ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ Й ЗАРОЖДЕНИЯ РИТОРИКИ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА


1. ВСТУПЛЕНИЕ.

История ораторского искусства бережет замечательные образцы и приемы красноречия, богатейшие революционные традиции устной политической пропаганды и агитации.

Каждая эпоха характерна своим стилем и методом в красноречии, не говоря уже о расхождении их политических спрямованостей. Но в течение ряда эпох, особенно в периоды революционных потрясений и прогрессивного развития разных стран, в ораторском искусстве, как и в других сферах человеческой культуры, формировались некоторые основные принципы, которые имеют определенную социальную ценность и сейчас.

2. ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО В ДРЕВНЕМ МИРЕ.

Ораторское искусство знали еще в Древнем Египте, Ассирий, Вавилоне, Индии, Китае. Однако беспрестанная история его начинается у античной Греции, где ораторское искусство было порождено насущными общественными потребностями, стало действующими орудиями социального прогресса и развития рабовладельческой демократии.

Хотя первые напоминания об ораторском искусстве и его представителях встречаются в «Илиаде» и «Одисей», созданных еще в IX, - VII ст. к н. е., «Золотой век» греческого красноречия наступил во второй половине Vст. к н. е., после окончания греко-персидских войн, когда ораторское искусство превращается в существенный фактор общественной жизни Афин и орудий политической борьбы. От ее участников, которые желают влиять на ход государственных дел, было нужное умение при всем народе отстоять свою точку зрения, убедить и повести за собой народ.

Учиться ораторскому искусству, владеть им стало необходимостью для всех греческих граждан. Именно в этот период и возникает теория красноречия - риторика, как теоретическое обобщение практики ораторского искусства, а также собрания правил и методических приемов учебы красноречию. Появилась и профессия ритора - учителя красноречия. Первыми преподавателями красноречия были софисты - «путешествующие учителя мудрости». В основу представления о сущности красноречия они положили учебу об относительности истины. По мнению софистов, объективной истины не существует, есть лишь субъективные суждения о ней. Поэтому не можно считать, что одна мысль истинна, а другая - нет.

Против учебы об относительности истины - краеугольного камня риторических взглядов софистов - впервые выступили Сократ и особенно его ученик Платон, который риторике софистов противопоставив «искреннее красноречие», основанное на настоящем знании и потому доступное только философу. Сократ был первым, кто познал культурную, собственно «человеческую» ценность общения между людьми, превратив беседу в настоящее искусство. В «сократичных» беседах вместо учителя и учеников беседующие, для которых нет ничего более важное, чем пробиться к истине. Признается один лишь судья - старшинство мысли.

Наибольшим политическим оратором Древней Греции был Демосфен (в 384 г. к н. е). Как свидетельствуют современники, первую речь Демосфена публика встретила градом насмеханий : картавость и упавший от природы голос оратора не импонировали темпераментным афинянам. Но в этом хилом на вид юношу жил поистине могучий дух. Беспрестанным трудом и тренировкой он одержал победу над собой. У древних писателей находим: «неясное, шепелявое произношение он преодолевал, вкладывая ко рту камни и читал на память отрывки из поэм, голос укреплял бегом, разговором на крутых подъемах». . . Чтобы избавиться от непроизвольного посмикування от плеч, он вешал над собой острое копье, что причиняло ему боль при любом неосторожном руссе.

Настойчивость и энергия победили. Демосфен переборол физические недостатки, довел ораторскую технику до совершенства, стал наибольшим политическим оратором. Своим примером он подтвердил важнейший принцип: оратором может стать практически каждый, если не пожалеет для этого времени и труда. При этом, конечно, вовсе не обязательно пользоваться «методикой» Демосфена, хотя последователей его чрезвычайных методов мы встречаем и в более поздние времена. Да, в начале нашего века на березе громкой кавказской реки Рион произносил речи, набрав камней в рот, двенадцатилетний подросток. Подростка звали Владимир Маяковський.

Оратор и большой политический деятель Демосфен в своих речах призывал афинян к енергичной политике, разоблачая бездеятельность и продажность афинских правителей, и пытался сплотить греческие государства-карлики для общей борьбы с врагом. Его пламенные речи были результатом большого труда, а ораторские приемы строились на глубоком знании психологии слушателей. Демосфен гармонично соединил ораторское мастерство со страстью борца, убежденного в правоте своего дела. «Не слова и не звук голоса складывают славу оратора, а направление его политики», - утверждал он.





Вернуться назад