Архитектура и искусство Киевской Руси


Архитектура

Недаром говорят, что архитектура - это душа народа, воплощенная в камне. В Русь этого относится лишь с некоторой поправкой. Русь долгие годы была страной деревянной, и ее архитектура, языческие молельни, крепости, терема, хаты строились из дерева. В дереве русский человек, в первую очередь как и народы, которые жили рядом с восточными славянами, выражал свое восприятие строительной красоты, чувства пропорций, слияния архитектурных сооружений с окружающей природой. Если деревянная архитектура восходить в основном в Русь языческого, то архитектура каменная связана с Русью уже христианской. К сожалению, древние деревянные здания не сохранились до наших дней, но архитектурный стиль народа дошел до нас в более поздних деревянных сооружениях, в древних описаниях и рисунках. Для русской деревянной архитектуры была характерная многоярусность зданий, увенчивание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек - клетей, переходов, сеней. Изобретательная художественная резьба по дереву была традиционным украшением русских деревянных зданий. Эта традиция живет в народе и до настоящего времени.

Первое каменное здание на Руси появилась в конце X в. - знаменитая Десятинная церковь в Киеве, построенная по указанию князя Владимира Хрестителя. К сожалению, она не сохранилась. Зато доныне стоит знаменитая киевская София, возведенная несколькими десятилетиями позже.

Оба храма были построены византийскими мастерами из привычной для них плинфи - большого плоского кирпича размером 40/30/3 см. Раствор, который соединяет ряды плинфи, являл собой смесь извести, песка и толченого кирпича. Красная плинфа и розовый раствор делали стены византийских и первых русских храмов нарядно-полосатым.

Строили из плинфи в основном на юга Русые. На севере же, в далеком от Киева Новгороде, отдавали преимущество камню. Правда, арки и своды викладували все-таки из кирпича. Новгородский камень «серый плитняк» - естественный грубый валун. Из него без всякого возделывания клали стены.

В конце XV в. На Руси появился новый материал - кирпич. Он получил широкое распространение, потому что был дешевле и доступнее камню.

Мир Византии, мир христианства, стран Кавказа привнесли на Русь новый строительный опыт и традиции : Русь восприняло сооружение своих церквей по обиду крестово-купольного храма греков, квадрат, расчленяющий четырьмя столбами, составляет его основу, что примыкают к подкупольному пространству прямоугольные ячейки образуют архитектурный крест. Но этот образец греческие мастера, которые прибыли на Русь, начиная из времени Владимира, а также работающие с ними русские умельцы применяли к традициям русской деревянной архитектуры, привычной для русского глаза и милой сердцу, если первые русские храмы, в том числе Десятинная церковь, в конце X в. были выстроены греческими мастерами в суровом соответствии с византийскими традициями, то Софийский собор в Киеве отбил соединение славянских и византийских традиций : на основу крестово-купольного храма были поставлены тринадцать веселых глав нового храма. Эта ступенчатая пирамида Софийского собора воскресила стиль русского деревянного зодчества.

Софийский собор, созданный во время утверждения и поднятия Русые при Ярославе Мудром, показал, что строительство - это тоже политика. Этим храмом Русь бросила вызов Византии, ее признанной святыне - константинопольскому Софийскому собора. В XI в. выросли Софийские соборы в других важных центрах Руси - Новгороде, Полоцке, и каждый из них претендовал на свой, независимый от Киева престиж, как и Чернигов, где был построен монументальный Спасо-Преображенский собор. По всей Руси были построены монументальные многокупольные храмы с толстым и стенами, маленькими окошками, свидетельство мощи и красоты.

Одновременно строились храмы в Новгороде и Смоленске, Чернигове и Галичьи. закладывались новой крепости, сооружались каменные дворцы, пылать богатых людей. Характерной чертой русской архитектуры тех десятилетий стала резьба по камню, который украшает сооружения

Другой чертой, которая роднит всю русскую архитектуру в те сутки, стало органическое соединение архитектурных сооружений с естественным ландшафтом. Посмотрите, как поставлены и доныне стоят русские церкви, и вы поймете, о чем речь идет.

Искусство

Староруське искусство - живопись, скульптура, музыка - с принятием христианства также пережило существенные изменения. Языческая Русь знала все эти виды искусства, но в чисто языческом, народном выражении. Древние ризьбяри по дереву, камнерезы создавали деревянные и каменные скульптуры языческих богов, духов, живописцы разрисовывали стены языческих капищей, делали эскизы магических масок, которые потом изготовлялись ремесленниками; музыканты, играя на струнных и духовых деревянных инструментах, увеселяли племенных вождей, развлекали простой народ. Христианская церковь внесла в эти виды искусства полностью другое содержание. Церковное искусство подчинено высшей цели - воспеть христианского Бога, подвиги апостолов, святых, деятелей церкви. Если в языческом искусстве «плоть» торжествовала над «духом» и утверждалось все земное, что олицетворяет природу, то церковное искусство воспевало победу «духа» над плотью, подтверждало высокие подвиги человеческой души ради моральных принципов христианства. В византийском искусстве, которое считалось в те времена самим сделанным в мире, это нашло выражение в том, что там и живопись, и музыка, и искусство лепки создавались в основном по церковным канонам, где отсекало все, что противоречило высшим христианским принципам. Аскетизм и строгость в живописи (иконопись, мозаика, фреска), возвышенность, «божественность» греческих церковных молитв и песнопений, сам храм, который становится местом молитвенного общения людей, - все это было свойственно византийскому искусству. Если и или другая религиозная, богословская тема была в христианстве вместе и навсегда строго установлено, то и ее выражение в искусстве, по мнению византийцев, должно было выражать эту идею лишь раз и на всегда установленным образом; художник становился лишь послушным исполнителем канонов, что диктовала церковь.

И вот перенесено на русскую почву каноническое по содержанию, блестяще по своему выполнению искусство Византии столкнулось с языческим мировосприятием восточных славян, с их радостным культом природы - солнца, весны, света, с их полностью земными представлениями о добре и зле, о грехах и добродетелях. С первых же годов византийское церковное искусство на Руси испытало на себе всю мощь русской народной культуры и народных эстетических представлений.

Выше уже шла речь о том, что одинкупольный византийский храм на Руси XI в. превратился в многокупольную пирамиду, основу которой составляло русское деревянное зодчество. То же состоялось и с живописью. Уже в XI в. суровая аскетическая манера византийской иконописи превращалась под кистью русских художников в портреты, близкие к натуре, хотя русские иконы и несли в себе все черты условного иконописного образа. В это время прославился печерский монах-маляр Алимпий, о котором современники говорили, что он «икони писать хитр бе [был] зело». Об Алимпия рассказывали, что иконописание было главным средством его существования. Но заработано он тратил очень своеобразно: на одну часть покупала все, что было необходимо для его ремесла, вторую отдавал беднякам, а третью жертвовал в Печерский монастырь.

Рядом с иконописью развивалась фресковая живопись, мозаика. Фрески Софийского собора в Киеве показывают манеру письма здешних греческих и русских мастеров, их склонность человеческому теплу, целостности и простоте. На стенах собора мы видим и изображение святых, и семью Ярослава Мудрого, и изображение русских блазнив, и животных. Замечательная иконописная, фресковая, мозаичная живопись наполняла и другие храмы Киева. Известны своей большой художественной силой мозаики Михайловского Златоверхого монастыря с их изображением апостолов, святых, которые потеряли свою византийскую строгость, : обиды их стали мягче, округлыми.

Позже заключалась новгородская школа живописи. Ее характерными чертами стали ясность идеи, реальность изображения, доступность. От XII в. до нас дошли замечательные образования новгородских живописцев : икона «Ангел Златые власы», где при всей византийской условности обид Ангела чувствуется трепетная и хорошая человеческая душа. Или икона «Спас Нерукотворный» (также XII в. ), на которой Христос со своим выразительным изломом бровей предстает грозным, все понимающим судьей человеческого рода. В иконе «Успение Богородици» в лицах апостолов отбита вся скорбь потери. И таких шедевров Новгородская земля дала немало. Достаточно вспомнить, например, знаменитые фрески церкви Спаса на Нередице около Новгорода (конец XII в. ).

В начале XIII в. прославилась ярославская школа иконописи. В монастырях и церквях Ярославля было написано немало замечательных иконописных произведений. Особенно известна среди них так называемая «Ярославская Оранта», что изображала Богородицю. Ее прообразом стало мозаичное изображение Богородици в Софийском соборе в Киеве работы греческих мастеров, которые запомнили суровую властную женщину, которая простирает руки над человечеством. Ярославские же умельцы сделали образ Богородици теплее, человечнее. Это в первую очередь мать-заступница, которая несет людям помощь и сочувствие, византийци видели Богородицю по-своему, русские живописцы - по-своему.

В течение длинных столетий на Руси развивалось, совершенствовалось искусство резьбы по дереву, позже - по камни. Деревянные резные украшения вообще стали характерной чертой жилья горожан и крестьян, деревянных храмов. Замечательной резьбой славились посуда. В искусстве резчиков с наибольшей полнотой оказывались русские народные традиции, представление русичей о прекрасном и утонченном. Знаменитый художественный критик второй половины XIX - началу XX в. Стасов писал: «Есть еще бездна людей, которые представляют, что нужно быть утонченным только в музеях, в картинах и статуях, в огромных соборах, наконец, во всем исключительному, особенному, а что касается к другому, то можно расправляться как ни попало - мол, пустое и несуразное. . . Нет, нынешнее, сплошное, здоровое действительно искусство существует лишь там, где потребность в утонченных формах, в постоянной художественной внешности простерлась уже на сотне тысяч вещей, которые ежедневно окружают нашу жизнь». Древние русичи, ограждая свою жизнь постоянной скромной красотой, давно подтвердили справедливость этих слов.

Это касалось не только резьбы дереву и камню, но и многих видов художественных ремесел. Утонченные украшения, настоящие шедевры создавали староруськи ювелиры - золотых и серебряных дел мастера. Они делали браслеты, сережки, подвески, пряжки, диадемы, медальоны, обрабатывали золотом, серебром, эмалью, драгоценными камнями посуду, оружие. С особенными старанием и любовью мастера-умельцы украшали оклады икон, а также книги. Примером может служить талантливо обработан кожей, ювелирными украшениями оклад «Остромирова евангелия», созданного по заказу киевского посадника Остромира во времена Ярослава Мудрого.

Доныне вызывают зехоплення сделаны киевским ремесленником сережки (ХI - ХII вв. ) : перстеньки с полукруглыми щитами, к которым припаяны по шесть серебряных конусов с шариками и 500 колечками диаметром 0,06 см из провода диаметром 0,02 см. На колечках закреплены малюсенькие зернышки серебра диаметром 0,04 см. Как делали это люди, не владея увеличительными приборами, представить себе трудно.

Составной частью искусства Русые было музыкальное, певчее искусство. В «Слове о полку Игореви» вспоминается легендарный сказитель-спивак Боян, который «напускал» свои пальцы на живые струны и они «сами князьям славу рокотали». На фресках Софийского собора мы видим изображение музыкантов, которые играют на деревянных духовых и струйных инструментах - лютне и гуслях. Из летописных сообщений известен талантливый певец Митус в Галичьи. В некоторых церковных произведениях, направленных против славянского языческого искусства, вспоминаются уличные блазни, певцы, танцоры; существовал и народный кукольный театр. Известно, что при дворе князя Владимира, при дворах других видных русских обладателей во время пиров присутствующих развлекали певцы, рассказчики сказок, исполнители на струнных инструментах.

И, конечно, важным элементом всей староруськой культуры был фольклор - песни, разговоры, былины, пословицы, поговорки, афоризмы. В свадебных, застольных, похоронных песнях отражались много черт жизни людей того времени. Да, в древних свадебных песнях говорилось и о том времени, когда невест похищали, «умыкали» (конечно, из их согласия), в более поздних - когда их выкупали, а в песнях уже христианского времени шла речь о согласии и невесты, и родителей на брак.

Целый мир русской жизни открывается в былинах. Их основной герой - это богатырь, защитник народа. Богатыри владели огромной физической силой. Да, о любимом русском богатыре Илье Муромця говорилось: «Куда не махнет, здесь и улицы лежат, куда отвернет - с переулками». Одновременно это был очень миролюбивый герой, который брался за оружие лишь в случае крайней необходимости. Как правило, носителем такой неугомонной силы является выходец из народа, крестьянский сын. Народные богатыри владели также огромной силой волшебника, мудростью, хитростью. Да, богатырь Волхв Всеславич мог оборачиваться сизым соколом, серым волком, мог стать и Туром-Золоти рога. Народная память сохранила образ богатырей, которые вышли не только с крестьянской среды, - боярский сын Добрыня Никитич, представитель духовенства хитрый и изворотливый Алеша Попович. Каждый из них имел свой характер, своими особенностями, но все они были как бы выразителями народных надежд, дум, надежд. И главной из них была защита от жестоких врагов. В былинных обобщенных обидах врагов вгадуютуться и реальные внешнеполитические противники Русы, борьба с которыми глубоко вошла в сознание народа. Под именем Тугарина просматривается обобщенный образ половцев с их ханом Тугорканем, борьба из который заняла целый период в истории Русые последней четверти XI в. Под именем «Жидовина» выводится Хазария, государственной религией которой было иудейство. Русские былинные богатыри верно служили былинному же князю Владимиру. Его просьбу о защите Батькивщины они выполняли, к ним он обращался в решающие времена. Непростыми были отношения богатырей и князя. Были здесь и обида, и непонимание. Но все они - и князь и герои в конечном итоге решали одно общее дело - дело народа. Ученые показали, что под именем князя Владимира не обязательно имеется в виду Владимир I. В этом образе злился обобщенный образ и Владимира Святославича - войтеля против печенегов, и Владимира Мономаха - защитника Руси от половцев, и обид других князей - смелых, мудрых, хитрых. А в более древних былинах отразились легендарные времена борьбы восточных славян из киммерийцами, сарматами, скифами, со всеми теми, кого степь настолько щедро посылала на завоевание восточнославянских земель. Это были старые богатыри совсем древних времен, и былины, которые рассказывают о ней, то же что эпос Гомера, древнему эпосу других европейских и индоевропейских народов .





Вернуться назад