Богдан Лепкий и европейский культурно-художественный процесс


П л а н:

Вступление.

Детские годы.

Учеба Б. Лепкого.

Творческое наследство.

Вывод.

В истории украинской литературы более яркой звезды, чем Богдан Лепкий, после зари Франко от начала века и до 1941 года, по-видимому, не было. Но много людей, нажаль, мало или почти ничего не знают об этом чрезвычайном человеке, хотя уже и появилось немало разведок и выданы почти все произведения славного галичанина.

"Его большой талант лирика, повистяра, ученого, литератора и небудничная работоспособность напоминают тех титанов творческого труда, которые оставляют незглибимий следует в истории своего народа", - писал во вступительном слове к книге "Богдан Лепкий" профессор Оттавського университету Констянтин Беда в 1976 году.

Еще при жизни Богдана Лепкого его богатейшее писательское наследство высоко оценили галичане, украинцы в диаспоре, выдающиеся литературоведы мира. О поэзии и о прозе и литературно-художественных жанрах уже или мало писали критики, но, к сожалению, почти не изучены исторические основы тетралогии Богдана Лепкого "Мазепа", которую так высоко оценили современники, - от князя украинской церкви митрополита Андрея Шептицкого к Директору "Украинской библиотеки им. С. Петлюри" в Париже профессора Романа Смаль-Стоцького.

Очевидным и незаперачним есть тот факт, что сильнейший, и, по существу, доминантное влияние на эстетическое кредо Б. Лепкого имела семейная среда, Подилля, из его невидцвитним фольклорно-этнографическим букетом. Сам же писатель в "Запеве", одному из ранних стихов писал:

Колыхал мою колыбель

Ветер родного Подолья,

И сливал на сонные ресницы

Степного запах зелья.

Колыхал мою колыбель

Звук пригорной трембиты. . .

Богдан Лепкий - сын золотокосого Подолья, вырастал в объятиях того патриархального окружения, которое было важным фактором формирования мировоззрения и жизненных принципов. То окружение не могло не вызваться к глубинному влиянию на душу будущего литератора, на формирование его человеческого нрава и эстетического код. "Поручинськи хозяина" ходили в сапогах на подковах, которые им делал местный кузнец, носили "куртины" из домашнего сукна, брились бритвами, сделанными из старой скошенной косы, женщины наряжались в "дымки" (полотно с выбитыми узорами), вышивали хорошие рубашки, украшали узором их - словом, это было старосветское соло, которого еще не коснулась культура 19 в. . Веснушки, гагилки, обжинки, колядки, щедривки, множество легенд, переводов,- все, как когда-то, в очень давних временах".

Воспитываясь с детства в священичий семействе и в окруженные галицкой интелигенций, малый Данко много узнал о родном краю и уже юношей черпал сведения из истории Украйи. Сначала - из рассказов родителей, из библиотеки деда, а потом - из библиотеки Бережанськой гимназии. Но самая тесная жизнь и творчество Богдана Лепкого связаны из Рогатинщиною, а именно с селами Черче и Жовчевом.





Вернуться назад