Художественная школа Алексея Новакивського в 20-30 гг. ХХ ст


1.1. Художественное образование в Украине на поч. ХХ ст.

Так, на Буковине, в Черновцах, действовала в 1899-1909 годах частная художественная школа М. Ивасюка, в которой он реализовал педагогические основы, почерпнутые им в его Alma mater - Венской академии искусств, а позднее - в Мюнхене, где мистець стажировался в течение десяти рокив.

На юге Украины, в Одессе, была основана еще в 1895 году Одесская рисувальна школа, где длинные года излагал талантливый мистець и педагог - К. Костанди. В 1899 г. эта школа была подчинена Петербургской академии мистецтв.

На Слобожанський Украине, в Харькове, в 1869-1896 годах очень успешно функционировала частная рисувальна школа М. Раевськой-Ивановой, которая со временем, в 1912 p. , также была преобразована в государственное учебное заведение - Харьковское художественное училище, учебные программы и планы которого были под контролем Петербургской академии мистецтв.

На Поднепровской Украине, в Киеве, заданными В. Павловського, перед первой мировой войной насчитывалось свыше полтора десятка частных малярных школ, управляемых, преимущественно, мистцями петербургского "академического" военной подготовки. Наиболее национально выраженное лицо среди них имела Киевская рисувальна школа М. Мурашка, которая действовала в 1875-1901 годах на средства украинского мецената Ивана Терещенка. Симптоматически, что М. Мурашка всячески опирался преобразованию своей школы в государственное учреждение и подчинению ее Петербургской академии искусств, справедливо считая, что нав'язувана Петербургом бюрократическая регламентация учебного процесса убила бы в школе живой творческий дух. Со сдачей, так и произошло - по смерти И. Терещенка в 1901 году школа была реорганизована в Киевское художественное училище, далекое от учебных методов М. Мурашка полностью подчиненное, как подведомственное учреждение, требованиям и предписаниям Петербургской академии мистецтв.

Видим, таким образом, который на востоке Украины судьба региональных частных ячеек художественного образования, управляемая невидимой дирижерской палочкой панросийськой имперской политики, разворачивалась за более или менее одинаковой схемой -22 с бегом времени более значительные из них превращались в государственные учебные заведения - т.н. "Художественные училища", - теряя при том в значительной степени свою региональную и национальную своеобразность, и превращаясь постепенно в провинциальные ячейки петербургской академической школы. Лишь в 1917 году основанная в Киеве Украинская Академия искусств стала по-настоящему национальным высшим учебным закладом.

На Галиции начиная середины прошлого столетия, тоже существовало немало частных художественных школ, студий и рисувальних курсов. История большинства из них известная ныне лишь в общих чертах и ждет своего исследователя. Довольно вспомнить, что во времена Алексея Новакивського, параллельно с его школой, действовали еще два учебные художественные заведений. Была это, прежде всего, Львовская художественно-промышленная государственная школа, одна из стариших в Украине, с солидной учебной базой, где еще в 1892 году был основан отдел декоративной живописи, действовали вечерние рисувальни классы. Здесь в 20-х годах излагал популярный в (Льву польский художник К. Сихульський, один из последних эпигонов сецесийного живописи.

Параллельно в Льве, по ул. Песочной, 11, действовала в 1912-1924 годах основанная архитектором А. Пидгорецьким т.н. Свободная академия искусств, которая функционировала как частное заклад по образцу многочисленных тогдашних парижских "студий" и была известна в Льве добрыми, опытными педагогами, такими как Ф. Вигживальський, З. Розвадовський, Э. Печь, Ст. Батовський.

Оба упомянутые выше учебные заведений были польськомовними, в них одверто культивировалась и пропагандировалась господствующая тогда польская культура.

2.1. Алексей Новакивський: творческий силуэт в феноменологии украинского Духа.

О. Новакивський вырисовывается ныне перед нами в своих произведениях, как исключительно яркое, оригинальное явление украинской культуры, способное достойно репрезентовать наши национальные духовно-художественные достояния перед лицом современного цивилизованного мира. Он - один из тех немногочисленных художников, которые органически связывают украинское искусство с общим руслом развития европейского искусства первой трети XX ст. Воспитанник эпохи излома столетий, Алексей Новакивський стал в украинском искусстве талантливым выразителем передовых для в свое время духовно-творческих процессов, связанных с новой эстетикой модерна (сецессии), символизма, неоромантизма, и наконец, - экспрессионизма. В истории мировой культуры это был период волнительной обновы и радикальных перемен во всех сферах духовной и интеллектуальной жизни тогдашнего человека. Специфическое мироощущение тех пор. Вместе с тем неповторимо индивидуальное переосмысление. Не случайно появление его/ в начале столетия в галичской художественной жизни была подобна к нажиму буревого ветра, который всколыхнул застоявшуюся атмосферу традиционных стоимостей (провинциальных конвенансив), активизировав творческую жизнь Галиции и открыв дорогую для молодых, смелых художественных экспериментов. В своих произведениях О. Новакивський утверждает новую к тому времени в Галиции культуру малярного выражения, культуру, которая дышала большими уроками европейского искусства начала нашего столетия. Вместе с тем полотна его завораживали современников размахом образных замыслов, большим свитом значений и новых тогда на украинском грунту философских идей. Все это сразу поставило Новакивського свыше общего уровня современного ему отечественного искусстве сделало его центром притягивания для творческой молодежи.





Вернуться назад