учеба декоративно - прикладному искусству

Главная - Культура - учеба декоративно - прикладному искусству

ПЛАН

I. Вступительная часть

1. 1 Общие сведения об учебе декоративно -

прикладному искусству.

ИИ. Основная часть

2. 1 Значение народного декоративно - прикладной-

го искусства.

2. 2 Содержание занятий по декоративно - прикладного мыс -

тецтва.

2. 3 Городец - центр народного художественного мыс -

тецтва.

2. 4 Полховський Майдан - центр народного худож

его промыслу.

2. 5 Киров - центр вробництва димковськой игрушки.

2. 6 Филимоново, Опошня - центры народных худож-

них промыслов.

2. 7 Матрешки - как вид декоративно- прикладного

искусства.

2. 8 Жостево - центр народного художественного о -

мислу.

2. 9 Золота Хохлома.

2. 10 Палех - центр народного художественного мистецт -

ва.

ИИИ. Заключительная часть.

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

1. 1

На занятиях декоративным рисованием с первоклассниками, учитель должен иметь в виду успехи, которые достигли ученики в детских садах. На уроках рисования необходимо активно привлекать произведения народного искусства, изучать приемы пензлевого росписи, развивать эстетическое восприятие детей.

Содержание декоративной работы в начальных классах значительно усложняется. Уже в первом классе на уроках декоративного рисования ученики должны получить определены эстетические знания: о народной глиняной игрушке, о выразительных приемах росписи. Происходит дальнейшая систематизация умений и навыков в создании собственных композиций узора.

В процессе пед. керевництва детским декоративным искусством

на уроках органично вписуеться группа методических приемов, которые находят применение в работе с детьми детского сада, : вопросительно- соответствующая беседа о произведениях народного искусства ; устное рисование, которое создает сюжет, которой нужно решать декоративными средствами; приемы пензлевого росписи; использование апликации, как элемента, который организует декоративную композицию и как средство познания действительности для декоративного обобщения.

В итоге на занятие изображающим искусством в младших классах учитель должен принимать к сведению сенсорный и эстетический опыт, приобретенный ребенком в детском саду. Отсюда активное привлекание на уроки декоративной работы естественного материала для распространения досвида учеников за наблюдением действительности.

Учитель должен уметь соединить развитие мышления и вещание учеников младших классов с эстетическим познанием и художественным развитием. Знакомство учеников даже с обычными художественными предметами должно быть привидом для серьезного разговора о сущности эстетического в искусстве и действительности, о становлении современного стиля и моды, о специфике системы изображает- выразительных средств декоративно-прикладного искусства на уровне с другими видами искусства.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2. 1 Значение народного декоративно-прикладного

искусства

Значение декоративного рисования в общем прцеси учебы очень большое, в особенности в первых классах, в которых дети впервые начинают систематически заниматься рисованием под руководством учителя. Вперших и в следующих классах ученики, в процессе пользуются карандашом и кистью, получают технические навыки, которые постепенно усложняются с каждым годом в меру того, как дети овладевают определенной суммой навыков. Декоративное рисование при условии правильно организованной планомерной работы развивает наряду из техническими навыками, которые имеют, безусловно, большое значение в рисовании, и творческие способности.

Таким образом, декоративное рисование призвано для осуществления задач, которые имеют большое значение в учебе рисованию, :

1) развитие творческих способностей учеников, чувства цвета, ритма и композиции - размещение рисунку на плоскости.

2) развитие технических навыков.

Содержание декоративного рисования - рисования узоров, которые имеют определенное назначение, : узор в полоске, узор в прямоугольнике, узор в кругу и другие. Рисования узоров начинают с упражнений, потом переходят к узору: вводится начало ритма и относится задача организации поверхности узора путем введения цвета. Рисование узоров требует дежурства одинаковых за формой и цветом элементов, которые складывают ритм. Повторения одинаковых за формой и цветом элементов возможны за условием внимательной и точной работы. Дети постепенно привыкают к тому, которое нужно уравнивать и устанавливать сходство и разницу между повторюючимися элементами узора, определять правильность в форме элементов (наприклад:прямокутник, круг, черточка определенной длины и другая). В силу этого декоративное рисование становиться добрым средством тренировки рук и глаз; оно развивает умение координировать работу руки и глаза, которые в дальнейшем приобретают все больше и большее значение в рисовании. Кроме того, рисование узора требует вдумчивого отношения и аккуратности в труде.

2. 2. Содержание занятий по декоративно-прикладном искусстве. Педагогическая ценность познания народного и декоративно-прикладного искусства объясняются следующими важными причинами: произведения этих видов искусства позволяют воспитывать в школьниках определенную культуру восприятия материального мира, способствуют формированию эстетического отношения к действительности, допомогають глибже познать художественно-выразительные средства других видов изображающего искусства.

Предметный мир, окружающий человека, изменяется незви-чайно быстро: производство товаров в разных странах удваивается приблизительно каждые 15 лет.

Необходимо практически направлять художественные наклоны шко-ляра так, чтобы это помогло в организации жилья, одежды, раскрывать эстетическое значение произведения декоративно-прикладного искусства прошлых эпох и современного времени. Знакомство школьников с декоративной образностью, особенно в творчестве народных мастеров, содействует развитию у них эстетического отношения к действительности. Источники декоративной выразительности народного искусства в умении мастеров эстетически осмысливать природу.

Значение произведений декоративного - прикладного искусства для формирования художественного вкуса обусловливается еще и тем, что в них специфически переламываются выразительные средства других видов изображающего искусства - живописи, графики, скульптуры, архитектуры. Да, в росийских художественных лаках ( лаковая миниатюра) преобладает живописное начало. Поэтому и у техници росписи этих изделий хранятся такие живиписни приемы, как подмальовок и лессировки, которые предоставляют особенную звучность и выразительность колористической гамме росписи. В некоторых видах декоративно- прикладного искусства - керамике, художественной обработке дерева, камня, кости и рога - преобладают скульптурные качества ( например, всемирно-известная богородская деревянная игрушка). Мы должны помочь детям понять художественный замысел произведения, объяснить основные принципы декоративно- прикладного искусства, какое виявляеться поперше в необходимости взаимосвязи формы предмета из его функциональним назначением, по- второе в соотношении формы и материала, и по- третье - формы и украшений.

Примеры орнаментальных композиций, которые выполнены мастерами в разных материалах с применением разной техники обработки формы предмета позволяет учителю просто и понятно познакомить младших школьников с единством эстетического и функционального в создавании художественной вещи, выделить приемы декоративного обобщения, объяснить, что каждая вещь создается для человека и живет в тесной взаимосвязи с другими делами. Человек с развитым художественным вкусом способен понимать и ценить стилевое единство предмета, чувствовать связь декоративного искусства с эстетическими требованиями в свое время, или прошлых эпох. Поэтому так важно развивать способность учеников видеть вещь в связи с другими делами и потребностями человека.

2. 3

Разнообразные сюжеты крестьянского и городского быта мастера писали в свободной пензлевий манере. Современные мастера унаследовали выборочные традиционные мотивы: цветы, кони, птицы ( см. рис. 1). Выбор изделий был значительно переменчивым и расширенным. Роспись выполняется масляными красками по дереву и цветному фону.

Упругие ветки и букеты, составленные из ярких декоративных цветов, предоставляют этим вещам незабываемый учет. Мастер наносит легкие, уверенные мазки, не удаваючись к подробному контуру.

Вся композиция узора строится кистью. Приемы декоративной розподилки цветов - розанив и купавок - отрабатывались на сквозняке многих десятилетий.

Интересно разобрать приемы, с помощью которых народный мастер быстро и впевненно наносит цветочный узор. Розан и купавка выражают самые главные признаки, яки присущи многим цветочным растениям, - веночек из пелюсткив, ярко выраженный центр цветка и другой. Несколькими неуверенными коловими движениями кисти мастер определяет силуэт цветка в форме круга. Яркие и плотные по цвету, эти разноцветные круги быстро наносятся на поверхность прикрашаемого предмета таким образом, что сейчас же становиться понятным композиционный замысел цветочной росписи. Круги для розана делаются побольше, для купавки - поменьше. Этот начальный этап работы над композицией росписи мастера называют подмальовком, или замальовком.

Следующий этап - определение центра цветка. В розана центр рисуют в середине цветка. В купавки он смещается влево, или вправо. Выдающуюся привабнисть цветам предоставляют лепестки, выполненные полукруглыми скобками. Чтобы получить скобку, ее начинают прописывать кончиком кисти, а потом сильным нажимом.

Завершающий этап росписи - оживка, или линейная роздилка пятна. У городецькому росписи она выполняется чаще всего белилами. С помощью элементарных средств декоративного решения : силуета, линии и ритму - достигается эстетическая значимость изделия.

Задания для учеников строятся так, чтобы даже на первом степени знакомства учеников с приемами народной росписи не было прямого наследования.

Декоративные мотивы разных украшений нижегородских изб выполнялись особенными приемами резьбы. Это рельефная, глухая резьба. Местные мастера называют ее корабельной, или долбленою. Растительный орнамент являлся главным мотивом глухой резьбы. Среди веток, цветов размещались фантастические лица: птица Сирин, русалка - берегиня, львы ( см. рис. 2,3,4).

Если школа находится в небольшом городке, где еще збе -

реглися деревянные дома с резьбой, можно пойти на экскурсию, чтобы дети внимательно разглядели деревянное кружево и оценили мастерство ризчикив.

2. 4.

При изучении полхов-майданського росписи отворяется своеобразный мир народного искусства. Деревянные точеные грибы, матрешки, свистульки, солонки покрывает яркая, буйная роспись из крупных цветов и листков вперемишку с гроздьями ягод смородины и винограда. Встречаются у росписи и сельские пейзажи, птицы и животные (см. рис. 5).

У росписи преобладают чистые, локальные тона. Змишуя желтую с синей, получают насыщенный зеленый цвет, алая с желтой - дают красный.

Выдающуюся обворожительность и завершенность росписи предоставляет умелое

использование приемов лесировки ( наложение одного прозрачного кольрового слоя на другой ). Этот прием особенно помитен в самой известной и самобытной росписи - цветы с наводкой.

Колорит майданських изделий, особенная манера народного письма, привлекают многих.

После упражнений, в которых деть познають приемы полхов, - майданського росписи, можно рекомендовать использовать впечатление от изделий майданцев для самостоятельной работы учеников над композицией узора, который украшает тарелочку, или круглую салфетку, при этом учитель должен объяснить особенности узора в кругу, который компонуется иначе, чем в полоси или в квадрате.

2. 5

Сказочный мир народной игрушки особенно близкий детям: кони, барашки, свиньи, утки не могут оставить их безразличными. Интересно наблюдать реакцию младших школьников на народные игрушки в городской школе. Потому что именно в условиях современного города деть оторваны от природы, они реже видят свийских животных. Какое увлечение написано на обличчах учеников, когда в классе на столе учителя появляется веселое, яркое игрушечное глиняное стадо. Димковську игрушку нельзя попутать с другими лепными народными игрушками, благодаря колорит, простоту и безхитростность образа ее. Это, прежде всего, снежного белья фон, на каком написан простой узор геометрического характера : кружки, точки, полоски. Как и городецьки мастера, димковськи наносят узор в свободной пензлевий манере. Они любят насыщенный цвет: червоно-алий, малиновый, синий, золотисто-желтый, фиолетовый, особенно празднично сияющие на белом фоне игрушек (см. рис. 6). Уже при первом знакомстве детей с димковскою игрушкой учитель стремится разъяснить детям ее эстетическую ценность, акцентуя связь формы с материалом, узора - с формой предмета.

Для практической работи после беседы о димковську игрушке петушка - каталку выбирают не случайной. Чтобы развить у детей сознательное отношение к созданию декоративных вещей на основе переработки реальной формы, эффективнее за основу взять образ, который вызывает у детей выдающиеся эмоции. Петушок - самый любимейший герой многих сказок.

Знакомство с народньою игрушкой и первые представления учеников о декоративном изображении зверей и птиц в липци закрепляются на примере игрушек - свистулек с послидуючим росписью.

Каждый из учеников может мнимо создать обиды действительных птиц или зверей ( представление памяти ). О свистульци - свиньи, кони - скалке у детей не имеет готовых представлений. Чтобы сложить эскиз таких игрушек ребенку нужно переделывать свои представления памяти.

Рассматривая с детьми народные глиняные свистульки, нужно

обратить внимание на изменения внешнего учета птицы, или зверя, чтобы играшкой можно было пользоваться как свистком.

Учителю следует ознакомить учеников с некоторыми приемами липки народной игрушки.

2. 6

Орнамент как неотъемлемый элемент художественно - образного решения разглядим на примере двух видов глиняной игрушки - современной филимонивськой и опошнянськой ( см. рис. 7 ).

В розфарбовци филимонивськой игрушки (Тульская область)

доминируют интенсивный красный и малиновый цвета, которые горят еще ярче от соседства темно- синего и зеленого. Орнамент росписи простой: узкие черточки - полоски, кое-где елочные ветки, или графический древний символ солнца - розетки, круги, ромбы, характерные для вышивания, росписи и резьбы прялок. Простой и легкий узор хорошо соединяется с утонченными удлиненными формами филимонивських свистульчек.

Колорит опошнянськой игрушки ( Полтавская область ) обумовлен технологией росписи посуды в этом центре народных промыслов. Мастера здесь очень хорошо умеют выявлять выразительные возможности блестящих глазурей, свободно нанести узор на глиняни фигурки.

Узор в роспису филимонивськой и опошнянськой игрушек не возможно представить поза пластичной объемной формы глиняных изделий. Изображен поза предмета, он потерял бы эстетический смысл и выразительность как элемент художественного образа. Как свидетельствует опыт работы с учениками младших классов, народная глиняная игрушка всегда несет большое эстетическое удовольствие детям. Через игрушку народный мастер залучуе ребенка к искусству. Этот вид народного искусства оказывает влияние на современность.

2. 7

Больше 70 лет тому назад обратно в художественную мастерскую под Москвой привезли из Японии фигурку игрушечного лысого дедушки - фукуруму. Кукла раскрывалась, в ней находилось еще несколько фигур, вложенных друг в друга. Игрушка всем понравилась. И наши мастера решили сделать свою деревянную куклу. Первая матрешка состояла из восьми фигур. Изображала она девочку в платке и сарафане, с черным петухом в руках.

Матрешки делают в Полховськом площади, Семенове, Загорську. Большое значение для художественного завершения рисунка имеет контурка, то есть тонкий рисунок черной краской ( см. рис. 8 ).

Ощущение слияния росписи с тоской, точеной формой матрешки особенно эмоционально дети смогут пережить, если на уроках труда они отримать белые заготовки из дерева и распишут их видповидно своего замысла. О такой радости складывания художественного изделия говорят работы, выполненные семеновськими учениками.

Встречи детей с деревянной игрушкой - мактрьошкою

помогут оживить и внеклассную работу. Одним из применений может послугувати проведение детского праздника - конкурса " Рисуем хоровод матрешек ". Цель свята в том, чтобы учитель, залучая учеников старших классов, организовал группу учеников младших классов веселого и

хорошего соревнования в рисунках на асфальте, чтобы хоровод был нарядным и хорошим.

2. 8

Расписные желтые подносы, которые радуют глаз своей игрой ярких красок, благородным блеском лакированной поверхности, выразительностью свободной кистевого росписи, по праву относятся к числу наиболее интересных изделий декоративно-прикладного искусства. Талант народных мастеров превращает скромные изделия домашнего быта в

нарядные украшения жилья. Батькивщина этих подносив- село Жостево.

Сегодня высоко оценивается вклад мастеров Жостово в развитие и сохранение декоративной системы письма, заснованной на поэтическом ощущении природы. Творчество разных мастеров обогащает

единственный стиль жостоковського искусства ( см. рис. 9). Изменился характер письма, но техника и технология производства во многим сохранилась.

Живопись на подносах масляными красками начинается с пидмальовка. Следующими слоями красок художник выделяет темные и светлые места росписи, строит объем, уточняет формы изображения. Все формы оконтуриваються тоской линиею чертежа . Расписанный поднос

сушат, потом его борта украшают мелким орнаментом (уборною).

Жостовськи подносы украшаются свободно и декоративно написанными изображениями цветов- красочными букетами, венками и гирляндами, широко положенными на черный или цветной фон. Крупные цветы окружаються более меньшими и

связываются между собой гибкими стеблями и листьями.

Роспись подносов является также отображением этого интересного и своеобразного цветочного стиля. На его формирование, по-видимому, влияла и роспись фарфора, и узоры цветов в украшении тканей . Изображения цветов и фруктов получили большую обобщенность, лаконизм и яркую красочнисть.

Детям, для более эмоционального восприятия, нужно рассказывать и показывать на примере сравнение ( например Хохлому и Жостов); а также использовать схематическую таблицу ритмичного решения композиции в кругу.

После такого объяснения дети восторженно пишут свои эскизы

подносов . На партах во всех затонировани подносы. К этому уроку ученики должны свободно владеть кистью (с помощью системы заданий на основе народного искусства). Сначала они рисуют зарисовки, после- определяют композицию в виде цветных пятен; и только потом начинают прорисовывать детали.

2. 9

Произведения Хохломи очень любят Простые по форме деревянные чашки, миски радуют глаз богатым узором. То по золотому

фону вьется орнамент из трав и ягод, то на черном или красном поле, как будто исходя из глубины, мерцают золоте листьев кудрини. Хох-

ломськой орнамент существует не одну сотню лет; развиваясь, он хранит свои традиционные основы. Хохлома- один из древних русских художественных промыслов, который несет в себе характерные черты народной культуры.

Хохломський роспись называют пламенним и золотым. В этом есть конкретная характеристика и перекази:полум'яна потому, что основной у росписи красный цвет и тлму, что раскрашенная посуда закаляется в пламени горячей печи. А золота она от того, что простая по материалу посуда блестит, как золота. ДляХохломи характерные две разновидности орнамента:розпис верховой и под фон. Рисунки верховой росписи наносятся мазками кисти на поверхность фона, образовывая легкий ажурный узор. К их числу видносяться:трав'яний роспись с красными и черными травками, веточками и кустиками. Роспись под фон имеет золотистый силуэтный рисунок, окруженный черным или красным фоном. Его выполнение начинается с нанесиння контурных очертаний мотивов, а потом закрашивается окружающий фон. В работу с детьми, иногда, по учебе традиционным приемам письма включаются сами мастера художньгопромисла. Такое беспокойство об эстетическом воспитании детей трудно переоценить. От внимательных детских глаз не выскользнет и то, как держит мастер кисть, которой бывает нажим в кисти, когда пишется листок, и когда наносится штриховка у росписи кудрина. У учеников виховуваються странные чувства объемной формы и чувства композиционных схем расположения на ней орнамента. В таких условиях естественно и прсто происходит передача опыта и знаний, дети начинают понимать, что искусство и труд неотделимы друг от друга.

2. 10

Волшебное искусство палешан возникло на основе древньоросийського живописи. Условность цвета, ювелирная прикраса деталей творимым золотом, сказочный характер росписи и орнаментальная ее трактовка типу для древньоросийського живописи. Сверкая, словно драгоценные камни, изделия из черного лака нельзя спутать ни с чем. Цветные пятна изображения, сплавленные в странную гармонию, мерцають из глубин черного бархатного фона. Миниатюра Палеха отличается ризномайттям сюжетов на фольклорные, исторические и современные темы.

Мастера лаковой миниатюры успешно разрабатывают композиции на темы русских народных сказок, легенд.

Работая с учителями в школе, автор неоднократно был присутствующим на уроках, когда ученикам демонстрировали слайды, которые раскрывали красоту произведений изобразительного искусства. Каждый раз поражает сила эстетического влияния световых картин на учеников. Так было и на уроке, который знакомил учеников второго класса с творчеством палешан. На экране, спалахуя яркими красками, замищували друг друга сказочные картины :" Пушкинские сказки"," Садко " и много других.

Каждый ученик-зритель остается в классе вроде бы наедине с виникненним внезапно перед ним волшебным изображением. Ничего не мешает внимательно разглядеть яркую картинку. Учитель не торопит детей, ученики сами захотят рассказать, что особенно их поразило в художественном решении известных сказок (см. рис. 11 ). Когда улягуться первые впечатления учеников, учитель может сообщить небольшие сведения из художественной жизни палешан.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Роль народного декоративно-прикладного искусства в эстетическом развитии учеников очень большая:

1) развитие творческих способностей ребенка

Розфарбовуючи рисунок, ребенок начинает больше чувствовать цвет (она замечает важнейший цвет, который характеризует тот или другой рисунок; гармонируют ли цвета между собой); учится правильно размещать изображение на плоскости.

2) развитие технических навыков

Ребенок овладевает разными приемами рисования росписей, в зависимости от их вида.

3) воспитания интереса к изображающей деятельности.

Если учитель сможет правильно организовать работу на уроках - ребенок действительно заинтересуется не только этим видом деятельности, но и искусством вообще. Потому что народное декоративно-прикладное искусство наиболее интересно и ближайшее к ребенку ( особенно, если это не только папер, но и разные предметы, которые можно раскрашивать). Поэтому у ребенка возникает интерес, заохоченисть и желание работать.

И если учитель действительно смог заинтересовать детей этим видом искусства, то он может считать, что почти заинтересовал детей искусством вообще.

ЛИТЕРАТУРА:

Ростовцев Н. Н. "Методика преподавания изображающего

искусства в школе ", М, Просвещение,

1980

Шпикалова Т. Л. " Народное искусство на уроках декоратив-

ного рисование ", М;Просвещение, 1979.