Запад и Восток в мировой культурной традиции. Пророк Мухаммад и его учение


1. Запад и Восток в мировой культурной традиции

Интерес к Востоку у европейцев всегда был большим. Древние греки увлекались египетской цивилизацией. Древние римляне говорили: "Ex Oriente lux" - "С востока - светло". Заинтересованное отношение к Востоку сохранилось в Европе и в раннем средневековье, а впоследствии усилилось в период крестовых походов. В Новое время колониальные завоевания португальцев, голландцев, англичан и французов в Азии, разгром турков в 1683 г. под Веной обусловили политическое и экономическое доминирования Запада и в то же время пробудили общественное мнение Европы. Деятели эпохи Просвещения положили начало серьезному изучению "Восточной проблемы". Сформировалась целая наука - ориенталистика, или востоковедение. Ориенталистика или востоковедение возникло в XVI - XVII ст., а сформировалось в XVIII - XIX ст.

В XVII - XIX ст. в европейских странах даже сложилась своеобразная мода "на все восточное". Свидетельство потому - появление переводов на европейские языки "Корана" и "Тысячи и одной ночи", "Персидские письма" Монтеск'е и исторические драмы Вольтера. Поход Наполеона на Египет способствовал появлению в европейской литературе целого напрямую, названного экзотизмом. В его рамках возник лирический цикл большого И. В. Гете "Западно-восточный диван". "Восточные стихи" В. Гюго утвердили во Франции романтичную поэзию. Без восточных поэм - "Гяур", "Лара", "Корсар" - была бы неполной творческая наработка Дж. Г. Байрона. В. А. Жуковський своим обращением к персидскому и индийскому эпосу (повесть в стихах "Рустем и Зохраб", поэма "Наля и Даяманти") укрепил романтичную поэзию в России. В Украине к теме Востока обращалось ряд величайших поэтов и писателей : Иван Франко (исчислении переводы староарабських поэзий, сказок), Агатангел Крымский (поэтический сборник в трех частях "Пальмовое гилля", цикл "Бейрутские рассказы") обогатили украинскую литературу восточными мотивами.

И все-таки в XIX ст. преобладающей в Европе была мысль, сформулированная знаменитым автором "Книги джунглей" английским поэтом Редьярдом Киплингом, : "Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись". Жизнь опровергла этот постулат. В наше время народы Востока добились политической независимости от западных "цивилизаторив", а ряд государств - и больших экономических успехов. Их тысячелетнее культурное наследие вливается в океан общечеловеческой культуры большой полноводной рекой. В этом потоке - могучие струи того источника, который пробился на поверхность из глубин Арабского халифата, который охватывал в VII, - X ст. территорию от Пиренейв на Западе в Среднюю Азию и Северную Индию на Востоке.

Средневековая культура Ближнего и Среднего Востока зародилась и выросла на той же интеллектуальной почве, что и культура европейских народов. Почва эта была обильно удобрена предыдущими цивилизациями Древнего Египта, Мессопотамии, Восточного Средиземноморья и греко-римской античностью. Национальное семя молодых народов, занесенное на эту почву ветрами истории и бурями социальных потрясений, дало рясни лестницу и странные плоды. Много из них до сих пор питают наш интеллект и предоставляют неописуемое эстетическое наслаждение своим специфическим вкусом и ароматом. Но если в Европе цветы ее цивилизации опылялись идеалами христианства, то на Востоке такую роль играл ислам - самая молодая из мировых религий.

2. Пророк Мухаммад и его учение

История возникновения. Ислам возник и сложился в знойных полупустынях и зеленых оазисах Аравийского полуострова, заселенного кочевыми и осидлими арабскими племенами. Это случилось в двадцатые годы VII столетия - совсем недавно, по историческим меркам. Пророк Мухаммада отделяют от Иисуса Христа целые шестьсот лет, а от Будды и совсем двенадцать веков.

Мухаммад, что арабской означает "тот, кого хвалят" (в европейской транскрипции - Мохаммед, Мухамед, Магомед), родился в 570 г. в городе Мекка. Около 610 г. он получил от Аллаха (арабской - Бог Одкровення), которое и стал проповедовать среди мекканцив и кочевников родного племени. Мекка в то время была большим перевалочным пунктом на старинном караванном торговом пути из Индии и Византии в Африку и Европу. Она же была и значительным религиозным центром, в ней жили язычники, буддисты, иудеи и христиане. Правда, большинство аравитян к проповеди Мухаммада считало лучшим поклоняться исключительно "своим" идолам - родоплеменным богам, среди которых были небесные светила, источники, деревья, скалы и даже камни. В частности уважался метеорит, что и доныне хранится как святыня в главном святилище ислама - в храме Кааба.

Сначала в проповеди Мухаммада не было ничего принципиально нового по сравнению с вероучениями иудеев и христиан. Основное положение - отбросить старых богов и идолов и признать только одного - единственного бога Аллаха и быть безусловно покорным его воле (ислам в переводе из арабской - покорность, посвящение себя Богу). На практике это означало полное подчинение всех правовирних (арабской "муслим", отсюда и второе название ислама - мусульманство) новому пророку. Это положение закреплялось формулой: "Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад - пророк его". Проповедь Мухаммада отбрасывала старые родоплеменные верования и в этом значении была революционной. Естественно, это не могло понравиться старой мекканский знати, которая побаивалась, кроме другого, потерять паломников к Кааби и связаны с этим прибыли. Мухаммаду и его сторонникам пришлось убегать в соседний город Ясриб, позже переименованный на Медину ("город пророка"). Это переселение (хиджра) осуществилось в 622 г., и эта дата стала началом мусульманского летоисчисления. Здесь пророку посчастливилось больше: на его сторону вскоре перешли кочевые племена, и на 630 г. его власть признала практически вся Аравия. С мекканською знатью был достигнутый компромисс: и признала новое вероучение, а Мухаммад объявил Каабу главным святилищем ислама, паломничество к которому (хадж) обязательно для каждого мусульманина хоть бы раз в жизни.





Вернуться назад