастера заняли ведущее место в абстрактном экспрессионизме. Его основоположник Джексон Поллок (1912-1956) утверждал, что важный не результат, а сам процесс творчества и упоминания о нем, что остались на полотне. Он отказался от традиционной живописной техники: расположив полотно на полу, художник разбрызгивал краски с банок.

Одним из вариантов абстракционизма стало также оптическое искусство (оп-арт), основанное французом венгерского происхождения Виктором Вазарели. Ключевой элемент оп-арту - ритмическое дежурство фигур или линий одного цвета, который создает иллюзию движения. Композиции Вазарели в 70-и года использовались в архитектуре предместья Парижа как декоративное снаряжение будинкив.

Модернистские художники еще в начале столетия стали использовать как выразительные средства реальные предметы быта, афиши, газеты, рекламу. Эти и другие подобные предметы, вырванные из своего обычного окружения, служили для создания произвольных, обычно очень неожиданных и химерических комбинаций. Этот прием составил суть поп-арта, который возник в 50-концы х лет в Англии и потом распространился в других западных странах. Наибольшую популярность в сфере поп-арта имели американцы Джаспер Джонс и Роберт Раушенберг. Дж. Джонс первым из поп-художников удостоился персональной выставки, где продемонстрировал изображение американского флага, букв алфавита, цифр и мишеней для стрельбы из лука. Благодаря Р. Раушенбергу поп-арт получил международное признание. Раушенберг так сформулировал свой творческий принцип: “Пара мужских носков не меньше пригодная для создания произведения живописи, чем деревьев”яний подрамник, гвозди, скипидар, масло и полотно”. Наизнаменитейшая работа Р. Раушенберга - чучело козла с одетой на него автомобильной шиной. Как это бывало и в предыдущие эпохи, виднейшие мастера поднимались над узостью одного направления. Продолжительная творческая жизнь большого художника и скульптора Пабло Пикассо (1881-1973) - один из символов искусства ХХ ст. Его творчество всегда было многоплановым. В одних роботах Пикассо приближался к сюрреализму, в других заметное влияние абстракционизма. Художник экспериментировал с палитрой, делая какой-нибудь цвет доминирующим. Наиболее известные послевоенные работы художника выполненные в реалистическо-романтической манере. Таким есть рисунок “Голубь” (1947), что стал эмблемой миротворческого движения. Широкой популярности приобрела скульптура “Человек с ягненком”, что воплотила в себе идею защитника, доброго пастыря, которая имеет истоки из христианства. Эта скульптура установлена на площади небольшого пивденнофранцузького городка Валлариса перед “Храмом мира”. Одним из наиболее пронзительных воплощений в искусстве ужасов войны и протеста против военного безумия постоянная картина Пикассо “Герника”. Ее сюжет связан с событиями гражданской войны в Испании, когда во время налета немецкой авиации полностью был уничтожен город Герника, за несколько часов погибли тысячи людей.

Архитектура. Переворот, который состоялся в ХХ ст. в архитектуре, заключается не просто в появлении новых форм, применении новых материалов. Изменилась вся концепция этого вида творчества. До сих пор при проектировании на первом плане стояли задачи эстетичные, мировоззренческие, теперь же главным назначением архитектуры становится наиболее рациональное решение практических, функциональных задач. Такое изменение систем ценностей произошло не сразу.

В архитектуре, как и в живописи, литературе, музыканту, поиски нового стиля начались на рубеже столетий в рамках модернизма. Сначала они были выражением идейного протеста против бывших форм и отстаиванием права на индивидуальное творчество. Авангардизм состоял в чисто внешнем упрощении форм, отказу от традиционных декоративных украшений, материалив.

Настоящая архитектурная революция связана с оформлением в 20-и года функционализма в качестве ведущего направления. Он утвердил такой основной принцип: “форма идет за функцией”. Ключевой фигурой, чье творчество определило магистральные пути развития строительства в ХХ ст. , стал архитектор чрезвычайной интеллектуальной и художественной силы - Ле Корбюз'е. Он родился в Швейцарии, но жил и работал в основном в Париже. В своих многочисленных ярких теоретических роботах он сформулировал принципы функционалистськой архитектуры: 1) колоны, которые поднимают дом над землей; 2) сад на крыше; 3) свободный план; 4) горизонтальное окно; 5) свободный безумный фасад. Ле Корбюз'е разработал и применил революционный принцип в технике строительства: он всю систему каркасу сооружения свел до двух элементов - сопротивления и перекрытие. Таким образом, для внутреннего планирования приоткрывалось полное пространство. Это решение также раскрывало широкие возможности для массового строительства. Специалисты оценивают значение этого открытия таким образом: “Принцип отделения несущей конструкции от планировочного решения принадлежит к глубочайшим изменениям, которые ХХ век привнес в архитектуру”.

Функционализм оказался настолько созвучным и с новыми эстетичными запросами, и с новыми технологическими возможностями, который стал основанием международного стиля, который оформился на 20-конец х лет. В его рамках органически раскрылись возможности строительного материала века - железобетона. Определенная национальная своеобразность, отличия архитектурных школ существуют в пределах международного стиля. Он был типичным для американской архитектуры Нью-Йорк с его небоскребами, сосредоточенными на Манхеттени. Наиболее знаменитые административные здания - это Емпайр Стейт Билдинг (398 г высотой) и комплекс небоскребов Центр^-центр-рокфеллер-центр.

В Советском Союзе получил популярность близкое по духу направление - конструктивизм (т.е. конструкция - основа всего архитектурного решения). В некоторых сооружениях того времени прослеживалось объединение конструктивизма и классической традиции (например - мавзолей В. И. Ленина, построенный за проектом О. В. Щусева).

Во второй половине века возрастает взаимосвязь архитектуры и градостроительство вообще. Появляются сборные, пневматические конструкции, синтетические материалы. На смену традиционным художественным ремеслам пришел дизайн. Очень много приверженцев находит себе техницизм, особенно при строительстве многоэтажных зданий, но он все одно не доминирует, а сосуществует с множеством разных школ и направлений, в том числе тех, которые возрождают традиционные стили (например, классицизм). Принуждает призадуматься над перспективами архитектуры в следующем веке такой факт. За опрашиванием архитекторов - участников очень престижной строительной выставки в Лас-Вегаси в 1999 г. , были названы 10 величайших сооружений ХХ ст. Большинство сооружений, которые попали к списку, выделяются не своими эстетичными преимуществами, а масштабами и сложностью конструкций. На первом месте оказался Евротунель под протоком Ла-Манш. Были также названные Панамский канал, федеральная система автомобильных дорог США, Асуанская дамба, мост через проток Золотые ворота в Сан-Франциско. Единое исключение представляло здание Оперы в Сиднее.

Литература. Литература ХХ ст. буквально пронизанная контрастами. Неудержимые эксперименты - и заботливое сохранение традиций, появление принципиально новых жанров; и развитие всех, прежде произведенных литературной историей, высокое понимание назначения писателя; и тотальная коммерциализация. В этом разнообразии можно выделить такие доминантные тенденции.

Прежде всего, в отличие от живописи, скульптуры и архитектуры, в литературном процессе значимость бывших достижений - реализма, психологизма, социального анализа - не только не згасала, но никогда не выходила на второй план. В одном ряде с шедеврами психологичной-социально-психологической романистики XIX ст. стоят “Жан-Кристоф” Ромена Роллана в Франции, “Будденброки” Томаса Манна в Германии, “Сага о Форсайтив” Джона Голсуорси в Англии, “Тихий Дон” Михаила Шолохова в России. Широчайшую панораму жизни американского пивдня Соединенных Штатов в цикле романов дал один из наибольших романистов века У. Фолкнер. Филигранно и заботливо использовали слово выдающиеся русские писатели И. О. Бунин, К. Г. Паустовський, В. В. Набоков (причем Набоков, который значительную часть жизни прожил в США, пруд и признанным классиком американской литературы).

Много писателей продолжало традицию активного участия в общественной деятельности. Особенно широкий отклик достало антифашистское и антивоенное движение. Г. Роллан, который много лет прожил в Швейцарии, возвратил к родной Франции в опаснейший момент приближения фашистской угрозы, поэт А. Мальро стал активным участником движения Сопротивления. Ернест Хемингуей, Мате Зальце, Джордж Оруелл, Михаил Кольцов воевали на стороне республиканской Испании. Томас Манн эмигрировал после прихода Гитлера к власти в Швейцарию и возглавил там антифашистский комитет. Военными корреспондентами было много советских писателей, И. Еренбурга за его публицистику Гитлер объявил личным врагом “третьего рейху”. В года “холодной войны” писатели не раз собирали конгрессы на защиту мира.

Углубление и развития приобрела историческая романистика. Нетрудно заметить, что писатели обращались к этому жанру, прежде всего стараясь найти в истории ответа на жизненные вопросы. Такие поиски они объединяли с суровой научностью, с тщательным воспроизведением эпохи, которая описывалась. Такими есть “Боги алкают” Анатоля Франса, “Петр Первый” Алексея Толстого. Основное место заняли исторические романы в творчестве большого немецкого писателя Лиона Фейхтвангера (“Еврей Зюс”, “Испанская баллада” и прочие).

Из новаций, которые появились, прежде всего нужно назвать стилистические. Составляется мысль, которая неторопливая, размеренная проза, мелодичные стихотворные размеры прошлого не отвечают темпам нового века. Вместо них приходят стихи без рифм и размера. В русской поэзии ярким примером новаторских поисков может послужить творчество В. Маяковского. Со временем общепризнанной стала и нашла множество продолжателей скупая за внешними проявлениями, отличная сжатостью фраз, “телеграфная” манера американского писателя Э. Хемингуея.

Характерный для модернизма разрыв с традициями мы видим в создании так называемой литературы “потока сознания”. Начало ей положил роман английского писателя ирландского происхождения Джеймса Джойса “Улисс”, в котором четко прослеживается влияние психоаналитических идей Фрейда. Роман без героя, без обычной фабулы разрабатывает в французской литературе Марсель Пруст (эпопея “В поисках утраченного времени”). Швейцарский писатель немецкого происхождения Герман Гессе представляет психологическую, философскую прозу (повесть “Степной волк”, роман “Игра в бисер”), обращается к сложному миру религиозных учений Востока (“Сиддхартха”). Глубинные, тайные основы повседневности - включая всю неисчерпаемость безобразного - сделал объектом своего творчества американец Генри Миллер (романы “Сексус”, “Тропик Рака”). Выдающиеся французские философы-экзистенциалисты А. Камю и Ж. -П. Сартр были также выдающимися литераторами.

Для ряда писателей реалистические образы казались недостаточными для современного масштаба, когда самая действительность временами выдавалась ирреальной. В новом качестве возвращает к литературе романтизм. В западной литературе главным романтиком века, несомненно, был Антуан де Сент-Экзюпери (“Маленький принц”, “Земля людей”), который погиб в воздушном бое с фашистами. Следует вспомнить и выдающегося романиста М. А. Булгакова (роман “Мастер и Маргарита”, повести “Собачье сердце”, “Театральный роман” и инш. ). Вызванные мировыми войнами, волной революций, насилия и тоталитаризма пессимистические расположения духа вылились у возникновение нового жанра - антиутопии. В отличие от литературных утопий прошлого, которые изображали образы желательного, идеального общественного порядка, антиутопии представляли собой предостережение - лякаючий образ возможного страшного будущего. Яркие образцы антиутопий - произведения Джорджа Оруелла (“1984”), Евгения Замятина (“Мы”), Андрея Платонова (“Котлован”, “Чевенгур”), Олдоса Хаксли (“ОБ, этот странный мир!”). В ХХ ст. возникает и приобретает довольно значительное распространение литература абсурда (преимущественно в виде театра абсурда). Выдающимися представителями этого течения были румынский писатель Э. Ионеско, ирландец С. Беккет, русский поэт Д. Хармс (Ювачев). К глубоким прозаикам эпохи принадлежит австрийский писатель Франц Кафка, который гениально изобразил пронзительную абсурдность современной бюрократии, угасание и исчезновение человека и человечности (романы “Процесс”, “Замок”, и т.п.).

Прямая связь с успехами науки прослеживается в головокружительной популярности жанра научной фантастики, который зародился в XIX ст. Фантасты старались осмыслить морально-этические следствия научно-технического прогресса, ставили в своих произведениях проблемы, которые со временем начинали беспокоить все человечество. Большим мыслителем-фантастом был Герберт Уеллс (повести “Остров врача Мор”, “Война миров”, “Машина времени”, “Человек-невидимка”). Блестящие образцы социальной фантастики принадлежат пэру чеха Карела Чапека (“Война саламандр”, “R. U. R. ”, “Фабрика абсолюта”). Как представитель социальной фантастики вошел в литературу и основоположник советской научной фантастики Александр Беляев (“Человек-амфибия”, “Вечный хлеб”, “Глава профессора Доуеля”). Для 50-середины х - 60-начала х гг. главнейший интерес составляли перспективы покорения космоса (произведения Артура Кларка, Рея Бредбери), окрашенные светом утопических ожиданий (“Туманность Андромеды” и другие произведения Ивана Ефремова). Позднее фантасты стали использовать возможности жанра для исследования этики, биоетики и даже роботоетики. Много из проблем, которые предусмотрели в своем творчестве Айзек Азимов и Станислав Лемм о статусе и границах искусственного ума, возможности и опасности развития робототехники, стали сегодня реальностью. Реалии сегодняшнего компьютерного мира превосходят даже воображение фантастов. Фантастика как жанр литературы все чаще объединяется с антиутопией, показывая человечеству перспективы возможного саморазрушения на пути “прогресса”.

Благодаря современным средствам коммуникации, преобразованию литературного перевода на равноправную область творчества, все более утонченной полиграфической технологии связки в масштабах мировой литературы все время змицнюються. В то же время в ее рамках существуют и бывшие национальные центры, составляются новые.

Ярким явлением в мировом литературном процессе второй половины века постоянная латиноамериканская литература. На основе испанской литературы и местного многонационального фольклора (индейцев, африканцев, европейцев) вырос заворожуючий образный мир, самобытные характеры книг Хорхе Луиса Борхеса, Хулио Кортасара (Аргентина), Жоржи Амаду (Бразилия), Рафаэля Гарсиа Маркеса (Колумбия).

Отдельно следует остановиться на феномене советской литературы. XX ст. открылось “серебряными пор” русской литературы с целым розсипом поэтических имен. Революция и гражданская война изменили, но не прервали литературный 20-процесс. 20-и года отмечены всплеском, взрывом литературной жизни. Ситуация серьезно изменилась после концентрации всей власти в руках Сталина на 30-границы х лет. Много писателей было репрессировано. Правящий режим хорошо понимал идеологическую и воспитательную роль литературы, в 1934 г. работники литературы были объединены в Союз писателей СССР. На государственном уровне главным методом литературного творчества был провозглашенный социалистический реализм. В отличие от Западной Европы, в советской литературе вплоть до 80-х лет традиционализм стал магистральным направлением развития. В его рамках в прямом или косвенному согласии с господствующей идеологией было создано немало выдающихся произведений. А вот литературное новаторство было возможное только при работе “в ящик”, публикации в “самиздате” или за кордоном.

Театр и музыка. Что касается театра, то за свою предыдущую историю он прошел сложный путь от очень условного действа к постановкам, которые имели разительную жизненность. В ХХ ст. революционность увидели в самый раз в обратному: в максимальной театральности, которая понимается как условность, использовании резких выразительных средств. В 20-и года одновременно в Москве развернулось творчество выдающихся режиссеров-новаторов. Свой театр организовал В. Мейерхольд, который радикально обновлял выразительные средства, даже использовал приемы русского балагану, привлекал публику к сценическому действию. Е. Вахтангов выдвинул лозунг “фантастического реализма”. А. Таиров являлся сторонником крайних сценических форм, противником полутонов. Еще одно отличие от других видов искусства связанная с тем, что театральное искусство более зависимо от государства, склонно к политическому влиянию. Здесь нет компромиссного варианта “отложить издание”, нельзя прятаться за полной условностью живописных образив.

Одной из наиболее значительных личностей, которые формировали театр ХХ ст. , был немецкий драматург, писатель, режиссер и теоретик Бертольд Брехт. Он развивал интеллектуальное направление. Приверженец социалистических идей, он начал свое творчество “Тригрошовою оперой”, поставленной режиссером Э. Пискатором, основоположником политического театра (позднее власть организовала банкротство его театра). Во времена фашизма Брехт был вынужден эмигрировать, после войны возглавил в Немецкой Демократической Республике знаменитый театр “Берлинер ансамбль”. Брехт выработал особый вид драмы - параболу - развернутую богатыми событиями притчу, полную конфликтов глобального характера (“Мама Кураж и ее дети”, “Жизнь Галилея”, “Добрый человек с Сезуана”, другие).

Музыка испытывала процессов, похожих с другими видами искусства. Из рубежа возрастов начался мучительный поиск нового современного языка. Начал его А. Шенберг - основатель атональной музыки и додекафонии (использование 12 нот).

В ХХ ст. создавали истинные классики, которые стали вровень с наибольшими композиторами и исполнителями всех времен: Э. Григ, К. Дебюсси, Д. Шостакович, И. Стравинский, Д. Гершвин, С. Прокофьев. Они сделали разнообразным, усложнили выразительные средства, их музыка гостриша, более жесткая, химерниша, чем у предшественников. В музыкальные произведения все чаще врываются дисгармония, образы зла, разрушение. На фантастическую высоту поднялось классическое исполнительское искусство, настоящими соавторами композиторов можно считать дирижеров Г. фон Караяна, Д. Макропулоса, И. Менухина, Е. Светланова.

ХХ ст. ознаменованное открытиям и феноменально быстрым распространением новых видов и жанров музыки, музыкального творчества, рассчитанных на массовую аудиторию. Так в 20-и гг. завоевывает популярность джаз, а в 60-и - рок. Одним из исполнителей - признанных реформаторов популярной музыки ХХ ст. - был американский певец Елвис Пресли. Он в 50-середине х гг. завоевал сцену для доли-н-роллу - синтетического направления, которое возникло со сплава блюза, джаза, свинга и других направлений. Его продолжателями стали Клифф Ричард, “Енималз”, “Роллинг Стоунз” и много других. Эпоху в роке-музыке ХХ ст. составила группа “Битлз” - квартет в составе Д. Леннона, П. Маккартни, Д. Харрисона и Р. Старра. Начав выступления в 1960 г. , “парни из Ливерпуля” в скором времени завоевывают своими песнями все топ-позиции престижных хитов-парадов. Хотя к 60-конца х группа распадается, песни “Битлз” не теряют свежести и пользуются до сих пор огромной популярностью. До конца столетия возникали и сейчас возникают многочисленные направления, разновидности популярной музыки, но революционных сдвигов более не происходило.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Беличко Ю. В. Украинское советское искусство периода гражданской войны. - К. :Мистецгво, 1982. - 183 с.

2. Гриненко Г. В. Хрестоматия по истории мировой культуры. - Г. : Юрайт, 1998. - 669с.

3. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. - Г. : Искусство, 1990. -319 с.

4. История искусства зарубежных стран. - Г. : Искусство, 1980. - 384 с.

5. История мировой культуры. - Лыбедь, 1994. -320 с.

6. Энциклопедия для детей. - Т. 7. - Искусство. 4.1 2-- е изд. , испр. и перераб. /Гл. ред. М. Д. Аксенова. - Г. : Аванта, 1999. - 688с.