Развитие украинской культуры во второй половине ХХ в.

Главная - Культура - Развитие украинской культуры во второй половине ХХ в.

План

1. Условия развития украинской культуры в послевоенный период.

2. Дестабилизация. Литературное обновление 60-х годов.

3. Архитектура и изобразительное искусство.

4. Развитие театрального искусства. Музыка.

5. Медицинское образование и наука.

6. Культура Украины на этапе становления государственности.

1. Невзирая на большой моральный стимул, который предоставила большевикам победа во второй мировой войне, власть была убеждена, что война нанесла советскому обществу серьезные идеологические потери. Больше всего занепо-коення режиму вызывало то, что около 70 млн. советских людей, тех, которые жили в зоне немецкой оккупации, работали на принудительных работах и попали в плен, испытали влияния западного образа жизни. Кроме того, путем аннексии в состав СССР были включены миллионы людей, которые относились к его идеологии, политической системе и экономическому порядку враждебно или, по крайней мере, скептически.

Сталин доверил задание возобновления идеологической чистоты своему близкому помощнику А. Жданову. Летом в 1946 г. Жданов пошел в наступление против тех, кто хотел либерализации культурного климата и увлекался достижениями западной цивилизации. "Наше задание, — провозглашал он, — заключается в том, чтобы вести наступление против буржуазной культуры, которая находится в состоянии расписания и упадка". Эта идеологическая кампания дала новый толчок воспеванию русской культуры и научных достижений. Для каждого западного изобретения советские пропагандисты находили россиянина, который развил эту идею раньше, против каждого выдающегося западного автора выставлялся "лучше" его русский и тому подобное. )

Как это часто случалось в прошлом, украинцы оказались перед идеологическими инициативами советского правительства в особенно уязвимом положении. Они дольше, чем россияне, находились под нацистской оккупацией, преимущественно их вывозили для принудительного труда в Германию, и именно на Западной Украине антисоветские настроения были наиболее непримиримыми. Замечание Сталина, что он депортировал бы в Сибирь всех украинцев, если бы их не было так много, конечно, не предвещало ничего доброго. О приближении политического погрома на Украине свидетельствовало выдвинутое в июле в 1946 г. Центральным комитетом компартии в Москве зловещее обвинение украинских коммунистов в том, что они "не уделяют надлежащего внимания подбору кадров и их политико-идеологической подготовке в области науки, литературы и искусства, где существует враждебная буржуазно-националистическая идеология" и "имеют место украинские националистические концепции". Это был звон захоронения по скромному послевоенному ренессансу украинской культуры.

Спустя некоторое время, когда Остап Вишня — чрезвычайно популярный поэт-юморист — осмелился выразить мнение, что художник имеет право ошибаться в поисках творческого почерка и самобытности, из Москвы полетел град обвинений в "идеологической расхлябанности". Восприняв этот случай как подсказку, лидер Коммунистической партии Украины Никита Хрущев и его заместитель из идеологии К. Из. Литвин здесь же дали несколько залпов по украинской интеллигенции в целом, обвиняя ее в "украинском национализме". Тем временем, Литвин сосредоточился на конкретных делах, в частности на недавно опубликованной "Истории украинской литературы". Он утверждал, что труд имел существенные "недостатки", потому что изображала развитие украинской литературы изолировано от классовой борьбы, преувеличивала западные влияния и недостаточно подчеркивала позитивное влияние русской литературы. Через год подобной критике был подданный первый том "Истории Украины", который вышел в 1943 г. за редакцией М. Н. Петровського.

Беспощадные нападения были направлены также на украинских композиторов за использование традиционных украинских тем. Оперу К. Данькевича "Богдан Хмельницкий" критиковали за то, что россиянам в ней отведено недостаточно по-митне место, а украинские литературные журналы и энциклопедии обвинялись в сосредоточенности на "узких" украинских темах. Особенную жестокость приобрела "охота" на реальных и мнимых украинских националистов в 1947 г. в бытность кратковременного в Украине Л. Кагановича, который получал наслаждение, терроризируя представителей украинской интеллигенции.