Современный мировой порядок: моральные принципы и аморальная суть


В нынешнюю эпоху человечество так и не избавилось от фактического неравноправия, опасности военных конфликтов, демографических, экологических и других мировых проблем. В условиях глобализации растет степень взаимозависимости государств в политическом, экономическом, социальном, культурном и других аспектах. Решение самых тяжелых проблем требует объединения усилий всех стран мира, всего человечества. Современный мировой уклад динамически трансформируется за сложной траекторией: роль государств, межправительственных и неправительственных организаций, транснациональных корпораций и других актеров на международной арене, испытывает существенные изменения. Оценка современного мирового порядка с моральной позиции и выявления перспектив его будущего развития очень актуальна для научных дисциплин, которые осуществляют исследование в сфере международных отношений.

Проблематике формирования и развития современного мирового порядка, в частности такой его важной составляющей, как международный порядок, а также его основополагающих принципов и норм, посвящено значительное количество научных источников. Ученые анализируют также моральные принципы нынешнего мирового порядка. Однако выявление того, насколько современный мировой порядок в действительности есть отображениям тех высоких моральных принципов, на которых он должен быть построен, еще недостаточно изучено. Целью этой студии является исследование степени соответствия современного мирового порядка основополагающим моральным принципам и нормам.

Мировой порядок часто трактуют как систему организации отношений между государствами в мире в процессе развития мировых политических, экономических, социальных, культурных процессов. В таком понимании он фактически идентичный международному порядку. Мировой порядок можно также представить как модель геополитического устройства мира, определенную систему, элементами которой, кроме государств, являются межправительственные и неправительственные международные организации и другие геополитические силы. С позиции морали и права идеальный мировой порядок — это общепринятая организация общественной жизни в пределах всего мира на основе доминирования общечеловеческих моральных ценностей и юридических норм международного права.

Заданием эффективного международного порядка как составляющей порядка мирового есть удовлетворение потребностей государств основных актеров международных отношений в формировании действенной системы международной безопасности и организации взаимовыгодного сотрудничества на международной арене. Существование легитимного мирового порядка невозможно без такого международного порядка, который отвечает основным общим интересам государств и их граждан и основывается на эффективных процедурах межгосударственного сотрудничества. Задания создания и поддержки стабильного функционирования международного порядка положено на институты международных организаций. Однако развитие межгосударственных институтов, расширения их полномочий предусматривает отказ государств и народов от абсолютного суверенитета.

Если мировой уклад будет отвечать абсолютно доминирующим среди населения планеты моральным принципам и нормам, то его принципы организации и функционирования не будут вызывать противодействия со стороны большинства государств мира, авторитетных общественных организаций, ведущих конфессий, будут восприниматься как морально приемлемые большинством народов. С другой стороны, если принципы организации мира противоречат моральным нормам большей или значительной части населения мира, то такие принципы никак не могут считаться справедливыми. В такой ситуации мировой порядок требует коренных изменений, приведения в соответствие с теми моральными принципами и нормами, которые признают подавляющее большинство населения мира.

Мораль — это способ определения, масштаб необходимого поведения субъекта в определенной социальной системе с целью обеспечения ее нормального функционирования и развития [2]. Категорию «мораль» можно применить не только относительно людей, но и относительно социальных коллективов, государств, международных организаций. Мораль можно трактовать как общечеловеческий феномен, совокупность вечных правил, которые отображают опыт, накопленный человечеством на протяжении тысячелетий, что передается от поколения к поколению [2]. Именно мораль должна быть регулятором поведения людей относительно принципиального противопоставления добра и зла.

Можно предложить определенную иерархию уровней морали. Определенная личность невзирая на свой индивидуальный эгоизм способна учитывать интересы других как таковые, что в некоторых случаях могут иметь приоритет перед ее собственными. Следовательно, индивидуальная мораль может быть качественно дифференцированной от вузькоегойстичной к альтруистичной. Социальным коллективам в целом присущий низший уровень морали через ограниченную возможность подняться над своими интересами, отдать преимущество интересам других социальных групп. Это коллективный эгоизм. А государства в своих отношениях на международной арене еще чаще пренебрегают моральными принципами, выходя почти всегда из собственных геополитических (эгоистичных) интересов, которые являются в определенной степени даже закономерными. Длительное время наиболее приемлемой и выгодной в международных отношениях считали именно реалистичную геополитику, которая выходила из расчета целесообразности или нецелесообразности использования тех или других методов (в частности силовых) достижения государством своих геополитических целей, оставляя в стороне моральные нормы. Политика государств на международной арене часто прямо противоречила элементарным моральным нормам, хотя и прикрывалась ширмой определенных моральных принципов. Война считалась необходимой и естественной формой реализации внешней политики. А через субъективность оценок все попытки разделить войны на справедливые и несправедливые так и не имели успеха. По мнению классика политического реализма Г. Моргентау, «реализм выходит с того, что всеобъемлющие моральные принципы неприемлемы относительно действий государств в их абстрактно-универсальной формулировке» [4]. Прагматичный реализм, направленный на обеспечение геополитических интересов государства, часто, особенно в современную эпоху, маскируется официально провозглашаемыми идеалистичными лозунгами, высокими моральными принципами справедливости, защиты добра, прав и свобод человека и тому подобное. Однако реальная геополитика государства, как правило, направленная на достижение лишь своей выгоды, получение определенных преимуществ над конкурентами, обеспечение собственных национальных интересов, часто за счет других государств.





Вернуться назад