Пути развития эстрады(продолжение)

Главная - Культура - Пути развития эстрады(продолжение)

Формы эстрадного театра.

Терминология в отрасли эстрадного театра. Термин "кабаре" в отечественной мистецтвознавський терминологии не применяется. Это объясняется тем, что в период революционных превращений в искусстве слова "кабаре", "варьете" ассоциировались с распущенностью и аморальностью. Понятие "мюзик-холл" достаточно скоро было "амнистированным", поскольку мюзик-холльни программы освободились от ресторанной части. Отечественное концертное искусство малых форм подхватило термин "эстрада", а за театрами малых форм закрепилось название "театры миниатюр".

Достаточно долгое время Театр под руководством А. И. Райкина назывался Театром эстрады и миниатюр, что подчеркивало принцип приглашения в его постоянную труппу эпизодических исполнителей с "вставными" номерами. Основная часть труппи выступала в миниатюрах (скетчах, монологах, интермедиях), приглашенные артисты показывали свои эстрадные номера самых разнообразных жанров. Позже театр отказался от сотрудничества такого рода и стал исключительно театром миниатюр с постоянной труппою, сознательно ограничив тем же свой жанровый диапазон.

Но отличие наименований не изменяет специфику эстрадных театров, где эстрадные средства и приемы чередуются с приемами театра, хотя определенные отличия между театрами миниатюр, театрами одного или двух актеров несомненно существуют.

Эстрадный театр одного актера. Итеатр миниатюр под руководством Аркадия Райкина, и представления Евгения Петросяна, Льва Горелика, Геннадия Хазанова не принимая во внимание наличие в этих коллективах других исполнителей есть, посути эстрадными театрами одного актера. Кто-то один, ведущий мастер эстрады, определяет его лицо, стиль, манеру. Именно его имя притягивает зрителей на представления и в программе большую часть времени занимает именно он. И вместе с тем эстрадный театр одного актера все-таки не может обойтись без партнеров. Природа театра, которая основана на взаимодействии нескольких сценических героев, при переходе на эстрадную площадку не исчезает. Отсюда можно сделать вывод, что эстрадный театр требует для ведущего актера наличия одного или двух партнеров для того, чтобы сугубо театральные формы (диалоги, скетчи, одноактные пьесы других жанров) могли быть воплощены именно театральными средствами. О деятельности Театра под руководством Аркадия Райкина написано достаточно много. Ему посвящены интересные страницы в 2-ом и 3-ом томах очерков "Русская советская эстрада". В этом театре широко использовались такие эстрадные приемы и жанры, как трансформация, театрализующий монолог с использованием реквизита и мебели, микроминиатюра. Например, многочисленные интермедии Райкина.

Подобные эстрадные театры одного актера достаточно разнообразны по составу и функциям коллектива, который окружает и помогает мастеру. Например, в том же театре А. Райкина около него - опытные эстрадные актеры разных амплуа. Этим же путем пошел и Евгений Петросян : его партнеры по представлениям (Елена Степаненко, В. Войнаровський, Есть. Грушин) Отличаются между собой и характером, и возрастом, и внешностью. Вячеслав Войнаровський - по профессии актер музыкального театра, человек полного телосложения. Прицьому владеет "серьезным" Юмором. Евгений Грушин - молодой эстрадный актер, хороший пародист, Елена Степаненко - талантливая, красивая актриса. Все трое, как и сам Петросян, музыкальные, что во многом и определило приглашение этих актонрив в представления. А Геннадий Хазанов в своих первых монопредставлениях окружил себя одним лишь женским хореографическим ансамблем; ансамбль выступает с собственными номерами и принимает участие в некоторых монологах самого Хазанова.

Интересно, что в представление этого коллектива "Очевидное и невероятное", кроме танцевальных интермедий, введены разнообразные иллюзийни трюки, которые выполняет сам Хазанов. Такие приложения к основной жанровой палитре сольного представления оказываются всегда уместными: зритель получает возможность разрядки путем переключения на другую систему восприятия.

Театр двух актеров. Театром двух актеров может стать далеко не каждый эстрадный дуэт. В тех случаях, когда два исполнителя ограничивают себя выступлениями в концертах с несколькими номерами или ведут лишь конферанса, тогда нет представления, а значит, нет и театра. Если же два актера своими силами могут выстроить целостное представление, сыграть в нем по нескольку ролей, выступить там же и в собственное эстрадных жанрах, то можно говорить об эстрадном театре двух актеров.

Родоначальниками отечественного театра двух актеров оказались Миронова и Менакер. В истории театра и эстрады за ними хранится репутация первопроходцев. Творческий путь этого дуэта позволил выявить определенные закономерности создания представлений подобного типа. В репертуаре Мироновой и Менакера большую часть занимают обиды, какие артисты сохранили от своего старого репертуара, - это обиды семейной пары, которая всегда ссорится. Но в отличие от других дуэтов, этот не имел постоянных имен своих героев, постоянных функций для одного и второго актеров. Каждый раз эти партнеры выходили в новом качестве, в то время как Миров и Новицький, Тарапунька и Штепсель всем своим творчеством заранее подготовили зрителя к определенному восприятию каждого из них. Образец несколько другого театра двух актеров можно было наблюдать в период автономной творческой деятельности Одесского театра миниатюр, труппа которого состояла из Романа Карцев и Виктора Ильченко, и позже - во время работы этих актеров в Московском театре миниатюр. Оказалось, что эстрадных диалогов одного автора - Михаила Жванецького, рассчитанных на партнеров мужчин, которые играли на сцене два противоположных характера, достаточно для того, чтобы строить на этом приеме целостные программы.