Понятие об эстетических понятиях


Методологическим принципом эстетического воспитания является этика — наука об общих закономерностях художественного освоения действительности человеком, о сущности и формах отображения действительности и превращения жизни за законами красоты, о роли искусства в развитии общества.

В процессе эстетического воспитания формируются эстетическое сознание и поведение школьника.

Эстетическое сознание — форма общественного сознания, которое являет собой художественно-эмоциональное освоение действительности через эстетические чувства, переживания, оценки, вкусы, идеалы и тому подобное и концентрировано выражается в художественном творчестве и эстетических взглядах.

Эстетические чувства — особенные чувства наслаждения, которые чувствует человек, воспринимая прекрасное в действительности и в произведениях искусства.

Эстетический вкус — способность человека правильно оценивать прекрасное, отделять действительно прекрасное от неэстетического.

Эстетический идеал — представление человека о прекрасном, к чему она стремится, на что равняется.

Эстетика поведения — черты прекрасного в поступках и действиях человека (в отношении к труду и к обществу, в манерах и внешнем виде, в формах общения с людьми.

В процессе эстетического воспитания важно научить учеников понимать и воспринимать красоту. Наблюдая прекрасное, человек не может оставаться безразличным, она переживает, чувствуя любовь или ненависть к наблюдаемому. Поэтому надо, чтобы дети умели различать действительно красивое и уродливое.

Во время эстетического восприятия возникают определенные эмоции. Задание воспитания — создание условий, которые бы способствовали формированию эмоциональной сферы учеников. Богатство эмоциональной сферы человека свидетельствует о ее духовном богатстве.

Сложной является проблема формирования восприятия искусства.

Чтобы воспринимать художественное или музыкальное произведение, надо иметь элементарную теоретическую подготовку. Лучше воспринимается то, которое понятно, о чем есть определенные знания. Этот принципиальный подход следует взять за основу при использовании в эстетическом воспитании музыки, изобразительного искусства, скульптуры.

Сформированные эстетические вкусы и эстетический идеал и развитая способность оценивать прекрасное дают человеку возможность понять суть прекрасного.

Воспринимая прекрасное, анализируя увиденное, сравнивая с известным и виденным раньше, она дает ему определенную оценку. Уровень такого эстетического мышления зависит от умственного воспитания, умения осуществлять мислительни операции.

Рядом с развитием эстетического восприятия, прививанием эстетических вкусов в процессе эстетического воспитания у учеников формируют эстетическое отношение к окружающей действительности. Человек должен не только миловаться красотой природы или достопримечательностями культуры, но и беречь и защищать их.

Важное значение имеет воспитание у школьников эстетики поведения — аккуратности в одежде, красивой осанки и манер, умения держаться непринужденное, естественно, культурно и эстетически выявлять свои эмоции. Эти качества тесно связанные с нравственностью личности ученика. В эстетическом воспитании школьников используют разные источники: а) произведения изобразительного искусства. Во время наблюдения картины или скульптуры, которая отображает жизни человека или природы, у ребенка развивается не только восприятие, но и фантазия : она мыслит, представляет, будет «дорисовывать» изображенное, видит за картиной события, обиды, характеры; б) музыку, которая, отображая действительность с помощью мелодий, интонаций, тембра, влияет на эмоционально-чувственную сферу человека, на ее поведение; в) художественную литературу. Главным выразителем эстетики в литературе является слово. По мнению К. Ушинського, слово как средство выражения в литературном произведении приобретает двойную художественную силу. Словесный образ имеет еще и понятийную основу и воспринимается в первую очередь умом. Поэтому литература — важное средство развития интеллекта учеников; г) театр, кино, телевидение, эстраду, цирк. Ценность их в том, что, кроме смысловой части, они объединяют в себе элементы многих видов искусств (литературы, музыки, изобразительного искусства, танца); г) поведение и деятельность школьников. Достойные поступки учеников, успехи в учебе, труде, спортивной, общественной, художественной деятельности должны стать предметом обсуждения с эстетических позиций; д) природу: ее красоту в разнообразии и гармонии красок, звуков, форм, закономерном изменении явлений, которые имеют место в живой и неживой природе; е) факты, события общественной жизни. Героические поступки людей, красота их взаимоотношений, духовное богатство, моральная чистота и физическое совершенство должны быть предметом обсуждения с учениками; е) оформление быта (привлечение детей к созданию эстетической обстановки в школе, классе, квартире).





Вернуться назад