Художественная карьера Шевченко


Художественная карьера Шевченко началась в то время как он был одиннадцатилетним парнишкой . Первые попытки в рисовании были безутешны. Один из дьяков-маляров, к которому Тарас попросился в науку, способности парня стирает- верил за линиями руки и определил, что он не может быть не только маляром, а даже сапожником или бондарем. В Свободно Тарас продолжал настойчиво учиться рисовать. Здесь нашелся художник, который ознакомил молодого крепостного с основами техники рисунка. Однако настоящая систематическая учеба началась лишь в мастерской Ширяева. Как ученик Ширяева, Шевченко поселился в его квартире. Вместе с хозяином он создавал композиции орнаментов, готовил трафареты, расписывал интерьеры петербуржских дворцов, участвовал в оформлении Большого театра, в свободные минуты работал над собственными рисунками. С учениками Ширяев вел себя деспотично, эксплуатировал их как только мог, и все же Тарасу было здесь лучше, чем в прихожей помещика. В 1836 году закончился срок контракта, но Шевченко остается у Ширяева, очевидно, уже в роли наемного рабочего-подмастерья. Через беспощадную эксплуатацию, чрезмерную нагрузку декоративно-монументальными работами Шевченкови вовсе не оставалось свободное время. Но желание стать не ремесленником, а настоящим художником вынуждало искать резервы времени . Ими оказались ночи, белые петербуржские ночи. Урывая часы от сна, Шевченко заходил в Летний сад и рисовал там статуи. Здесь, в Летнем саду, состоялась первая встреча Тараса со своим земляком-художником И. Сошенком . Сошенко заинтересовался одаренным юношей и решил помочь Тарасу на его тернистом пути художника-начинающего .

Первые самостоятельные художественные упражнения Шевченко были сделаны в отрасли портрета. Ему позировали крипаки-челядники Енгельгардта. Как вспоминает Шевченко, найтерпеливишою моделью был его земляк и друг Иван Нечипоренко. Эти первые портреты не дошли до нас. Но сравнении портрета самого Енгельгардта, в выполненном 1833 году, и портрета неизвестной женщины 1834 года говорит о неопровержимом продвижении начинающего на ниве изобразительного искусства. Если первое произведение еще не совсем ловко, то второй выполнен лучший, увереннее. Шевченко проявляет интерес к исторической теме с акцентом на протеси против тирании, деспотизма. В последний год перед освобождением из кри-пацтва художник оставляет античные сюжеты и обращается к отчизне тематики (рисунки "Смерть Олега, князя древлянського", "Смерть Богдана Хмельницкого"). Темы рисунков "Смерть Лукреций", "Смерть Виргинии'', "Смерть Сократа'' далекие от современности, а их композиции имеют театральный характер, обиды риторические и условные, однако они демонстрируют творческий рост художника.

Где-то из 1837 года за советом Сошенка Шевченко начал работать

над акварельными портретами из натуры. Они поражают техничноюдосконалистю, гармоничностью цветных соединений, удачным запятых позиционным решением, реалистичной передачей натуры.

Освобождение из крепостничества дало право Шевченкови поступить в Академию искусств. Вскоре он стал одним из самых любимейших учеников Карла Брюллова. Шевченко переходил из класса в класс в числе лучших учеников. За время учебы в Академии он был трижды награжден серебряными медалями за рисунки из натуры и живописные произведения. В кругу товарищей по Академии его отмечают как одного из самых талантливых учеников Карла Брюллова. в 1840 году он выполнил иллюстрацию к поэме Пушкина "Полтава" . Влияние Брюллова в разработке цветной гаммы чувствуется в полотне "Натурщица".

Большое место в Шевченковому наработки принадлежит портретам. Он начал работать над ними еще крепостным. В Академии продолжал работу в этой отрасли, сначала самостоятельно, а впоследствии по доверенности Брюллова. Вскоре он становится одним из известных и популярных портретистов. Уже через год после вступления к Академии, осенью в 1839 году, портреты кисти Шевченко экспонируются на художественной выставке и получают одобрительную оценку критики. Созданные им обиды отмечаются непринужденностью, отсутствием парадности, удачной композицией, прозрачностью и свежестью красок, попыткой дать психологическую характеристику модели. Разные по характеристике и женские обиды. Образцом сложного композиционного портрета периода учебы в Академии является изображение художника-баталиста О. Коцебу. Художник ставит целью себе рассказать зрителю и о профессии портретованого. Этого он достигает, вводя такие аксессуары, как кисть в руке, мольберт и солдат с конем на заднем плане. Но эта детализация не разбивает целостность впечатления. Окрылен успехами, преисполненный творческого воодушевления, Шевченко рисует в это время первый масличный автопортрет. Это кое-что романтизированный образ поэта, который вырвался из тяжелой неволи в широкий свободный мир. Энергичный поворот председателя делает композицию портрета динамической. Лицо открыто, как будто осиявшее каким-то внутренним светом. Глубокий, сосредоточенный взгляд глаз говорит о душевных порывах и мечтах молодого человека. Этот автопортрет ставит Шевченко рядом с лучшими портретистами первой половины XIX ст. Художник все время находится в состоянии творческого беспокойства. Он не может удовлетвориться достигнутым и находит новые сферы деятельности.

Шевченко сделал большой вклад в развитие бытового жанра и стал его основоположником в украинском искусстве. Начиная с первых композиций, его произведениям на бытовые темы свойственный острый социальный протест. В них выразительно проступает осуждение существующего строя, горячее сочувствие тяжелой судьбе закрепощенного крестьянства. Он первым среди художников взял для картины "Екатерина" острый социальный сюжет. Центральный образ картины - огорченная девушка. в 1843 году Шевченко очутился перед сложной проблемой. Как один из самых одаренных учеников Карла Брюллова, он прошел и блестяще овладел школой техники рисунка и живописи, снискал общее признание не только как поэт, но и как художник. Ему заказывают свои портреты представители





Вернуться назад