Львов


Вступление

Львов, обласнай центр одноименной области-одне из найстародавни-ших городов нашего государства. Город расположен на самом мероприятии страны. Львов выделяется выгодным географическим положением на важных сухопутных путях, в центре наиболее густо населенного району края. Город стоит в котловине и склонах водораздела Днестра и Буга. В пределах Львова река Полтва, левый приток Буга, течет в подземном тоннеле. В городе находятся Замковая гора, Писчана гора и др. Они придают Львову живописный характер. И хотя во Львове сусидують сооружения разных епох и стилей, однако все они отмечаются художественно-творческим единством и вместе складывают единственный историко-архитектурный комплекс.

Все, кто впервые приезжает во Львов хотят увидеть его площадь Рынок и в первую очередь направляются к ней. Да и не удивительно. Вспомним сколько трагедий пронеслось над городом, сколько потрясений выпали на его судьбу. Наше знакомство с достопримечательностями историко-архитектурного заповедника начинается рассказом о площади Рынок и найстаровинниши достопримечательности города.

Старинный и молодой. Эти определения наиболее полно характеризуют Львов - город памятник, город - музей под открытым небом, город в котором переплелись прошлое и современное.

Львов практически сохранил застройки всех исторических периодов. Нигде больше в Украине не было ни таких величественных готических и ренессансных кам'яниць, ни таких ренессансных и барокових храмов.

В течение столетия Львов был одним из наибольших за количеством населения городом Украины, ячейкой ремесел, промыслов, и, конечно, центром культуры.

В середине 13 века на месте давнего поселения на Замковой горе Галицко-волынский князь Данила Галицкая учредил город, назвав его Львовом. Тогдашний Львов состоял из двух частей: на горе - укреплен замок("град"), а у низа - торговый - ремесленный город("должностей").

Постепенно город развился и в 1272 г. стал столицей Галицко-волынского государства.

К югу от самой давней части города вырастает новый район - Середмистя, который впоследствии стал центром средневекового Львова. Новый город был окружен мурами.

Большинство достопримечательностей архитектуры средневекового Львова до наших лет не дошли, их поглотило пламя пожаров 1381 и 1527 гг. Так, от пожара 1527 года полностью сгорел готический город.

Приблизительно в 1360 году рядом с площадью Рынок заложен Кафедральный (Латинский) собор по плану архитектора Петра Штехера. Строительство собора растянулось на длительное время, и только в 1479-1481роках его закончили вроцлавские архитекторы Йоахим Гром и Амбросий Робиш.

Этот тринефний с удлиненной алтарной частью костел суровых и простых готических форм, а в то же время монументальных величавых, на них отсутствуют декоративные прикрасы, характерные для европейськой готики. Своеобразным украшением храма служит ряд контрфорсов, которыми подпертые стены пресбитериуму. В стенах, освобожденных от груза нервюрного свода, переведенного на контрфорсы, высокие стрильчасти окна, покрытые витражами. Эта алтарная часть костела осталась почти неизменной до нашего времени. Основная же масса храма была подданной коренным изменениям в более поздние времена. Большой вред испытал костел во время пожара 1527 года - завалился свод. Но еще большие потери нанесли ему реставрационный - конструктивные работы в 1760-1780 годах: готические формы были изменены барочными, переделанный вход, монументально строгих форм башня увенчалась барочным завершением, и высота ее достигла 65 метров. Было снесено немало часовен, которые окружали храм, а с ними бесповоротно погибло их отделки-произведения искусства. Остались только две часовни - Камп'янив и Боймив, а также следует от третьей, что когда-то плотно примыкала к апсидальному простенку алтарной части - овальный портрет с изображением купца Яна Домаглича и вотивный рельеф, на котором представлено многочисленное семейство Домагличчв.

Тогда же интерьер костела был разрисован известным художником-монументалистом С. Стройнським, а алтари украшены замечательными деревянными скульптурами, выполненными львовскими ризбярами М. Полейовським и Я. Овидизьким.





Вернуться назад