Характерные черты импрессионизма

Главная - Культура - Характерные черты импрессионизма

Импрессионизм (фр. impressionisme, от impression - впечатление) - художественный стиль в искусстве последней трети XIX - начале XX ст., что оказал огромное влияние на все следующее искусство. Представители его стремились передать непосредственное впечатление от окружающего мира, переменчивые состояния природы. Импрессионизм зародился в 1860-х годах во Франции, когда художники внесли в живопись многообразие и сложность городского быта, свежесть и непосредственность восприятия мира. Для их произведений характерное изображение случайных ситуаций, смелость композиционных решений, которая кажется неуравновешенность, фрагментарность композиции, неожиданные точки зрения, ракурсы, срезы фигур рамой. Семейное живописному импрессионизму многообразие нюансов чувств и настроений оказывается в поэзии и музыке

Во второй половине прошлого века ( начало 70-х гг. ) во Франции начала работать группа молодых художников. Впервые в истории искусства художники сделали для себя правилом писать не в мастерской, а под открытым небом: на берегу реки, в поле, в лесу.

После выставки в Парижеви этих художников стали называть импрессионистами, от французского слова 'impression '- что значит 'впечатление'. Это слово подходило к их работам, потому что в них художники передавали свое непосредственное впечатление от увиденного. Художники по новому подошли к изображению мира. Главными для них стали трепетный свет, воздух, в который как бы погруженные фигуры людей и предметы. В их картинах чувствовал себя ветер, влага после дождю, нагретая солнцем земля. Они стремились рассмотреть и показать странное богатство цвета в природе. Импрессионизм был последним большим художественным движением во Франции 19 века.

Нельзя сказать, что путь художников-импрессионистов был легок. Сначала их не признавали, их живопись казалась слишком смелой и необычный, над ними смеялись. Никто не хотел покупать их картин. Но они рьяно шли своим путем. Ни бедность, ни голод не могли заставить их отказаться от своих убеждений.

Прошло много лет, некоторых из художников-импрессионистов уже не было в живых, когда наконец их искусство было признано.

В русле этого направления работал один из наибольших французских художников 19 века Эдуард Мане (1832-1883). До того свежестью и чистотой тонов изображал Мане уголки Парижа, громкие бары, обиды своих современников, не сложные по мотивам натюрморты. Любая его картина будет поражать острой наблюдательностью, волей и легкостью мазка, смелой изысканностью красочных соединений, Это был художник-новатор, который нередко поддавался нападкам официальной французской критики. Впрочем, это пришлось испытать всем импрессионистам, признание и слава к которым пришли не сразу.

Одним из мастеров импрессионизма был Клод Моне (1840-1926). Он работал главным образом в области пейзажа. Моне и близкие к нему художники - Ренуар, Писарро и Сислей - обратили внимание на то, что тот же пейзаж представляется совсем другим в солнечный или облачный день, при утреннем или вечерним свете. Заметив также, что тени от предметов вовсе не черные, а имеют определенное окрашивание, они выгнали черный цвет из своей палитры.

Моне писал тот же вид в разное время суток. Такие его серии 'Стогу сена' и 'Руанський собор'. Скорыми вроде бы небрежными мазками Моне писал раскачанное от витеру полет и полную движению улицу Парижа. Он замечательно умел передать на холстине и жгучее марево летнего дня, и влажный снег мягкой французской зимы.

Жизнерадостное восприятие мира, имеющееся в целом всему импрессионизму, особенно четко проявилось в творчестве одного из наибольших представителей этого направления Огюста Ренуара (1841-1919). Его привлекали молодые свежие лица, естественные, непринужденные позы. В сделанных им портретах нет психологической глубины, но подобие с оригиналом у них установлено тонко, привлекает живой блеск глаз, нежные отсветы окружающих красочных тонов на коже лица. Одно из значительных полотнин Ренуара - 'Балл в саду Мулен где ла Галет'. Художник вроде бы зафиксировал свое мгновенное впечатление от пестрой подвижной массы людей. Трудно на расстоянии рассмотреть каждый предмет во всех деталях, и Ренуар рисует их лишь в целом, словно глядя удали. Он, как и другие импрессионисты, отказался от тщательного выписывания формы каждого предмета, сосредоточив внимание на передаче этой формы в трепетных отблесках того или другого освещения.

Ряд новых творческих задач поставили перед собой Эдгар Дега (1834-1917). Он примыкал к направлению импрессионистов, хотя его живописные приемы были другими. В центре искусства этого художника стоит изображение человека. Он писал людей разных общественных слоев : модисток, прачек и прасувальниць за работой, балерин в минуты отдыха, на или репетициях во время выступлений на сцене; бытовые сценки - в кафи, на улице, на прыжках. Дега умел заметить необычный выразительный жест, найти жидкий угол зрения (сверху или сбоку), которое сообщает изображению остроту и новизну. При первом взгляде на его холстины кажется, что это случайно увиден, как бы выхваченный кусок действительности. В действительности в них все тщательным образом продуманно. Вот этой четкой композицией, а также внимание к определенности и четкости линий произведения Дега отличаются от работ других импрессионистов.