. КУЛЬТУРА ХХ ВЕКА


Панорама культуры ХХ ст. достаточно красочна. Совсем незначительная часть населения мира - охотники и собиратели - является носителем архаичной культуры; большая часть человечества находится на уровне традиционной, аграрной культуры; и только одна треть из 5 млрд. людей достигла стадии научно-технической, современной культуры. Вполне понятно, что в результате мощного развития средств массовой коммуникации и информации современная культура влияет на архаичную и традиционную культуры многих народов мира. В связи с этим необходимо рассмотреть характер современной культуры, очертить ее контуры и выделить основные черты. Для современной культуры характерные в первую очередь такие процессы, как индустриализация и институционализация.

Истоки процесса индустриализации происходят из далекого прошлого, однако сегодня этот процесс резко ускорился. Разрушив обычаи, связанные со старыми формами производства, изменив привычки потребления, оторвав тружеников от их почвы, индустриализация релятивизувала культуру как среду. В настоящее время информация и разнообразие техники информации способствуют усилению абстрактной рационализации коллективной жизни в целом. Сюда можно присоединить и такие явления, как ускоренная учеба, распространение больших тиражей прессы, спутниковое телевидение, новые системы аудиовизуальной техники, столкновения партий. Все это привело к созданию достаточно эффективного мира мыслей - новой фигуры культуры как горизонта.

Любое общество являет собой наследственность институтов, то есть организованных форм коллективной жизни, преемственность которых образует сферу. Эти институты - что-то подобное ткани, которая соткана из обычаев, привычек, из перепутанных нитей коллективной памяти. Во всех обществах, даже архаичных, эта ткань заменяется от резкого или плавного хода истории. Процесс программирования институционализации культурных изменений, который начался еще в прошлые столетия, в настоящее время быстро распространяется. Наука и искусство становятся индустрией, механизм развития которой прячется от его творцов. Учеба становится все больше формализированной: школа распространяет свое влияние, и учебу отныне - беспокойство государства; человеческое поведение на всех своих стадиях дает повод для уроков, лекций, программ и экзаменов. Для всех этих разнообразных начинаний необходимы базис, организация, бюрократия, четко определенные нормы. На изменение медленным процессам институционализации прошлого, когда у людей было ощущение определенной стабильности культурной среды, пришло ее производство. В определенном смысле в настоящее время происходит необычное смещение культуры как среды в сторону культуры как горизонту.

Следует обратить внимание на тот момент, что ХХ ст. родило феномен "конгломератной культуры". Это значит, что открытия в отрасли живописи, музыки, литературы, психологии, этики не "стыкуются" с теоремой Геделя о неполноте арифметики, с концепциями "черных" и "белых" дыр, "многоэтажного" вакуума, или с концепцией Метавсесвиту как уникального экземпляру, который в структурном плане является неисчерпаемым множеством самых разнообразных целостных миров (Вселенных). Другими словами, современная научно-техническая культура является своеобразным набором разного культурного микрокосма, который необходимо синтезировать в единое целое.

Необходимо также учесть ряд факторов современного мира : ускорение развития техники, транспорта и связи, угроза разрушения окружающей среды и исчерпания природных ресурсов, растущей взаимозависимости и взаимосвязь всех стран и тому подобное. Все эти факторы приводят к тому, что собственное культурное сотрудничество превращается в фундаментальную необходимость выживания человечества. По мнению генерального директора ЮНЕСКО Ф. Сарагоса. "установление настоящего культурного плюрализма - единственный путь, что позволяет противостоять растущему однообразию, которое несет в себе экспансию технической цивилизации". Этот путь должен рассматриваться как фактор мирового равновесия и творчества. Международное сотрудничество, которое обеспечивает сближения людей и идей, расширения взаимопонимания и солидарности, параллельно способствует укреплению культурного аспекта развития, которое является целью любого развития. Без культуры не может быть действительной свободы. Много дослиджувачив (Ф. Сарагоса, А. Швейцер и др. ) убеждены в том, что задачи нашего времени требуют смелого подхода к проблемам ХХ ст., что основные проблемы возникают в сфере культуры и их решения - в развитию культуры. Действительно, одни из решающих трудностей западного суспильсьтва - это значительное отставание развития человеческих эмоций от умственного развития человека. Человеческий мозг живой в ХХ в., а сердце большинства людей еще находится в каменном возрасте. Человек в большинстве случаев еще недостаточно вырос, чтобы быть независимой, умной, объективной. Человек не в силах вынести, что она преданна собственным силам, что она должна сама определять смысл своей жизни, а не получать его от какой-то высшей силы, потому людям и нужные идолы и мифы. Человек угнетает в себе иррациональные страсти - тягу к разрушению, ненависти, зависливости и мести, она склоняется перед властью, деньгами, суверенным государством, нацией. И хотя на словах человек склоняется перед учением великих духовных вождей человечества - Сократа, Иисуса, пророков, Будды - она превратила эти учения в клубок пережитков и идолопоклонничества. В связи с этим известный западный психолог Е. Фромм ставит вопрос: "Как же человечество может спастись от самоуничтожения в этом конфликте между преждевременной интеллектуально-технической зрелостью и эмоциональной отсталостью"?. Ответ здесь одна: необходимо всевозрастающее понимание важнейших фактов социального бытия, необходимое осознание, которое сможет сохранить человечество от непоправимого безумия. Это понимание, это осознание дает только обращение к культуре, ее достижениям, ее составляющим тысячелетней мудрости.





Вернуться назад