ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Главная - Культура - ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

План.

1. Факторы, которые повлияли на формирование культуры Киевской Руси.

2. Развитие грамотности. Образование.

3. Наука, литература, книгописання.

4. Архитектура и изобразительное искусство. Музыка.

5. Развитие медицинских знаний.

В истории Киевской Руси имеем две отдельные религиозные и, быстро, культурные сутки. К 988р., какие отмечалось, средством удовлетворения духовных потребностей восточных славян был анимизм, в основе которого лежало обожание сил природы и поклонения духам предков. Под конец Х ст. с развитием украинской государственности великокняжеская власть приходит к необходимости создания единой системы официальной религии - христианству. Христианство стало сильнейшим оружием в укреплении государственного и социального строя и во всяком отношении мало исключительно прогрессивный характер, с ним начинаются новые сутки в истории нашего народа, которая характеризуется приобщением к европейской цивилизации. На фундаменте христианства вырастает христианская культура во всех своих проявлениях и формах.

Культурное развитие Руси поднялось на новый сабель после принятия христианства. Из Х ст. с его распространением запановуе византийский стиль в ремеслах, писательстве, искусстве, правые. Вместе с ним состоялись качественные изменения в мировоззрении и быту русичей : новая религия широко открыла двери византийству во всех сферах жизни.

Христианство стало идеологической почвой для феодальных отношений, способствовало вхождению Украины-Руси в европейский культурный мир. Однако и после этого Украина-Русь не потеряла самобытность, своеобразию во всех отраслях культуры.

На этапе завершения формирования государственности Киевской Руси среди славян распространяется грамотность. Археологические и другие источники дают возможность определить время овладения неупорядоченным письмом - ИХ ст. так, раннее ознакомление, на Руси с грамотностью удостоверяет летописное сообщение о находке першовчителем Кириллом в Корсуне (Херсонесе) Евангелия и Псалтыря, написанных "русскими письменами". Также исследования показали, что договор Олега с Византией написан болгарским языком, но произведен в Киеве, а договор Игоря - тогдашнего праукраинским языком.

Особенный интерес представляет так называемая софийская азбука, выявленная С. О. Высоцким на стене Михайловского алтаря Софийского собора в Киеве. По мнению ученого, "софийская" азбука отображает один из переходных этапов восточнославянской грамотности, когда к греческому алфавиту начали добавлять буквы для передачи фонетических особенностей славянского языка. Не исключительно, что это алфавит, которым пользовались еще во времена Аскольда и Дира.

Позже славяне имели две азбуки - глаголицу и кириллицу. Кириллица была создана греческими монахами Кириллом и Мефодием, которые распространяли христианство среди славян. Именно кириллицей написаны все известны произведения ХИ ст. и следующих веков : "Остромирове евангелие", "Изборники Святослава" 1073, 1076 гг., "Слово о законе и благодати" митрополита Иллариона "Мстиславове евангелие", "Повесть временних лет" и др.

С введением христианства заботы об образовании взяли на себя государство и церковь. За княжество Владимира в Киеве уже существовала государственная школа, в которой учились деть из ближайшего окружения князя. Школа для подготовки образованного духовенства была открыта Ярославом в Новгороде, который "собрал от старостив и детей попов триста учить из книг". Это была своего рода обязательная учеба для молодежи из высших состояний, которая должна была занимать высшие светские и духовные должности. В 1086 г., согласно сообщению летописи, дочь Всеволода Ярославовича Янка (Анна) учредила при Андреевском монастыре школу для девушек. Кроме государственных и церковных школ, существовала и частная учеба. Да, Феодосий печерский получал образование в небольшом городе Курску, где он учился у "единственного учителя" - летописца Нестора.

О существовании школы в Софиевском соборе свидетельствуют многочисленные надписи, сделанные ее ученикам в разных частях здания.