Культура пор Сечевого Стрилецтва


Вступление

В процессе освободительных соревнований первой половины ХХ ст. украинскому народу не раз приходилось с оружием в руках добывать в борьбе свободу, защищать независимость своего государства. С этой целью совершались национальные военные формации - Легион Украинских Сечевых Стрельцов, Армии Украинской Народной Республики, повстансько-партизанськи формирование Приднепровья, Украинская Галичская Армия и Украинская Повстанческая Армия.

Высокий боевой^-боевой-нравственно-боевой дух Галичской армии, выявленный в войне с Польшей, а со временем на большевистском и деникинском фронтах грунтувався на чувстве национального сознания и патриотизма ее личного состава. Без этих факторов невозможные успешные боевые действия войска.

Главный Атаман Симон Петлюра, который в годы украинско-польской войны неоднократно посещал ЗУНР и встречался с воинами Галичской армии, в выступлениях перед ее командным составом делал ударение на необходимости хорошо организованной воспитательной работы в войске. "Придем к выводу, - писал он позднее, - о большом значении моральных факторов, как психологической базы для верного и глубокого овладения нациями идеи обороны своего края".

Процесс формирования национального сознания как основы военно-патриотичного воспитания воинов Галичской армии опирался на основания достижений, заложенных в процессе национального возрождения на изломе XIX-ХХ ст. , когда Галиция стала центром украинской политической жизни, "украинским Пьемонтом". Этому прежде всего оказывало содействие ее пребывание в составе конституционной государства-монархии - Австро-Венгрии, в которой определенной мерой были обеспеченные личные и политические свободы украинцев, в частности право создавать политические учреждения, образовательный^-образовательные-культурно-образовательные ячейки, иметь представительство в венском парламенте и галичском сейме. В то время, как в пидросийський Украине политические партии были в опале власти, в Галиции действовали массовые украинские партии: Радикальная, Национально-демократическая, Социал-демократическая, разветвленная сеть национальных культурно-образовательных и кооперативных обществ, видавництв.

Мощным фактором воспитания патриотичных чувств была греко-католическая церковь во главе с митрополитом Андреем Шептицьким. В начале ХХ ст. лишь сеть "Просвити" в Галиции составляла 77 филиалов, 2944 сельские читальне, 2364 библиотеки, которые охватывали около 200 тыс. читателей [55, с. 54]. Огромный прогресс сделан также в области народного образования. Накануне мировой войны в Галиции действовало 6 государственных и 15 частных украинских гимназий и 3 тыс. народных шкил.

С развитием национального сознания и активизацией общественно-политического движения распространялась идеология самостоятельности и соборности украинского государства, к которому призвали большие национальные пророки Тарас Шевченко и Иван Франко. Особенно быстро и глубоко ею пронялись молодежные объединения: гимназийни тайные драгоманивськи кружки, студенческая организация "Молодая Украина", массовые общества "Сокол", "Сечь" и прочие. Под влиянием национально-государственных традиций украинского народа, под лозунгом дальнейшей борьбы за освобождение Украины в Льве в 1900 г. основано "Молодую Украину".

В этой организации идейно закаливались национальные кадры освободительных соревнований, активно действовали будущие воспитатели стрилецтва и командиры Легиона Украинских Сечевых Стрельцов и Галичской армии: М. Галущинський, С. Горук, В. Старосольський, Т. Мелень, А. Крушельницький, Л. Цегельський. Массовое общественное движение охватило тысяче молодых галичан и буковинцев, позвав их к политической работе.

1. Культурные тенденции начала пор сечевого стрилецтва

Подъему национального сознания галичской молодежи вызвала широкомасштабная парамилитарна деятельность густой сети сокильсько-сичових ячеек. Украинское общество противопожарной охраны и пестование руханки "Сокол" зародилось 1894 г. по инициативе большого патриота, львовского предприниматель^-предпринимателя-инженера-предпринимателя В. Нагирного. Наилучшие пор этого общества наступили с приходом профессора Ивана Боберського, талантливого организатора, теоретика и идеолога, многолетнего руководителя украинского сокильського движения. К организационной и воспитательной работе в обществе И. Боберський привлек одаренных специалистов и отданных делу людей: С. Гайдучка, И. Сохацького, И. Криницького, синел Каменщика Петра и Тараса Франкив. В начале 1914 г. благодаря их настойчивой работе 974 сокильськи филиала объединили около 70 тыс. юношей и девушек. Рядом с профессиональным и физическим военной подготовкой члены сокильських ячеек проходили школу идейного воспитания, подготовки к вооруженной борьбе за национальное освобождение. Ведь идеологическими основами украинского сокильства были известные установки Михаила Грушевского, который в статье "Современное сокильство и науки нашего прошлого" отмечал: "Задача организаций сокильських - прислужить большому делу строения новой Украины - без господства и порабощение, Украины свобидной от неволи политической, общественной и духовной". Среди знаменитых десяти заповедей украинских соколов были: воспитывать сознательных и уголовных, здоровых телом и душой молодых украинцев, которые заботятся о народе, любят Украину и обусловятся ей делом. Следует отметить, что сокильськи филиала, сознавая, что без высокой культуры и грунтовной образования не может быть сознательного борца за волю Украины, вели широкую культурно-просветительскую деятельность. В сокильському обществе были подготовлены десятки тысяч воинов Галичской армии.





Вернуться назад