Возрожденная культура на Волыни: проблемы и достижения первых послевоенных лет


Культурное строительство на Волыни, как и в других областях Западной Украины, началась еще с 1939 г., но в период немецко-фашистской оккупации поддалось сокрушительному удару. Гитлеровцы разрушили первые ростки культуры. Были сожжены сотни школ, библиотек, медицинских заведений, музейных экспонатов, уничтожены другие ячейки культуры.

После освобождения Волыни от гитлеровских захватчиков начинается восстановление во всех сферах жизни. Однако освобождение от фашистской оккупации не означало освобождения от тоталитарной системы. В послевоенный период разветвлен сталинский репрессивный аппарат, который действовал в западноукраинских землях, широко использовал уже апробированный в предыдущие годы арсенал акций. Аресты, убийства, конфискации имущества, массовые депортации, вводы системы поручительницы - далеко не полный перечень форм и методов репрессивного давления на местное население.

Целью карательных акций было создание благоприятных условий для тотальной "советизации" Западной Украины. Здесь быстрыми темпами должны были быть осуществлены индустриализация, коллективизация, культурная революция, утверждение власти органов диктатуры пролетариата. Все эти процессы и должны были создать условия для окончательной инкорпорации (включение в состав) западноукраинского региона в СССР. Основными жертвами репрессий были, как правило, члены семей оунивцив и так называемых "бандопособникив", кулаки с семьями, западноукраинская интеллигенция, священники греко-католической церкви.

В чаще таких событий возрождалась и предпринимала первые успешные шаги культура Волынского края.

Невзирая на все недостатки и просчеты, административная командная система все же уделяла внимание развитию и деятельности заведений культуры. Да, в 1945 г. на развитие образования в западных областях республики было выделено 5091,8 тыс. руб. [5, 202]. В 1943-1944 н. г. в девяти освобожденных регионах Волынской области работала уже 161 школа и училось свыше 16 тыс. учеников. В 1947-1948 н. г. обеспечен полное выполнение закона об общей обязательной учебе. Из 1944-45 н. г. и следующие шесть лет количество неполных средних школ выросла в 2,5 разы, а средних - больше чем в 5 раз.

Большая работа проводилась в это время и относительно ликвидации неграмотности. В 1945 г. в области насчитывалось свыше 72 тыс. необразованных и малообразованных. На протяжении года было охвачено учебой свыше 11 тыс. лиц, а на конец 40-х годов завершилась ликвидация неграмотности и молописьменности.

В 1945-46 н. г. в Луцке уже работали пять средних и шесть семилетних школ. Для детей-сирот организован детский дом и школа-интернат. Возобновлена работа Дворца пионеров, детской станции юных техников-натуралистов, детскую музыкальную и спортивную школы [4, 54].

В 1949 г. введена обязательная общая семилетняя учеба. В области были созданы комиссии содействия всеобуча, которые проводили разъяснительную работу среди населения, проверяли состояние охватывания детей школой, организовывали материальную помощь ученикам.

В 1946 г. возобновил работу Луцкий учительский институт с физико-математическим, историко-филологическим и заочным отделением. Занятия начались 1 сентября в 1946 г., работало тогда лишь 13 преподавателей. На первый курс было зачтено 130 студентов [5, 206]. В связи с перспективами развития семилетних и средних школ Луцкий учительский институт в 1951 г. был реорганизован в педагогический, а в 1952 г. ему присвоено имя величайшей украинской писательницы Леси Украинки [4, 56; 5, 206].

Развитие общеобразовательной и средней специальной школы, повышения культурных запросов населения выдвинули новые требования к культурно-просветительным учреждениям. Начинают расти государственные ассигнования на строительство новых и восстановление старых заведений культуры, укрепления их материальной базы. В 1950 г. на культурно-просветительную работу государство ассигновало 14,5 млн., а в 1952 г. - 18,3 млн. руб. [5, 214]. Население Волыни привлекалось к всенародной помощи культурно-просветительным заведениям. За 1945-1952 гг. количество хат-читален увеличились почти вдвое (с 550 до 911), а кружков художественной самодеятельности - больше чем в семь раз (с 365 до 2610), а численность участников - в пять раз (из 5771 до 31368)[5, 214].

На весну 1948р. выросла сеть клубов, библиотек, учебных заведений. Но на областной партийной конференции указывалось на серьезные недостатки в работе культурно-просветительных заведений : ". . . В своем абсолютном большинстве культурные заведения ведут работу на низком уровне, их работа не носит боевых, наступательный характер. . . В области открыто 3 педагогических училища, Луцкая фельдшерско-акушерская школа, Володимир-Волинський техникум сельского хозяйства, Луцкий учительский институт. . . Здесь немало фактов проникновения в среду учеников училищ и студентов института националистов - февралей наших врагов" [1, 3]. Вот, врагов народа искали и среди студенческой молодежи. После освобождения Луцка, в июне 1944р., представлением О. Корнийчука "В степях Украины" возобновил свою деятельность музыкально-драматический театр. Для укрепления театра творческими кадрами 18 мая в 1945 г. в Луцк на постоянную работу прибыл из Миргорода передвижной драматический театр им. Т. Шевченко в составе 48 лиц. В январе в 1946 г. существующий в Луцке музыкально-драматический театр решениям правительства УССР объединен с коллективом этого театра. Образовался достаточно сильный творческий коллектив. До конца года было показано 118 представлений, на которых побывало свыше 70 тыс. зрителей.





Вернуться назад