Развитие мирового театра


Театр (грец. theatron - место, предназначенное для зрелища, со временем- самое зрелище) - вид искусства, которое отображает действительность в художественных сценических образах. Театр - искусство синтетическое, объединяет драматургию, творчество актера (франц. acteur- исполнитель роли, от лат. actor - действующий), режиссера (франц. regisseur - управляющий), музыку, живопись, архитектуру, тачке, пения. Театральное искусство - самобытный участок культуры каждого народа. Возникновение театра связано с народным творчеством, трудовыми и религиозными обрядами, играми.

В Старинной Греции (Афинах), начиная из конца VI ст. к н.э. , ежегодно относились трагедии, комедии, сатирические драмы. Основой подобных зрелищ были культовые обряды в честь греческого бога виноградарства и виноделия Диониса (грец. Dionysos, именовался также Вакхом, отвечал римскому Либеру). Из культовых песен Дионисови, дифирамбов постепенно развила драма. Древнейшим театром в Афинах считается театр Диониса - просто неба на юго-восточном склоне Акрополя. На Больших Дионисиях 534 г. к н.э. поэт Феспид (грек из Икарий) впервые ввел декламатора для ведения диалога с хором, который принимал участие в музыкально-поэтическом спектакле. Так возникшая функция актера. Праздник Городских, или Больших Дионисий происходило в феврале-марте и продолжительно пять дней, вдоль трех дней разыгрывались драматические спектакли. Дионисий Сельские праздновали в ноябр-грудные.

Римский театр (240 г. к н.э. ) ведет начало от праздников урожая, которые освещаются в фесценнинах (песни-диалоги), сатурнах (бытовые и комические сцены) и ателланах (одноактная импровизированная фольклорная пьеса).

В XVI-XVIII ст. элементы итальянской народной драмы (фарс, буффонадни карнавальные действа) входили составной частью к комедии масок. Воплощением давних народных традиций есть известные японские театры Но и Кабуки. В театрах Кабуки (один из видов классического японского театра, который сформировался в XVII ст. ) играют только мужчины, которые выполняют и женские роли.

Истоки украинского национального театрального искусства достигают давних народных земледельческих праздников и обрядов. Обрядовые действия (хоровое выполнение, игры, танце) грунтувалися на комплексе идей магического характера. Слово (текст), движение, мелодия, драматическое действие, пантомимика - представляли органическую целостность. !

С осложнением техники коллективных действ, игр, хороводов, пантомим возникает категория специалистов-импровизаторов, проводников (дирижеров и режиссеров), которые ставят новые танцы, вносят новые элементы в игры, обряды и их словесный репертуар. Функции давнего единодушного хора (отдельные восклицания или повторение нескольких слов) распределяются между гуртом и проводником (корифеем), "счинальником" (в гуцульской терминологии). Проводник возглашает более содержательные фразы, на которые хор отвечает ритмическими восклицаниями или постоянной фразой-припевом (рефреном), тогда как строфы корифея создают целостное поэтическое (ритмическое) рассказ. Такие рассказы взыскивают глубокое впечатление на участников зрелища и зрителей, используются в быту, делают авансы к созданию новых текстов1.

В нелегких социальных условиях тех далеких пор традиции величания становились воплощением народной философии, которая оказывала содействие воспитанию гманности, взаимоуважения, осознанию моральной ценности жизни и Ираци. Устная традиция народного величания и поздравление сохранилась (в наших днив.

С определенными элементами театрализации происходил праздник Купайла- наиболее распространенный народный праздник в украинской обрядности4. Купайло (Купало) - древнеукраинский бог урожайности и благосостояния. Праздник Супайла с массовыми игрищами, поклонением огня и воде отмечалось И ночь с 23 на . 24 июня. Обрядовый ритуал включает зажигание “живого огня” (от трения дерева об дерево), прыганье через огонь

В средневековье носителями идей народного театрального искусства были странствующие актеры. В эпоху античности на о. Сицилия возник вид спектаклей народного театра под названием мим (лат. Mimus), где импровизации на темы повседневной жизни выполняли один или два актеры без масок. В пизньоимператорський период (IV-V ст. к н.э. ) в Риме широкой популярностью пользовались мимы и гистригони, которые разыгрывали сцены из народной жизни и водили потешных животные. Влияние давних народных театральных традиций обозначилось на творчестве странствующих актеров в странах средневековой Европы. Среди них - жонглеры (Франция), шпильманы (Германия), менестреле (Англия), хулгари (Испания), франтики (Польша), скоморохи (Киевская Русь). Творчество странствующих актеров преследовалось церковью и властью.

О выступлениях скоморохов упоминается в "Повести временных лет". Искусство скоморохов особенно распространилось в XV-XVIII ст. Они принимали участие в свадебных обрядах, ярмарках, ходили с медведем, козой и т.п.. В прилюдных выступлениях скоморохи не только развлекали зрителей, а также высмеивали вельмож. С народной обрядностью связанное развитие украинской драматической поэзии. Драматическая форма диалога (вопроса-ответа) встречается в веснушках, купальських, свадебных песнях, хоровых выступлениях и т.п.. К своеобразной театральной драме подобный традиционный украинский свадебный обряд, где объединялись элементы драматического действия, переодевание, масок с более поздний наслоениями художественно-бытовой Культуры разных епох.





Вернуться назад