Художественная роспись тканей


Содержание

Вступление. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Раздел 1

История развития художественной росписи тканей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Раздел 2

2. 1. Материалы и оборудование для художественной росписи ткани. . . . . . . . . .

2. 2. Технологические особенности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Раздел 3

Методика и последовательность изготовления изделия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Раздел 4

Методика преподавания декоративно-прикладного искусства в процессе учебы детей в школе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Выводы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Дополнения

В с т в п

Ты сам - произведение искусства

Открой искусство в себе.

Эмиль Жак Далькроз

Искусство - это прежде всего воспитание души, воспитания чувств, уважения к духовным ценностям. Оно не только отображает жизнь, но и формирует его, создает представление о прекрасном, окрыляет мечту, делает богаче человеческую душу.

Искусство - это память народа. Оно связывает времена в нашем сознании, выстраивает наше прошлое, делает нас соучастниками событий и давно минувших и нынешних.

Народе изобразительное и декоративное искусство своими корнями достигает глубокой давности. Оно неразрывно соединено с магически-обрядовой и хозяйственной деятельностью человека. Именно поэтому произведения народного искусства содержат как духовные, так и материальные признаки. Между обычными бытовыми предметами из дерева, глины, каменя и других материалов и предметами - произведениями народного искусства не существует четкий предел. Распространенное утверждение, что каждая вещь, изготовленная вручную, имеет определены художественные качества. Правда эти качества зрел размерные лишь с естественными свойствами материала и результатом его обработки (фактурой, текстурой, цветом и тому подобное). Все естественные и технологические показатели непременно образуют художественную выразительность первичного уровня. Но если народный мастер сознательно и целеустремленно усиливает художественную выразительность благодаря пение размерности формы, конструкции, целостности и семантики орнаментальных структур, то такой выбор приобретает особенную выразительность высшего уровня. Он воспринимается эмоционально чувственно, становится не только предметом, а произведением искусства. Следовательно, народное искусство сочетает в себе духовно-материальную деятельность человека, выраженную в художественных произведениях.

Народное искусство ярко характеризует национальные особенности нации, локальные отмены этнографических групп; "это прошлое в современном". С прошлым народные художественные произведения соединяет традиция и коллективный способ ее регулирования. Лишь благодаря бессчетным повторениям схем, мотивов, образов, форм утверждается художественная традиция и передается из поколения в поколение, совершенствуясь и приобретая волшебное совершенство.

Достопримечательности каждой, конкретной эпохи показывают, как люди научились работать с природными материалами и что из них изготовляли, какую силу сверхваты им с помощью символов - знаков (орнаменту), что делало обычные вещи бытового назначения произведениями искусства.

Декоративно-прикладное искусство предметно-духовный мир человека - включает у себя многочисленные виды художественной практики. Это плетение и ткачество, роспись и вышивка, резьба и вытачивание. Одни виды - керамика, обработка кости и каменя, плетение - вышивки на заре человеческой цивилизации, другие - молодежи: кружево, гобелен, изделия из бисера, витинанки из бумаги. Им едва насчитывается несколько веков.

Между прикладной и декоративной гаммой есть промежуточная декоративно-прикладная, что сочетает в себе обиходу и функциональные качества объединенно-пространственной конструкции и художественные экспрессии соответствующего декора. Она подчиняется аналогичными морфологическими концепциями.

Виды декоративно-прикладного искусства - главная структура единицы морфологии. Это - художественное деревообробництво, художественная обработка камня, художественная обработка кожи и рога, художественная керамика, художественное стекло, художественное плетение, вязание, художественное ткачество, ковродельчество, вышивка, кружево, изготовление изделий из бисера, эмали, а также мебели, посуды, домашних украшений, игрушек, одежды, ювелирных изделий. Все они относятся к декоративно-прикладному искусству. Каждый из видов уникальный за спецификой материалов, технологическим процессом обработки, за художественно-композиционными закономерностями структуры образов.

Произведения декоративно-прикладного искусства находятся под воздействием духовной наполненности времени. Этот фактор действует в прямой зависимости от величины промежутка времени, которое отдаляется от момента его создания. Другими словами, чем больший возраст произведения, тем его духовная наполненность сильнее возбуждает наши эстетические чувства.

Сегодня декоративно прикладное искусство рассматривается как важна художественная ценность, которая выполняет многочисленные функции, - познавательную, коммуникационную, эстетическую.

Раздел 1

История развития художественной росписи тканиниМистецтво украшать ткани известно с древних времен. Сначала появился ткацкий рисунок, который создавали особенным переплетением нитей в процессе изготовления тканей. Позже рисунок стали наносить ручным способом. Еще позже были изобретены печатные деревянные доски.

В ХVIII веке для печати начали использовать металлические выбивные доски.

Следующим шагом стало изобретение печатных машин. Рисунок мастера-гравера вырезали на металлических валах, валы окунали в краску, прокатывали по ткани, нанося узор. Если рисунок был цветным, готовили несколько таких валов - для каждого цвета краски.

Иногда при оформлении ткани использовали одновременно два способа украшения - переплетения нитей и росписи (или набивка). Такими были китайские ткани "кесе", в которых ткацкий узор дополняли росписью кисти.

Самой давней из известных росписей (около двух тысяч лет) является китайская роспись из давнего захоронения. Ткань на чудо доброе сохранилась. Она покрыта темными фигурами, раскрашенными минеральными красителями.

Батькивщина горячего батику считается Индонезия. Классический горячий батик - очень трудоемкий вид росписи. Только подготовка ткани занимала несколько дней. Сначала ткань держали в воде 1-2 дня для пом'якшання, потом стирали, сушили. После этого кипятили в рисовом крахмале 15 минут. После повторного высушивания ткань отбивали к мягкости деревянным валиком.

Роспись делали с помощью изобретенного в ХVII веке инструмента "чантингу". Это маленький медный сосуд с одним или несколькими согнутыми носиками и бамбуковой или деревянной ручкой. Ткань с нанесенным воском рисунком на несколько часов окунали в раствор красителя. Во время окрашивания ткань осторожно переворачивали, стараясь, чтобы слой воска не потрискав. Потом ткань высушивали и опять наносили воском другие элементы рисунка. Окрашивания начинали от самого светлого цвета к темному. Операция повторялась столько раз, сколько цветов в рисунке. После окончания окрашивания ткань опять высушивали. Последняя операция - съем воска.

Со временем техника ручного батику использовалась все реже. Штамп из тонких металлических дротиков значительно ускорили процесс. Такой штамп окунали в растопленный воск, потом прикладывали к полотну. Полученные контуры рисунка заливали краской. Если раньше на роспись одного куска ткани шло от полутора-двух недель до двух лет, то с помощью штампов можно было сделать в один день до двадцати куски.

В конце ХVII века Европу покорили своей красотой индийские забойные ткани - ситцы. Штампом с нанесенным красителем наносили удары по ткани - выбивали ткань. Сначала появилась набивка в один цвет краски.

В конце XVII века появилась так называемая билоземельна набивка - цветной штамп на белом фоне. Тогда же начали использовать более сложный контурный рисунок.

В штамповании использовались пигментные присыпки, для чего варили специальную клейкую массу из растительного масла. Масло кипятили 12 часов, после чего вливали в сосуд с холодной водой. На дно выпадал густой осадок, который сливали отдельно. Этим осадком печатали рисунок, который потом присыпали пигментами, часто блестящими.

В Индии и Индонезии росписи чаще всего использовались для оформления одежды. В Японии и Китае росписи использовали также при создании традиционного для этих стран интерьера : ширм и картин. Мастера пользовались тушью часто с помощью одного цвета, создавая чрезвычайной красоты пейзажи. Кисть в руке художника то сильно и резко подчеркивал одни элементы, то плавными и нежными розпливами прорисовывал другие. Сейчас мы назвали бы эту технику свободной росписью.

Современные версии ручной росписи ткани, опираясь на традиционные направления, подкрепленные новыми технологиями.

В горячем батику вместо пчелиного воска начали использовать парафин и стеарин. Сетка трещин, которая появлялась в процессе окрашивания в технике горячего батику и считалась нехваткой, получила значение самостоятельного эффекта и стала неотъемлемой частью и символом этой техники.

С изобретением клейкого материала, названного резервом, развилась принципиально новая техника росписи - холодный батик.

Раздел 2

2. 1. Материалы и оборудование

для художественной росписи тканей

Ткань. Ручную роспись можно делать на разных за волокнистым составом тканях: хлопчатобумажных, лляних, вискозных, ацетатных, триацетатних, капроновых, шерстяных и из натурального шелка. Однако чаще всего для росписи применяют хлопчатобумажные, вискозные, капрону и ткани из натурального шелка.

Ткани не должны иметь на себе аппрета, замаслювачив, иметь доброе смачивание и капиллярность. При росписи важное значение имеет ткацкое переплетение ткани, ее толщина и плотность. Наилучшими для росписи (особенно холодным батиком) являются тонкие гладкие ткани полотняного переплетения. Рама. Все виды росписи выполняют на деревянных рамах, которые бывают раздвижные (можно увеличивать или уменьшать к необходимому размеру с помощью подвижных рельсов и винтов) и нераздвижные. Такие рамы с обеих сторон имеют внутренние срезы шириной 5. . . 6 мм, в которые убивают острые крючки на расстоянии рельсами рамы, чтобы не царапали рук.

Инструменты для росписи

способом холодный батик.

Стеклянные трубочки. Для нанесения контуров рисунка резервом применяют стеклянные трубочки (дод. № ) длиной 15. . . 20 см с тонкими загнутыми кончиками. На небольшом расстоянии от кончика есть утолщение - резервуар для резервной смеси. Для набора резерва кончик трубочки опускают в резерв и через широкий конец втягивают его в трубочку к заполнению резервуара. Для росписи следует иметь набор таких трубочек с отверстиями разного диаметра. Можно применять также обычные стеклянные чертежные рейсфедеры или трубочки, в прямой конец которых вставляется тупая игла. В практике работы используют также медицинские спринцовки, в которые вставляют укороченные склни трубочки с резервуаром.

Если согнутый конец трубочки имеет неравные края и царапает ткань, его следует подточить мелкой наждачной бумагой или напильником.

Кисти и тампоны. Для нанесения красок при росписи способом холодные батик применяют разные кисти и тампоны. Тампоны изготовляют из ваты и поролона. Вату накручивают на деревянные стержни разного диаметра. Конец намотанной ваты закрепляют нитью, чтобы тампон не спадал из палочки во время работы. Для каждого цвета краски следует иметь отдельный тампон. Тампон не должен быть слишком плотным, потому что он тогда плохо будет вбирать краску, и слишком мягким, потому что во время работы будет волохатитись. Поролоновые тампоны применяются для покрытия больших площадей.

Инструменты для росписи способом горячий батик

Как и во время работы холодным батиком, так и при росписи горячим, применяют разные несложные инструменты, много из которых можно изготовить самому. Это штампики, лейки, рейсфедеры, ножи и тому подобное (дод. № ).

Кисти. Чаще всего используют щетинные кисти разных размеров. Ими покрывают большие и малые плоскости рисунка, наносят линии. Такие кисти должны иметь деревянные ручки.

Рейсфедеры. Применяют обычные чертежные рейсфедеры, предварительно насаженные на деревянные ручки. Между лезвиями рейсфедера вставляют полоски ваты или поролона, чтобы увеличить запас резерва. По типу такого рейсфедера для нанесения нескольких параллельных линий изготовляют самодельные рейсфедеры разных размеров. Для нанесения линий можно использовать обычный столовый нож, обтягнений трикотажным или тканью.

Лейки. Используют самодельные медные или латунные леечки разных размеров с отверстиями для представления горячего резерва диаметром 0,2. . . 0,3 мм К ним припаивают ручки.

Штампики. Их применяют, когда необходимо нанести качество часто повторяемые формы. Они бывают тверди и мягкие. Тверди вырезают из меди, латуни, Они могут быть в виде разных геометрических фигур, листочков, цветов, а также разнообразных каталок.

Штампик-каталка имеет вид катушки с ручкой, которая свободно вращается на осе. Твердые металлические штампики обтягивают тканью или трикотажем. Мягкие штампики вырезают из фетра, войлока, поролону острым ножом или скальпелем. К ним прибивают деревянные колодки с ручками.

Батик-штифт. Этот инструмент является самым совершенным для нанесения на ткань резервной смеси. Существует несколько конструкций батик-штифта, но все они имеют один принцип работы. Одна из таких конструкций изображена (дод. № ). Рабочей частью батик-штифта является головка 4 - это медный конус с отверстием, из которого выступает игла-штифт 7. Противоположным концом игла упирается в пружину 6. Батик-штифт должен иметь набор головок с отверстиями разного диаметра для получения разных за толщиной линий.

Активные красители

Такие красители широко применяют для росписи хлопчатобумажных, вискозных, капроновых, шерстяных тканей, натурального шелка. Напомним, что ассортимент активных красителей для целлюлозных волокон состоит из трех групп: красители холодного окрашивания, они имеют в своем названии индекс Х (из импортных это: процион М, остазини S, гелактини Ф, ксирони); красители теплого окрашивания, они имеют в своем названии специального индекса (из импортных это: процион Н, остазин Н, ксирон Н, гелактин Д, цибакрон). Для росписи можно использовать все три группы красителей.

Прямые красители

Изготовляя краски для росписи, используют прямые, обычные и прямые красители. Этими красителями можно расписывать хлопчатобумажные, вискозные, капроновые ткани и натуральный шелк. Однако краски на основе этих красителей имеют ряд существенных недостатков. Они дают недостаточную яркость цветов из росписи тканей растворами комнатной температуры, плохо равняют и растекаются по ткани.

Кислотные барвникиЦи красители используют для росписи шерстяных, капроновых тканей, и натурального шелка. Применяют кислотные обычные и кислотные металлосодержащие красители комплекса 1:2. Большинство марок кислотных красителей дают краски, которые хорошо растекаются на ткани, имеют хорошие равняя свойство, яркие чистые цвета. Растворы этих красителей при комнатной температуре более стойкие, чем прямых красителей.

Натуральные красители

Ткани из натурального шелка и капрона можно расписывать натуральными красителями. При этом получают чистые, мягкие, теплые пастельные цвета, насыщенные цвета достать достаточно трудно. Для росписи можно применять те же красители, что и для гладкого окрашивания, однако краски для росписи изготовляют из концентрованиших отваров этих красителей. Растений-красителей берут в 1,5 разы больше, чем при гладком окрашивании.

Расписывать след свежо изготовленными отварами красителей, потому что много из них уже на второй-третий день выпадает в осадок. Роспись можно выполнять чистыми отварами красителей без любых добавок и с добавкой солей металлов : медного и железного купороса, алюмокалиевих галунив. Уведення солей изменяет и углубляет цвета и оттенки.

Отметим, что за роспись отвары красителей, как правило, равномерно покрывают и хорошо растекаются по тканям. Краски с введением солей металлов покрывают менее равномерно, хуже растекаются, однако после запаривания эта неравномерность часто исчезает.

Цвета, которые достают при росписи натуральными красителями, совпадают с цветами гладкого окрашивания, но получаются немного более светлые.

Росписи масличными красками

Этим способом можно расписывать все виды тканей. После росписи этими красками изделие не требует специальных обработок для закрепления красок на волокне. Для изготовления краски масличную краску сначала обезжиривают. Для этого ее выжимают из тюбика на дорогую гигроскопичную бумагу и остаются на 2. . . 3 час. Краска после этого делается суше. Ее размещают приблизительно с таким же количеством растворителя, как и в масляной живописи и применяют для росписи.

Краски для ручной росписи тканей

В процессе изготовления красок для холодного и горячего батику применяют красители, которые хорошо растворяются в воде, спирте, имеют хорошее покровное свойство в растворах комнатной температуры, дают широкую гамму чистых и ярких цветов. Такие краски должны хорошо растекаться по ткани, глубоко ее пропитывают, при длинном хранении не выпадать в осадок и не желатинизуватись. Этим требованиям отвечают активные, прямые, кислотные, хромовые (кислотно-протравные), основные и дисперсные красители. Краски изготовлены из всех классов красителей, хранят в закрытой посуде.

Активные красители

Такие красители широко применяют для росписи хлопчатобумажных, вискозных, капроновых, шерстяных тканей, натурального шелка. Напомним, что ассортимент активных красителей для целлюлозных волокон состоит из трех групп: красители холодного окрашивания, они имеют в своем названии индекс Х (из импортных это: процион М, остазини S, гелактини Ф, ксирони); красители теплого окрашивания, они имеют в своем названии специального индекса (из импортных это: процион Н, остазин Н, ксирон Н, гелактин Д, цибакрон). Для росписи можно использовать все три группы красителей. Однако, ткани расписаны красителями за индексом Х после запаривания изделий во время промывания могут подкрашивать фон ткани. Поэтому для росписи наилучшими красителями есть с индексом Т и без индекса. В состав таких красок входит краситель, мочевина, бикарбонат натрия (питьевая сода). Мочевина вводится в краску для увеличения растворимости красителя и повышения степени фиксации на ткани; бикарбонат натрия является препаратом, благодаря которому активный краситель вступает в химическую связь с волокном и этим самым обеспечивает стойкость расцветки. Отметим, что краски, которые содержат в себе соду, долго не хранятся, потому раствор соды в краску вливается непосредственно перед росписью.

Рецепт краски для росписи по хлопчатобумажным, вискозным, шерстяным тканям и натуральному шелку, г/л :

Активный краситель - 10. . . 30;

Мочевина - 50. . . 70;

Бикарбонат натрия - 15;

Вода мягкая - до 1 л.

Краситель смешать с мочевиной, залить горячей мягкой водой и размешать. Для красителей с индексом Х температура воды должна быть не выше 50оС, а красителей с индексом Т и без индекса 80. . . 90оС. После охлаждения раствора перед употреблением влить в краску раствор соды.

Рецепт красок для росписи по капроновым тканям, г/л :

1. Активный краситель - 10. . . 30;

мочевина - 20;

уксусная кислота 80% -на - 30;

вода мягкая - до 1 л.

2. Активный краситель - 10. . . 30;

мочевина - 50;

сульфат аммонию - 20;

вода мягкая - до 1 г/л.

Краску изготовляют как в предыдущем случае. В охлажденную краску влить кислоту или раствор сульфата аммонию. После высыхания расписанных этими красками изделий их запаривают в виварци в течение 40 мин. Или медицинском автоклаве за температуры 102. . . 103оС (раствором моющего препарата (1г/л), опять теплой и холодной водой. Изделия из натурального шелка оживляют. Для этого их обрабатывают в растворе за температуры 30оС, что содержит 5 мл/л 30% -й уксусной кислоты в течение 15. . . 20 мин., шерстяные - прополоскать раствором этой самой кислоты концентрацией 2 мл/л.

Прямые красители

Изготовляя краски для росписи, используют прямые, обычные и прямые светостойкие красители (см. табл. 6-7). Этими красителями можно расписывать хлопчатобумажные, вискозные, капроновые ткани и натуральный шелк. Однако краски на основе этих красителей имеют ряд существенных недостатков. Они дают недостаточную яркость цветов из росписи тканей растворами комнатной температуры, плохо равняют и растекаются по ткани. За охлаждение концентрированных растворов некоторых красителей они желатинизуються (хризофенни, прямой черный Из, прямой коричневый СХ и КХ, прямой желтый светостойкий ЗХ). Однако после нагревания эти красители переходят в раствор.

Рецепты краски из прямых красителей, г/л :

1. Прямой краситель - 10. . . 15;

водный аммиак 25% -ний - 25;

мочевина - 20;

вода мягкая - до 1 л.

Краситель заливают горячей водой (60. . . 80оС) и хорошо размешивают, вводят аммиак. В случае необходимости, если краситель плохо растворяется, раствор прокипятить 1. . . 2 мин. После этого в раствор ввести мочевину и перемешать. Если краска плохо растекается по ткани и плохо равняет, в краску надо ввести 0,5 г/л препарата ОП-7 или ОП-10.

Лучшее растекание имеет краска с добавкой спирта. Однако спирт нужно вводить не больше как 100. . . 150 мл/л краски, потому что иначе краситель выпадет в осадок.

2. Прямой краситель - 10. . . 15;

спирт этиловый 96о-100;

вода - до 1 л.

Краситель залить горячей водой, размешать. В случае необходимости, если краситель плохо растворяется, прокипятить 1. . . 2 мин. В охлажденный к температуре 50. . . 60 оС раствор влить спирт.

Рецепт краски для росписи ткани из капрона, г/л :

Прямой краситель - 10. . . 15;

мочевина - 20;

щавелевокислый аммоний - 30;

вода - до 1 л.

Рецепт краски для росписи тканей из капрона, г/л :

Прямой краситель - 0 10-15;

Мочевина - 50;

Сульфат аммонию 15;

Вода - до 1 л.

Расписанные ткани высушивают, а потом запаривают в виварци - 1,5 час., а в медицинском автоклаве за температуры 102. . . 103 оС - 1 час. После запаривания ткани промывают холодной и теплой водой.

Кислотные красители

Эти красители используют для росписи шерстяных, капроновых тканей и натурального шелка. Применяют кислотные обычные и кислотные металлосодержащие красители комплекса 1:2 (см. табл. 17). Большинство марок кислотных красителей дают краски, которые хорошо растекаются на ткани, имеют хорошую равняя свойство, яркие чистые цвета. Растворы этих красителей при комнатной температуре более стойкие, чем прямых красителей.

Рецепты красок из кислотных обычных красителей для росписи натурального шелка и капрона, г/л :

1. Кислотный краситель - 5. . . 20;

глицерин - 30;

мочевина - 30;

уксусная кислота 30% -на - 20;

вода - до 1 л.

2. Кислотный краситель - 5. . . 20;

водный аммиак 25% -ний - 20;

уксусная кислота 80% -на - 40

или

винная кислота - 50;

вода - до 1 л.

3. Кислотный краситель - 5. . . 20;

мочевина - 40;

уксусная кислота 30% -на - 20;

вода - до 1 л.

4. Кислотный краситель - 5. . . 15;

водный аммиак 25% -ний - 10;

спирт этиловый 96 о - 350;

вода - до 1 л.

Расписывать капроновые ткани можно еще за другими рецептами.

Рецепт краски для росписи капрона, г/л :

кислотный краситель - 5. . . 20;

мочевина - 50;

сульфат аммонию - 20;

вода - до 1 л.

Краситель залить горячей водой (80. . . 90 оС), ввести аммиак или мочевину. В случае необходимости, если краситель плохо растворяется, раствор слегка прокипятить. После охлаждения до 40. . . 45 оС в краску влить кислоту, раствор сульфата аммонию, спирт. Краска со спиртом имеет высокую степень растекания по ткани.

Натуральные красители

Ткани из натурального шелка и капрона можно расписывать натуральными красителями. При этом получают чистые, мягкие, теплые пастельные цвета; насыщенные цвета достать достаточно трудно. Для росписи можно применить те же красители, что и для гладкого окрашивания (см. раздел 4), однако краски для росписи изготовляют из концентрированных отваров этих красителей. Растений-красителей берут в 1,5 разы больше, чем при гладком окрашивании.

Расписывать нужно свежо изготовленными отварами красителей, потому что много из них уже на второй-третий день выпадает в осадок. Роспись можно выполнять чистыми отварами красителей без любых добавок и с добавкой солей металлов : медного и железного купороса, алюмокалиевих галунив. Уведення солей металлов изменяет и углубляет цвета и оттенки. Отметим, что за роспись чистые отвары красителей, как правило, равномерно покрывают и хорошо растекаются по тканям. Краски с введением солей металлов покрывают менее равномерно, хуже растекаются, однако после запаривания эта неравномерность часто исчезает.

Рецепты красок для росписи натурального шелка и капрона, г/л :

1. Чистый отвар красителя.

2. Медный купорос - 10 или 30;

Отвар красителя - к 1л.

3. Железный купорос - 5 или 15;

Отвар красителя - к 1л.

4. Алюмокалиеви галуни - 10;

Отвар красителя - к 1л.

Увеличение в краске солей меди с 10 до 30 г/л или железного купороса с 5 до 15 г/л предопределяет углубление полученных цветов. Увеличение в краске алюминиевых галунив на изменение цвета практически не влияет.

Цвета, которые достают при росписи натуральными красителями, совпадают с цветами гладкого окрашивания, но получаются немного более светлые.

Роспись масличными красками

Этим способом можно расписывать все виды тканей. После росписи этими красками изделие не требует никаких специальных обработок для закрепления красок на волокне. Для изготовления краски масличную краску сначала обезжиривают. Для этого ее выжимают из тюбика на дорогую гигроскопичную бумагу и оставляют на 2. . . 3 час. Краска после этого делается суше. Ее размешивают приблизительно с таким же количеством растворителя, как и в масляной живописи (пенное) и применяют для росписи. Роспись выполняют щетинными или колонковыми кистями. После каждого смачивания кисти краской следует делать сначала пробу на бумаге, чтобы мазок на ткани был чистым. Эти краски для обогащения цветов можно смешивать и накладывать одна на другую. После окончания работы изделия дают высохнуть в течение 3-4 дней. Хорошо высушенное изделие можно стирать в теплом растворе моющего препарата.

Расписывать ткани можно и масличными красками, размешанными с клеем ВФ-6, масличным лаком или олифой. Масличная краска размешивается лишь с клеем ВФ-6, или с добавками масляного лака или олифы к однородной консистенции. Соотношение между этими компонентами определяется их густотою. Растворителем клея ВФ-6 есть спирт. Готовую краску хранят в плотно закрытой посуде.

Расписывают этими красками щетинными колонковыми кистями свободными мазками или через трафарет. Трафарет вырезают из картона, пропитав его олифой, или из клеенки. Если рисунок наносят через трафарет, применяют подрезающие малярные кисти или одежные щетки. Затирают краску через трафарет от краев к центру, чтобы был нелохматящимся трафарет и лучше ложилась краска. Наносят ее очень тонким слоем, чтобы не терялся характерный для ткани гриф. Расписанные изделия высушивают в течение суток.

2. 2. Технологические особенности

Ручная художественная роспись ткани, как своеобразный вид оформления текстильных изделий, имеет многовековую историю. Самым распространенным является способ оформления тканей за помощью, резервируя смесей (резервов), известный под названием батик. Суть этого способа заключается в том, что участки ткани, которые не должны быть закрашены, покрывают резервом (пчелиный воск, парафин, разные смолы), которые, пропитывая ткань, защищают ее от краски. Подготовленную таким образом ткань опускают в краску и закрашивают, а потом удаляют из нее резерв. Вследствие этого на ткани достаем белый рисунок на закрашенном фоне.

Ручные способы росписи ткани вмещают так называемый холодный батик, горячий батик и свободная роспись ткани. Каждый из них имеет свои особенности.

Роспись способом холодный батик

Особенностью рисункив холодного батику является их четко выражен графический характер. Рисунки эти наносят на ткань специальными резервными смесями (резервами) в виде замкнутых контуров и уже в их пределах красками расписывают изделие. Резервы для холодного и горячего батику отличаются между собой.

При росписи стеклянной трубочкой в состав, резервируя смесей для холодного батику входят резиновый клей, бензин, воск, парафин, вазелин и канифоль. Существует несколько рецептов для холодного батику.

Холодные резервы для батику, г

12345

Резиновый клей200200200200215

Бензин250250250250200

Парафин5025-50 -

Воск пчелиный-2550--

Канифоль---2 -

Вазелин----85

500500500502500

За изготовление резерва для холодного батику следует строго придерживаться правил пожарной безопасности. Варить резерв необходимо в хорошо вентилируемом примищени на закрытом огне (электроплита с закрытой спиралью) на водяной бане.

В стеклянную или металлическую банку насыпают измельченный парафин и расплавляют на водяной бане. После этого вливают резиновый клей, размещают и постепенно вливают бензин. Смесь нагревают на кипящей водяной бане к получению однородной массы. Такой резерв готов к употреблению. его следует хранить в плотно закрытой посуде. За хранение резерва парафин, воск выпадают в осадок, бензин испаряющийся. Поэтому перед употреблением его следует разогреть на водяной бане, если слишком густой - долить немного бензина. В процессе изготовления резерва бензин нужно вливать не весь сразу, а постепенно и за этого делать пробы на ткани, которая подлежит росписи. В холодном батику зарезервированные контуры навсегда остаются на ткани.

Из приведенных рецептов самый распространенный первый. Такой резерв дает чистый белый контур. Резервы с пчелиным воском имеют хорошую пластичность, текучесть, но дают желтоватые контуры. В таком случае, когда белая или желтоватая линия нарушает увязку цветов на рисунку, резерв можно подкрасить. Для этого применяют масличные или печатные краски. Масличные краски предварительно обезжиривают на пористой бумаге. Обезжиренную краску размещают с резервом. Для одного рисунка можно использовать также алюминиевый и бронзовый порошки.

Для наведения резерва через фотошаблон рекомендуется такой рецепт резерва, г/кг :

резиновый клей - 650;

парафин - 42;

канифоль - 5;

вазелин технический - 4;

белила цинку - 35;

краска маслична - 20;

уайт-спирит - 244.

В подогретый резиновый клей вводят парафин, канифоль, вазелин, цинковые билила и при постоянном перемешивании вливают уайт-спирит, а потом варят на водяной бане. В конце варки вводят обезжиренную масличную краску для подкрашивания резерва. Полученный резерв перед применением разводят к необходимой консистенции, вводя у него 200. . . 300 г уайт-спириту в зависимости от вида ткани, на которой будет печататься рисунок резервом (капрон, натуральный шелк) и номера сита.

Правильно сваренный резерв должен иметь хорошую текучесть, пластичность и хорошо пропитывать ткань. Если в резерве многовато парафину, он не проникает через ткань и лежит сверху. Такой резерв ломок, будет пропускать краску. Если в резерве многовато резинового клея, то за наведение контурный линий из носика трубочки отделяются тонкие волосы клея, которые оседают на ткань. При окрашивании они проявляются в виде не закрашенных линий и замаскировать их невозможно.

При росписи способом холодный батик рисунки могут быть выполнены разнообразные, но обязательное четкое разделение цветных плоскостей. Каждую из таких плоскостей обводят резервом. Для нанесения контуров рисунка резервом применяют стеклянные трубочки.

При росписи кончик трубочки с набранным резервом обтирают ватой. После этого трубочку быстро опускают на ткань и подождав, пока резерв зтече в кончик трубочки, начинают наводить контуры рисунка (дод. № ). Когда же резерв жидковат, то в начале линии, в местах замедленного движения или во время отрывания трубочки от ткани могут образовываться капли. Поэтому в начале работы трубочку следует быстро опускать на ткань, не ожидая образования капли и пытаются наводить контуры равномерно. Во время отрывания трубочки от ткани, ее конец нужно быстро повернуть вверх, чтобы резерв отошел из кончика. При работе жидковатым резервом по плотным тканям лучше начинать и заканчивать наводить линии из бумажной подкладки, которую заключают рядом в начале и концы линии.

В зависимости от волокнистого состава ткани, ее плотности и толщины трубочки необходимо вести с разной скоростью. Например, за наведение контуру по плотным и более толстым хлопчатобумажным тканям (мерсеризоване полотно, мадаполам, бязь) трубочку следует вести достаточно медленно, чтобы резерв мог полностью пропитать ткань (для таких тканей необходимо наводить контур также с обратной стороны тканей). При наведении контуров рисунка на капроне и натуральном шелке трубочки следует вести быстрее, постоянно следя за тем, насколько равномерно резерв пропитывает ткань. Качество наведения контуру следует контролировать с обратной стороны, пока не высох резерв. Места, которые плохо пропитаны, или имеют пропуски, надо зарезервировать с обратной стороны ткани.

Практика показала, что на наведение контуров рисунка резервом тратится 60-70% времени, а на покрытие рисунка краской - 30-40%.

Резерв может наноситься на ткань и с помощью фотошаблона. Такое нанесение напоминает печатание ткани. Этим способом можно достать очень сложные и тонкие рисунки, которые трубочкой сделать трудно. Наносы ты резерв через шаблон рекомендуется на тонкие и легкие ткани (капрону, из натурального шелка).

После нанесения резерва на ткань ему дают высохнуть. Длительность высыхания зависит от температуры помещения и представляет в среднем 20. . . 40 минут. Резервы, подкрашенные масличными и печатными красками, высыхают дольше. Если резерв не подкрашен, после высыхания на ткани он становится незаметным. Перед росписью рисунок на ткань наносят карандашом, а потом нанесенные контуры рисунка обводят стеклянной трубочкой с резервом. Если изделие будет выполняться в нескольких экземплярах, целесообразно сначала изготовить шаблон. Для этого из эскизу на кальку снимают контур рисунка, а потом черной тушью переводят его на плотную бумагу, используя для этого стол с подсветкой лампами. Контурная линия рисунка должна иметь ширину не менее 1 мм, чтобы ее было хорошо видно через ткань. Полученный шаблон подкалывают к ткани. Из такого шаблона рисунок на ткани наводят карандашом, а потом шаблон откалывают и трубочкой наводят контурные линии резервом. Чаще шаблон не откалывают, а работают трубочкой по контурным линиям, которые хорошо заметные через ткань. При изготовлении рапорт них рисункив (горох и тому подобное) на таком шаблоне предварительно вырезают или пробивают отверстия, а потом такой шаблон накладывают поверх ткани и в пределах этих отверстий работают трубочкой с резервом.

Роспись красками

Начинать роспись красками можно лишь после полного высыхания резерва. Расписанное резервом изделие не рекомендуется оставлять больше как на 24 часа, потому что резерв даст ореол и, краска не будет подходить к контурам рисунка.

Для нанесения красок при росписи способом холодные батик применяют разные кисти и тампоны.

Перед началом работы необходимо сделать пробу красок на кусочке от ткани, которая подлежит росписи. После высыхания краски освещаются и только так можно установить их точный цвет. Для этого на кусок ткани резервом наносят небольшие квадратики и после высыхания резерва заливают эти участки краской, пытаясь достичь расцветки, которая будет на изделии. Ткани из разных волокон неодинаково вбирают краски, потому последние следует применять разной степени насыщенности. Краски на разных тканях растекаются неодинаково. Хорошо растекаются краски на хлопчатобумажных, вискозных тканях, натуральном шелке, немного хуже - на ацетатных и триацетатних тканях, еще хуже - на капроновых. Поэтому при росписи последних кисточку или тампон с краской следует подводить к краям зарезервированного рисунка. В процессе росписи тканей, на которых краски хорошо растекаются, во время покрытия небольших плоскостей рисунка тампоны или кисточку с краской надо ставить в центре плоскости и краска сама равномерно подтечет к краям зарезервированного контуру.

На поверхности ткани краска достаточно быстро высыхает, потому ее нужно наносить одинаково насыщенными тампонами быстро и равномерно. Иначе во время покрытия больших плоскостей образуются ареалы и затечки, которые являются нехваткой в работе. Большие плоскости рекомендуется заливать слева направо и сверху вниз.

Необходимо следить, чтобы краска не проходила за пределы резервной линии, которая приводит к нехватке в работе. Если это случилось, то пятно нужно быстро обвести резервом, а потом такие же пятна ввести в композицию рисунка, чтобы маскировка пятна не носила случайного характера.

Покрывать краской плоскость ткани необходимо за один раз. При перекрытии краской одной и той же плоскости могут образоваться участки более темного цвета. Если по характеру рисунку нужно по цветному пятну сделать несколько перекрываний цветом, то это выполняют нанесением резервной линии по высохшей цветной плоскости сначала для второго перекрытия, а потом так же для третьего и т. д.

Если во время работы резерв случайно разлился на ткань или попал на нее небольшими каплями, эти пятна можно замаскировать, превратив их в элементы рисунка.

Во время работы может быть так, что фон и отдельные участки рисунку неравномерно покрылись краской. Это может быть в тех случаях, когда тампон был неодинаково насыщен краской, при медленной работе, высокой температуре помещения, когда краска быстро высыхает и не успевает злиться с краской на участках, покрытых позже. В таком случае следует сделать второе перекрытие краской более темного цвета или нанести резервом рисунок.

Расписанные красками изделия сушат на рамах в горизонтальном положении, чтобы не подтекала краска. После полного высыхания изделия запаривают, чтобы зафиксировать краситель на волокне. Время запаривания определяется видом ткани и классом красителя, которым была расписанная ткань.

Горячий батик

Во время росписи способом батик контуры рисунка и отдельные плоскости покрывают горячим резервом. Отсюда и пошло название горячий батик. При этом способе росписи резервирования ткани является временным и вспомогательным процессом, после окончания работы резерв из ткани снимается.

Главной составной частью резервов для горячего батику является парафин. Парафин в чистом виде для росписи почти не применяют, потому что после охлаждения он отвердевает и становится хрупким. Второй важной частью резервов является воск( пчелиный или искусственный) или вазелин. Соотношения между этими компонентами могут быть разнообразные и каждый работающий подбивает для себя оптимальный вариант. Если увеличивать в резерве количество воска, пластичность резерва также увеличивается.

Горячие резервы для батику, г

12345

Парафин250400250350250

Воск пчелиный или штучний250100230-125Вазелин--20150125

500500500500500

Названные вещества плавят в металлической посуде на закрытом огне к получению однородной массы. За изготовление резерва следует придерживаться правил пожарной безопасности, поскольку парафины и воск являются очень горючими веществами и пары парафина, кроме того, является вредными. Роспись таким резервом следует делать в хорошо вентилируемом помещении при открытых окнах. Работая горячим резервом нужно быть очень осторожным, не наклоняться над посудой с резервом, следить, чтобы у него не попали капли воды, потому что он может взорваться.

Способы росписи горячим батиком

Общеизвестные три способа росписи горячим батиком: простой батик (в одно перекрытие), сложный батик (в два и больше перекрытий) и работа "от пятна".

Простой батик. При этом способе дорогим инструментом для горячего батику на ткани, натягнений на раму, наносят узор горячим резервом. После застудневания и охлаждения резерва всю ткань тампоном или кистью покрывают сверху краской или снимают из рамы и опускают в посуду с краской. После полного высыхания краски на ткани горячим резервом покрывают лишь участки ткани, покрытые краской и опять дают резерву охладеть. Полученное изделие проглаживают горячим утюгом (180. . . 200оС) между несколькими (2-3) слоями старых газет или другой гигроскопичной бумаги. В меру впитывания бумагой резерва, его заменяют на чистый. Проглаживать след до тех пор, пока бумага перестанет вбирать резерв (не будет жирен). Жирные пятна, которые остались после проглаживания, снимают тампоном, смоченным в бензине. Вследствие этого на поверхности ткани образуется светлый рисунок на темном закрашенном фоне.

Сложный батик. При этом способе росписи на ткани выполняют несколько последовательных перекрытий резервом и краской. Каждое из таких перекрытий будто повторяет роспись простым батиком. Перекрытия краской идут от светлого цвета к темному. После первого перекрытия ткани резервом и светлой краской ей дают высохнуть. Потом на закрашенных участках ткани опять наносят рисунок горячим резервом и после его застудневания покрывают весь фон краской более темного цвета. После высыхания этой краски на закрашенных участках ткани опять работают горячим резервом, а потом наносят краску еще более темного цвета и т. д. Сколько цветов, столько раз повторяют узор резервом, красят и сушат. Такие перекрытия выполняют до 4 раз. Надо хорошо знать законы смешивания цветов, чтобы после каждого перекрытия краской доставать новый красивый цвет. После последнего перекрытия краской изделия дают высохнуть и закрашенные участки в последний раз полностью закрывают резервом. Перед проглаживанием для съема резерва все изделие рассматривают, чтобы на нем не было мест, не закрытых резервом. Если такие места останутся, то после проглаживания на нем будут выступать "сухие" пятна на общем зажиреному фоне. Проглаживания расписанных изделий выполняют, как и в предыдущем случае.

Работа от пятен. При этом способе росписи можно выполнять сложные многоцветные рисунки. Принцип росписи таков же, как в сложном батику, но вместо сплошных последовательных перекрить всей ткани, при этом способе на ткань наносят пятна разных цветов. Потом по каждой из этих пятен в соответствии с эскизу выполняют начальную пророку орнамента, дальше эти самые пятна или соседние с ними участки фона покрывают другим цветом и заканчивают дальнейшую доработку орнамента. Так по каждому пятну работают до трех раз. Перед последним перекрытием окончательно прорисовують орнамент резервом и в конце все изделие перекрывают каким-то темным цветом. Рисунки такого вида, как правило, имеют темный фон, который скрывает предыдущую краску, которая прошла за пределы рисунка. Дальше, как в предыдущих случаях, изделие просматривают, чтобы все места были закрыты резервом и проглаживают для съема резерва.

При росписи способом горячий батик нужно помнить, что рисунок резервом следует наносить на полностью высушенную ткань. Резерв должно быть достаточно горячим (но не дымить) и полностью пропитывать ткань. Чем более плотная и более толстая ткань, тем более горячим должен быть резерв, и наоборот. Как и в холодном батику, для нанесения резерва можно использовать шаблоны, которые можно накладывать поверх изделия или подкалывать снизу. Во время работы красками здесь нужно придерживаться тех же правил, что и при работе холодным батиком.

Заливая поверхность ткани краской поверх резерва, необходимо залитую плоскость сразу вытереть ватой, чтобы на зарезервированной поверхности не остались капли краски. В противном разе после об утюжке изделия (для съема резерва) все эти капли образуют на ткани пятна. Обогатить рисунок на изделиях горячего батику можно, если на них выполнить так называемый эффект кракле. После окончания работы, когда вся поверхность ткани покрыта резервом, ее снимают из рамы и осторожно зминають руками в разных направлениях, чтобы на резерве образовались мелкие глубокие трещинки. После этого ткань опять натягивают на раму и широкой кистью или тампоном покрывают всю площадь краской темного цвета и оставляют на 15. . . 20 минут. Краска проникает в трещины и образует на ткани тонкую темную сетку, через которую просвечивает раньше нанесенный рисунок. Остатки краски снимают из изделия ватой так, чтобы поверхность его была чистой, краска должна быть лишь в трещинках. После высыхания ткани резерв снимают так же, как в предыдущих случаях.

После съема резерва изделия горячего батику, как и холодного, нужно запарить в виварци или автоклаве. Длительность запаривания и режим промывания после запаривания зависят от вида ткани и класса красителя, которым была выполненная роспись. Запаривать следует хорошо высушенные изделия.

На практике часто бывает так, что изделия горячего и холодного батику не запаривают. Это допускается для декоративных изделий типа панно, ширм, завес. В таком случае можно расписывать все ткани любыми классами красителей, придерживаясь одного требования - краска должна равномерно покрывать ткань. В дальнейшем такие изделия нельзя стирать и на них не должны попадать капли воды.

Третий способ ручной росписи тканей - свободная роспись.

Рисунки на ткань по этому способу наносят свободными мазками и только заключительная обработка рисунка может иногда выполняться с помощью резерва. Известно несколько способов свободной росписи тканей : красками с применением солевого раствора; красками из загусткою из резерва; друкувальними красками; по тканям, аппретируемым сгустками; масличными красками.

Раздел 3

Раздел 4

Конспект урока из художественного труда

6 класс

Тема. Особенности росписи ткани холодным батиком.

Резервирование контуров отдельных элементов.

Цель. Учебная: ознакомить учеников с особенностями росписи холодным батиком, научить изготовлять резервируя смесь для холодного батику, закрепить знание из истории возникновения и развития искусства батику.

Развивающая: развивать процесс зрительного восприятия, четкости, внимания, представления, памяти, логического мышления, ощущения композиции, подбора и гармонии цветов, координации движений в процессе резервирования контуров элементов.

Воспитательная: воспитывать у детей уважение к своему труду, формировать у учеников художественный вкус на эстетический подход к творческому труду, воспитывать опрятность, терпеливость, старательность.

Оборудование: рабочая тетрадь, карандаш, резинка, линейка, рама, ткань, стеклянные трубочки.

Дидактичное обеспечение урока : технологическая карточка последовательности выполнения росписи способом холодный батик, образцы детских работ.

Межпредметные связки: изобразительное искусство, история, математика, химия.

Тип урока - комбинирован.

Ход урока

И. Организационная часть.

- Добрый день, деть!

(Проверяю наличие учеников в классе, готовность их к уроку, правильность организации рабочих мест).

ИИ. Вступительная беседа.

- Ручная художественная роспись ткани, как своеобразный вид оформления текстильных изделий, имеет многовековую историю. Самым распространенным является способ оформления ткани за помощью, резервируя смесей (резервов), известный под названием батик. Суть этого способа заключается в том, что участки ткани, которые не должны быть закрашены, покрывают резервом (пчелиный воск, парафин, разные смолы), которые пропитывая ткань, защищают ее от красок. Подготовленную таким образом ткань опускают в краску и закрашивают, а потом удаляют из нее резерв. Вследствие этого на ткани достаем белый рисунок на закрашенном фоне.

Слово "батик" яванского происхождения и в переводе означает "рисование горячим воском". Искусство батику развивали из глубокой давности много народов мира - индейцы, китайцы, египтяне, перуанцы, но наивысшего развития и художественного совершенства оно достигло в Индонезии на Яве. Большинство исследователей считают, что батик зародился в ХИИИ-ХIV веке, а стал самым распространенным в ХVII веке, когда был изобретенных "чантинг" - оригинальный инструмент для нанесения узоров растопленным воском.

В нашей стране батик зародился в 30-х годах ХХ века и получил развитие и признание.

Ручные росписи ткани вмещают так называемый холодный батик, горячий батик и свободная роспись ткани. Каждый из них имеет свои особенности.

ИИИ. Актуализация опорных знаний.

-Яки вы знаете ручные способы художественной росписи ткани?

-Який способ оформления является самым простым?

-У почему заключается суть этого способа?

-Як развивалось искусство батику?

-Коли зародился батик в нашей стране?

-Яки два вида батику известно?

IV. Объяснение нового материала.

-Перегляд демонстрационного материала. - Особенностью рисункив холодного батику является их четко выражен графический характер. Рисунки эти наносят на ткань специальными резервными смесями (резервами) в виде замкнутых контуров и уже в их пределах красками расписывают изделие. Резервы для холодного и горячего батику отличаются между собой.

При росписи стеклянной трубочкой в состав, резервируя смесей для холодного батику входят резиновый клей, бензин, воск, парафин, вазелин и канифоль. Существует несколько рецептов для холодного батику.

Холодные резервы для батику, г

123

Резиновый клей200200200

Бензин250250250

Парафин502550

Воск пчелиный-25 -

Канифоль--2

500500502

Роспись способом холодный батик

При росписи ткани способом холодный батик рисунки могут быть выполнены разнообразные, но обязательно четкое разделение цветных плоскостей. Каждую из таких плоскостей обводят резервом. Для нанесения контуров рисунки резервом применяют стеклянные трубочки длиной 15. . . 20 см с тонкими загнутыми кончиками. На небольшом расстоянии от кончика есть утолщение - резервуар для резервирующей смеси. Для набора резерва кончик трубочки опускают в резерв и через широкий конец втягивают его в трубочку к заполнению резервуара.

При росписи кончик трубочки с набранным резервом обтирают ватой. После этого трубочку быстро опускают на ткань и подождав, пока резерв затечет в кончик трубочки, начинают наводить контуры рисунка.

В зависимости от волокнистого состава ткани, ее плотности и толщины, трубочки необходимо вести с разной скоростью. Например, за наведение контуру по плотным и более толстым хлопчатобумажным тканям (полотно, бязь) трубочку следует вести достаточно медленно, чтобы резерв мог полностью пропитать ткань (для таких тканей необходимо наводить контур также с обратной стороны ткани). При наведении контуров рисунка на капроне и натуральном шелке трубочки следует вести быстрее, постоянно следя за тем, насколько равномерно резерв пропитывает ткань. Качество наведения контуру следует контролировать с обратной стороны, пока не высох резерв. Места, которые плохо пропитаны, или имеют пропуски, надо зарезервировать с обратной стороны ткани.

После нанесения резерва на ткань ему дают высохнуть. Длительность высыхания зависит от температуры помещения и представляет в среднем 20. . . 40 минут.

В холодном батику зарезервированные контуры навсегда остаются на ткани.

Перед росписью рисунок на ткань наносят карандашом, а потом нанесенные контуры рисунка обводят стеклянной трубочкой с резервом. Если изделие будет выполняться в нескольких экземплярах, целесообразно сначала изготовить шаблон. Для этого из эскизу на кальку снимают контур рисунка, а потом черной тушью переводят его на плотную бумагу. Контурная линия рисунка должна иметь ширину не менее 1 мм, чтобы ее было хорошо видно через ткань. Полученный шаблон подкалывают к ткани.

Роспись красками

Начинать роспись красками можно лишь после полного высыхания резерва. Расписанное резервом изделие не рекомендуется оставлять больше как на 24 часа, потому что резерв даст ореол и, краска не будет подходить к контурам рисунка.

Для нанесения красок при росписи способом холодные батик применяют разные кисти и тампоны. Тампоны изготовляют из ваты и поролона. Вату накручивают на деревянные стержни разного диаметра.

Ткани из разных волокон неодинаково вбирают краски, потому последние следует применять разной степени насыщенности. Краски на разных тканях растекаются неодинаково. Хорошо растекаются краски на хлопчатобумажных, вискозных тканях, натуральном шелке, немного хуже - на ацетатных и триацетатних тканях, еще хуже - на капроновых. Поэтому при росписи последних кисточку или тампон с краской следует подводить к краям при резервируемом рисунка. В процессе росписи тканей, на которых краски хорошо растекаются, во время покрытия небольших плоскостей рисунка тампон или кисточку с краской надо ставить в центре плоскости и краска сама равномерно подтечет к краям зарезервированного контуру.

На поверхности ткани краска быстро высыхает, потому ее нужно наносить одинаково насыщенным тампоном быстро и равномерно. Иначе во время покрытия больших плоскостей образуются ореолы и затечки, которые являются нехваткой в работе.

Расписанные красками изделия сушат на рамах в горизонтальном положении, чтобы не подтекала краска. После полного высыхания изделия запаривают, чтобы зафиксировать краситель на волокне. Время запаривания определяется видом ткани и классом красителя, которым была расписанная ткань.

1. Вступительный инструктаж.

- За изготовление резерва для холодного батику следует строго придерживаться правил пожарной безопасности. Варить резерв необходимо в хорошо вентилируемом помещении на закрытом огне (электроплита с закрытой спиралью) на водяной бане. В стакан или металлическую банку насыпают измельченный парафин и расплавляют на водяной бане к получению однородной массы. Такой резерв готов к употреблению, его следует хранить в плотно закрытой посуде. За хранение резерва парафин, воск выпадают в осадок, бензин испаряющийся. Поэтому перед употреблением его следует разогреть на водяной бане, если слишком густой - долить немного бензина.

2. Практическая работа учеников.

а) текущий инструктаж;

б) индивидуальный инструктаж.

(Подхожу к каждому ученику и исправляю ошибки. Если возникает необходимость, делаю дополнительное объяснение для всех учеников).

V. Анализ и оценивание работ.

VI. Итог урока.

-Що входит в состав, резервируя смесей для холодного батику?

-Яки инструменты применяют для нанесения контуров рисунка резервом?

VII. Домашнее задание.

(Принести необходимые материалы и инструменты для росписи красками - красители, кисти. . . ).

VIII. Уборка рабочих мест.

Выводы

Роспись тканей важный вид художественного оформления. Основной источник его росписи - художественные традиции.

Изучение современных украинских художественных тканей с присущим им важнейшими тенденциями развития и анализом художественных особенностей подтверждает, что этот вид декоративно-прикладного искусства отмечается качественно новыми достижениями. они ощутимые в развитии производства, расширении ассортимента, улучшении особенностей ткани.

По характеру выработкой и достижение конечного результата художественная ткань имеет двоякую природу. Во-первых, ужиткова вещь, необходимая в жизни и деятельности каждого человека. Во-вторых - утилитарная функция ткани никогда не выступает как самодостаточная и тем более абсолютная, а всегда дополняется способностью украшать, приносить удовольствие, радость, возбуждать и формировать чувства прекрасного, одним словом, дополняется художественно-естетической функцией.

Прекрасное заложено в самой сущности ткани : ее мягкости, эластичности, способности набирать любых пластичных форм.

Ткань, как пластичный материал является вроде бы образом и рукотворной аллегорией природы в ее вечной переменчивости и диалектической взаимосвязи. И именно поэтому природа - растительный мир, является неисчерпаемым источником обогащения художественно-естетической функции ткани, особенно ее колористической выразительности. Фактурное же богатство ткани - это также художественная категория, которая требует творческого поиска, изобретательности и работы прежде всего художника, но также работы, которая опирается на желание, силу воли и вдохновения.

Ткань как художественное изделие занимает в деятельности человека промежуточное место между художественным и научным творчеством, между эмоциональным восприятием и рациональным мышлением.

Много творческих выдумок выявлено художниками, относительно обновления ассортимента и художественно-колористической отделки тканей.

Отделка тканей началась еще издавна. Роспись по ткани - необыкновенно богатый, достоин удивления, вид декоративного творчества, лишь ему присущие средства выразительности.

Основное кредо росписи - рукотворный, импровизированный характер. Этим ручная роспись отличается от машинной-заводской. Такая роспись оформит интерьер жилья, офиса, учебного заведения, поскольку в нем становится "теплее" от ваших рук.

Художественная роспись - возможность расписать платки на шею, косынки, шарфы, портьеры, скатерти, сумки и даже обувь. Небольшие материальные расходы, очень простая техника исполнения делает его доступным и возможным. В домашних условиях ручная роспись поможет любителю предоставить в интерьер, а одел разнообразить и придать ему индивидуальность.

Художественная роспись ткани - творения прекрасного, теплого и уютного.

Ведь,

Искусство вечно, а красота безгранична!





Вернуться назад