Культура Ирана X - XV ст.


Средневековая арабская культура оказала непосредственное влияние на соседние народы, особенно те, которые входили в состав халифата. Относительно этого заслуживает особенного внимания культура Персии (Ирану) X - XV ст.

Прикладное искусство. В эти столетия Иран пережил огромное количество разрушительных набегов и нашествий. Но это не могло помешать значительному экономическому росту - развитию сельского хозяйства, росту городов и торговле. Благодаря созданию больших оросительных систем стали собирать по нескольку урожаев на год. В Хорасани, главной провинции страны, выращивали до 100 сортов винограда, расширили посевы сахарного тростника, оливы, масличных, пряных и др. растений, появились цитрусу. Процветало ремесло, а с ним и торговля - внутренняя и заморская. Вывозились парча и золотое шитье, лляни, шелковые и хлопчатобумажные ткани, шерстяные и шелковые ковры, глазурованная фаянсовая посуда, оружие и кожаные изделия. Парфюмерия - масла цветов, парфюмерии и эссенции из махровой розы, фиалки, нарцисса, апельсиновых и финиковых цветов - вывозилась морем даже в Китай. Наибольшими городами Ирана того времени были Шираз, Исфахан, Рей и Нишапур. В последнем проживало свыше 200 тыс. человек. Балх, Газна и Кабул были главными центрами караванной торговли с Индией. Важнейшими портами Персидского залива были Сираф и Ормуз, откуда иранские товары шли в Басру, порты Аравии, Индии и Китая. Через Каспийское море перси торговали из Хорезмом, странами Закавказья, с хазарами и Русью.

Иран всегда славился своим керамическим искусством, главными центрами которого были во время, которое рассматривается, Рей и Кашан. Здесь производили фаянсовые изделия с резными орнаментами и декоративными надписями. Рядом с ними массово производились кувшины, чаши, блюда, вазы и тому подобное с поливной глазурью. Они часто расписывались или по сырой глине (подглазурная роспись), или уже по глазурованной поверхности (надглазурний роспись). Высшим достижением иранской керамики стал известен из XII ст. надглазурний роспись люстром по беловатой или зеленоватой оловянной глазури.

Люстр - изобретение средневековой иранской алхимии - красочный золотистый состав с металлическим отблеском разных цветов, который получается в результате сложного и длительного обжига в двух печах. В состав люстра входили медь, серебро, золото, мышьяковистый песок и другие компоненты. Позже люстр, невзирая на его дороговизну, стал применяться даже при производстве архитектурной керамики. Эти керамические плитки разных форм использовали для облицовки фасадов культовых и гражданских зданий. Для такой облицовки изготовлялись также изразцы с рельефными высказываниями из Корана.

Из прикладных искусств высокого мастерства достигла в Иране роспись тканей и отделка их узорными вышивками из золотых и серебряных нитей. Изготовлялись также орнаментируемые металлические сосуды, много украшенное оружие. Отличались высокими качествами и другие произведения художественного ремесла - бронзовые изделия с инкрустациями из золота и серебра, шелковые и шерстяные ковры разных типов, которые удивляли исключительной красотой.

Литература. В это же время в иранских землях, параллельно с материальным производством, процветали науки, литература и искусство. Образованные слои населения, восприняв ислам и временно даже язык арабов, сумели сохранить много самобытных черт древней иранской традиции. Поэты и ученые стали вспоминать и прославлять древность, призывали возродить прошлое величие Ирана. Это культурно-идейное движение злилось в IX - X ст. с могучими антиарабскими и антифеодальными народными восстаниями. На их гребне в Средней Азии и Восточном Иране (Хорасани) к власти пришла династия Саманидив, которая вела свою родословную от древних Сасанидив. Саманидськи монархи стали культивировать при дворе родной язык фарси (парси), противопоставляя ее арабской. Она опиралась на письменную традицию Сасанидив (III - VII ст. ) и отличалась от простонародного языка основной массы населения. Ее стали называть даре, то есть дворцовая. В X - XV ст. она стала общим литературным языком для всех народов Ирана. На ней написанная поэма "Шах-наме" - наибольшее творение классики персидской, таджикской литературы Абу-л-Касима Фирдоуси (934 - 1025). Эта книга по праву вошла в казну мировой культуры. На основе давньоиранського поэтического эпоса и научных трудов Фирдоуси в поэтической форме изложил историю Ирана и Средней Азии с самых давних времен вплоть до арабского нашествия. "Шах-наме" пропитана пафосом героики и патриотизма, любовью к родине и глубокой ненавистью к арабским и тюркским поработителям, лирической ей добавляют многочисленные любовные эпизоды. Поэма прославляет иранское рыцарство - дехкан. В ней с симпатией нарисован образ вождя народного восстания - Маздака. Написана прекрасным литературным языком, она на целые столетия стала образцом для поэтических переспивив. Сам же Фирдоуси много лет провел в немилости, вынужденный был убегать и целые двадцать лет провести в нищете, скрываясь от людей султана. "Правовирне" суннитське духовенство даже отказалось похоронить его за мусульманским обрядом, обвиняя большого поэта в ереси и прославлении "нечестивых героев".

С "Шах-наме" начался настоящий взрыв ираномовной поэзии, которая получила признание во всем мире. Большим поэтом XI ст. был тонкий лирик и мастер пейзажа Фаррухи, сын раба. Фахр ад-дин Гургани прославилось в то же время любовной поэмой "Вис и Рамин".





Вернуться назад