Добро и зло


Центральной категорией морали является добро. Добро — это высшая этичная ценность, делать добро — главный регулятив этичного поведения. Противоположностью добра является зло. Оно есть антиценность, то есть что-то несовместимое с этичным поведением. Добро и зло не являются «равноправными» началами. Зло «повторно» по отношению к добру: оно лишь «оборотная сторона» добрая, отступление от него. Не случайно в христианстве и исламе Бог (добро) всемогущ, а дьявол (зло) способен лишь соблазнять отдельных людей к нарушению заповедей Божьих.

Понятия добра и зла лежат в основе этичной оценки поведения людей. Считая какой-либо человеческий поступок «добрым», «хорошим», мы даем ему позитивную моральную оценку, а считая его «злым», «плохим» — негативную.

Рассматривая поведение человека из этичной точки зрения, можно отметить, что много поведенческих актов являются морально нейтральными, то есть не заслуживают ни позитивной, ни негативной моральной оценки. В действительности, умывание и одевание, процесс еды, чтения, ходьба, посещения театра — все это дела, какие сами по себе ни этичные, ни аморальные. «Ненулевую» моральную оценку получают только те действия, которые, во-первых, осуществляются преднамеренно и, во-вторых, имеют социальную значимость, то есть прямо или побочно задевают интересы других людей, создают или разрушают какие-то ценности. Такие действия называют поступками. Покупки хлеба нет поступок, но если человек делящийся хлебом с тем, которое голодает или вычитает его в страждающого, — это поступки (получающие моральную оценку с плюсом или минусом).

В реальной жизни встречается и добро, и зло, люди осуществляют как хорошие, так и плохие поступки. Представление о том, что в мире и в человеке идет борьба между «силами добра» и «силами зла» — одна из фундаментальных идей, пронзительных всю историю культуры (Озирис и Сет — добрый и злой боги в древнеегипетской мифологии, Ормузд иариман — аналогичные божества в религиозном учении персидского пророка Заратустри, инь и ян — хорошо и плохо начала в мировоззрении древних китайцев. Бог и дьявол — в христианстве и мусульманстве). Как складывается эта борьба? Что господствует в мире — добро или зло? Добрый или злой человек по своей природе? Возможные разные варианты ответов на эти вопросы. И в связи с этим культура может рассматриваться как средство преодоления зла, звериных, порочных склонностей, свойственных человеческой «натуре» от роду, или же, наоборот, как почва, на которой происходит «порча» человека, от природы «доброго и непорочного, как дитя».

Существуют ли добро и зло В действительности? В истории человечество было много битв. Но наибольшей из них является, по-видимому, битва между добром и злом. Между благопристойностью и аморальностью, между добрососедством и ненавистью. Все мы сталкиваемся в своей жизни с этой битвой и стремимся делать все от нас зависимое для торжества добра, осуществлять добрые дела, поступки, связанные с милосердием и благотворительностью. Детей мы воспитываем в духе высокой нравственности.

Какое же происхождение наших моральных критериев? Что справедливо и что несправедливо? Что есть добро и что есть зло? Мы живем в такое время, когда не легко ответить на эти вопросы. Поведение, которое рассматривается как неприемлемое одной группой людей, может казаться прекрасным другой. Вчерашние запреты могут вызывать удивление в сегодняшней повседневной деятельности. Вероятно, нет универсально одобренной модели справедливости и несправедливости. Школы, которые были когда-то источником объективных ценностей, неоднократно становятся полями идеологических битв, на которых эти ценности сводятся на нет.

Часто нас оставляют с выхолощенной формой морального релятивизма - все допускается до тех пор, пока это не приносит вреда кому-нибудь. Достаточно высокий подобный критерий ли? Не порочим ли мы понятием «Жить и давать жить» наиболее важное осмысление нами справедливости и несправедливости? Поставьте себе вопрос: или принимает в действительности ваше сердце, душа такой моральный компромисс? Этот вопрос влечет за собой другой, более обширный вопрос, который некоторые очень робкие люди не осмеливаются задавать себе, : или существуют абсолютная справедливость и несправедливость? И если нет, то почему люди легко испытывают позитивные эмоции по поводу одних вещей и отбрасывают другие? Даже дети выявляют это свойство, сокровенное ощущение справедливости и несправедливости, которое так же сильно, как зрение или слух.

Чтобы вести праведную, полную смыслу жизни, мы должны уметь различать добро и зло, выбрать систему ценностей, которая направляет наше поведение. Иначе наши критерии будут произвольными. Можно даже поставить себе вопрос, почему мы должны посвятить свою жизнь поискам добра. Когда мы учим детей отличать справедливость от несправедливости, мы должны объяснить им (и самим себе), отчего это действительно необходимо. В Торе Бог дал людям ряд абсолютных законов и распоряжений, четко определяющую справедливость и несправедливость, добро и зло. С точки зрения перспективы Бога, добро и зло суть соответственно творческие и разрушительные силы. И определяются они так же абсолютно, как и система, которая ими управляет. Подобно тому как полезная еда питает тело, а яд причиняет ему вред, доброта важна для душевного здоровья, а зло ему вредит. Распоряжения Бога, которые являются манифестом справедливости и несправедливости в нашем прирожденном восприятии, не просто предложение или даже заповедь, которая касается нашего образа жизни. Это аргументы Бога, творца и архитектора жизни; аргументы, указывая, как ухаживать за нашим телом и душой, чтобы они работали безотказно.





Вернуться назад