Мавзолей в Галикарнаси и Колос Родоський

Главная - Культура - Мавзолей в Галикарнаси и Колос Родоський

План:

Вступление

Галикарнаський мавзолей

Колос Родоський

Вывод

Вступление

Древний мир знал семь классических чудес. Почти пять тысячелетий назад были "созданы" первое из них - пирамиды египетских фараонов, потом, через двадцать веков, второе - висячие сады в Вавилоне (VII ст. к н. е. ), за ним по одному в столетие - храм Артемиды в Эфесе (VI ст. к н. е. ), статуя Зевса в Олимпии (V в. к н. е. ), Мавзолей в Галикарнаси (IV ст. к н. е. ) и, наконец, почти одновременно сразу два чуда - Колос Родоський и маяк на острове Форосе (III ст. к н. е. ).

Это были поистине большие достижения древних мастеров, они поражали воображение современников своей монументальностью и красотой.

Много архитектурных сооружений разных времен и народов поражали воображение не только современников, но и их потомков. И тогда говорили: "Это одно из семи чудес света", отдавая дань уважения прославленным чудесам древности, признавая за ними первенство и совершенство. Говорили также: "Это восьмое чудо света", как бы намекая на возможность примкнуть к замечательной семерке.

Галикарнаський мавзолей

Одним из самих грандиозных памятников греческой архитектуры поздней классики была замечательная гробница в Малой Азии, в столице небольшой Карийской государства - Галикарнаси.

Галикарнас имел удобное географическое расположение. Здесь был хороший порт, укрепленный самой природой, удобный в торговом отношении. Вдоль гавани находилась рыночная площадь, дальше наверх через центр излучины и ее обрамлений была проложена широко развернутая улица, "посредине которой был, возведенный Мавзолей, построенный в таком грандиозном масштабе, что он числился среди семи чудес света", - записал Витрувий.

Гробница была построена в IV веке к н. е. царицей Артэмиссией. Мавсол был, судя по всему, жестокий правитель, вводил налог за налогом, вытягивая доходы из всего, например, из похоронных обрядов или волос. Богатства его были огромны.

В архитектуре Галикарнаського Мавзолея впервые в греческой архитектуре соединялись все три знаменитых ордера, греческий, ионический, коринфський. Нижний этаж поддерживался 15 доричними колоннами, внутренние колонны верхнего этажа были коринфськими, а внешние - ионическими. В Мавзолее соединялись суровые геометричнисть, массивная простота, выполненная внутренней силы, и стремления к декоративности, к легкости форм, плавности линий.

Галикарнаський Мавзолей - это трехъярусное сооружение. Первый ярус опоясывала лента рельефа из белого мрамора. Здесь содержался заупокойный храм площадью в 5000 кв. метров и высотой около 20 метров. Второй ярус образовывала стройная мраморная колоннада, а третий - пирамидальная кровля, тоже мраморная. Венчала дом четырех конная колесница (квадрига), которой правили мрамору Мавсол и Артэмиссия. Торжественное сооружение достигало 40 - 50 метров высоты. Вокруг гробницы располагались статуи львов и всадников, которые скачут.

Строили Мавзолей зодчие Сатир и Пифий, а его скульптурное обустройство было поручено нескольким мастерам, в том числе и большому Скопасу. Сохранились обломки фризы гробницы Мавсола, которая изображает битву греков с амазонками, - "Амазономахия". Ученые считают, что это робота Скопаса или его мастерской.

Девятнадцать веков стоял Мавзолей. Недостача камня привела к гибели целого ряда самых ценных памятников. Такая же судьба постигла и Мавзолей в Галикарнаси. Гробницу царя, который немного разрушил землетрясение, снесли рыцари - иогонисти, построив из нее каменный монастырь - укрепление. О разрушении Галикарнаського Мавзолея известно из средневековой хроники.