Культурный процесс при советской власти


1. Украинская революция в 1917 г., образование Центрального Совета, провозглашения Украинской Народной Республики, борьба за сохранение украинской государственности в 1917-1920 гг. привели к незаурядной активизации духовных сил украинского общества.

Русская революционная социал-демократия на протяжении 1917-1920 г., осуществляя общественно-политические превращения, выявила себя наследницей имперского мышления, в результате чего Украина получила статус, фактически равнозначный культурной автономии в "едином и неделимом" пространстве Советской Федерации. Война и революция не стали для Украины порою объединение украинского народа, он остался разъединенным в пределах двух держал.

Однако даже при таких условиях 20-ые годы становятся порою невиданного развития, открытий и надежд в украинской культуре. Эта многогранная вспышка творческой энергии стала возможной благодаря тому, что занята, в первую очередь, сбережениям политической гегемонии коммунистическая партия еще не подчинила себе культурную деятельность. Распространение же украиноязычного образования создало украинской культуре такую широкую почву, которой она давно не имела на Восточной Украине. Впервые украинская культура могла рассчитывать на поддержку со стороны государства, особенно когда в 1923 г. большевики взяли курс на украинизацию с целью расширения своего влияния среди местного населения.

Хоть для культуры стала ощутимой потерей эмиграция большой части старой интеллигенции, однако появление большой плеяды новых талантов с избытком компенсировало ее. Некоторые из этих молодых художников были аполитичными и верили в идею "искусства ради искусства". Другие принадлежали к пылким революционерам, связанным из боротьбистами и украинскими коммунистами. Когда не сбылись их надежды независимой государственности, то многие из них стали видеть в развитии культуры альтернативное средство выражения национальной самобытности своего народа.

Революция также наполнила культурную деятельность ощущениям новизны, сознанием освобождения от старого мира и его ограничений. Появлялись сложные неотступные вопросы о том, в каком направлении следует развиваться украинской культуре, на какие образцы ей надлежит ориентироваться и которой быть вообще. Это было время поисков и надежд. Вдохновлены ощущением собственной миссии и растущей аудиторией, писатели, художники и ученые с увлечением погрузились в создание новой культурной вселенной.

Нигде так не оказывались эти свежие настроения, как в литературе. Марксистские писатели пропагандировали мысль, согласно которой для осуществления своих заданий революция, кроме общественно-политической сферы, должна достичь и в область культуры. То есть буржуазное искусство и мышления прошлого необходимо заменить новым, пролетарским, искусством.

Попытка создать пролетарскую культуру в России привела к возникновению литературной организации "Пролеткульту", которая опиралась на две корне принципы, : во-первых, пролетарскую культуру можно создать, отбросив традиции и образцы прошлого; во-вторых, в создании этой культуры должны участвовать народные массы. Отождествлен с культурой русского города, "Пролеткульт" не имел большого влияния среди украинцев. Однако его идеи сделали свое дело в процессе возникновения в Украине так называемых массовых литературных организаций.

В 1922 г. в Харькове под руководством Сергея Пилипенка появилась первая из массовых литературных организаций — "Плуг". Заявив, что для масс надо создавать такую литературу, которую они хотят, эта организация учредила сеть писательских кружков, которая вскоре охватила 200 писателей и тысячи начинающих. Один из деятелей организации так выразил отношение к искусству: "Задание нашего времени в области искусства заключается в том, чтобы приземлить искусство, снять его из пьедестала на землю, сделать его нужным и понятным для всех". Через год Василий Еллан-голубой организовал литературную группу "Закалка", которая также стремилась работать для создания пролетарской культуры на Украине. В группу входили Константин Гордиенко, Александр Довженко, Олесь Предрассветный, Михаил Йогансен, Александр Копиленко, Иван Микитенко, Валерьян Полищук, Владимир Сосюра, Иван Сенченко, Павел Тичина, Николай Хвильовий и др.

Рядом с этими марксистскими организациями возникали также небольшие группы идеологически нейтральных или "непролетарских" писателей и художников.

В период украинизации особенно выделяется киевская литературная группа "неоклассиков", которую возглавлял Николай Зеров. В ее состав входили Михаил Драй-Хмара, Павел Филипович, О. Бургардт (Юрий Клен), Максим Рильський. Блестяще образованные люди, они владели многими иностранными языками, создавали исчислении переводы мировой классики, активно противостояли "Пролеткульту". "Неоклассики" ориентировались на сочетание национальных традиций и опыта мировой и европейской литературы. Эстетические взгляды "неоклассиков" разделял М. Волновой, который выступал против хуторянства и "масовизму" в литературе. Его публицистика ("Камо грядеши"?, "Мысли против течения") сыграли значительную роль в развитии украинского литературного процесса. Статья "Украина или Малороссия"? в 1926 г. была изъята из литературного обращения, она опубликована лишь 1990р.





Вернуться назад