Сущность морали


Рассмотрение вопроса о сущности морали связано с выявлением ее смысла для человеческого развития и осуществляется на основе знаний о специфике человеческого бытия. В зависимости от понимания этого смысла мораль интерпретируется и как мудрость жизни, и как свод правил, созданных для того, чтобы регулировать поведение людей, рассматривается в связи с сущностью человека как непосредственное выражение человечности или в сугубо технологическом значении, как средство, которое обслуживает человеческую деятельность со стороны ее выражения в поведении людей. Отметим, что в последнем суждении о морали исключается сам вопрос о сущности морали, правомерности его постановки, поскольку такое толкование морали исключает ее смысловую специфику и опирается на ее прикладной, функциональный характер.

Объяснение необходимости морали, ее смысла для человеческого развития связано с нахождением источника, которое порождает моральный способ освоения человеком действительности. Решение этого вопроса никоим образом не исчерпывается установлением общественного характера нравственности, выведением ее из изменений, которые происходят в общественной жизни. При всей само-очевидности такой связи определения сущности нравственности связано с анализом ее генезиса, с нахождением источника само-руху нравственности, того, что при всех изменениях нравственности в исторически-конкретные периоды определяет логику ее развития как нравственности, и относительно чего мы говорим обо всем-историческом характере нравственности, определяем, невзирая на всю ее переменчивость, особенности, в которых развивается ее специфика, и ее внутреннюю структуру. В этом заключается задания данного параграфу, а его решение связано с сущностным анализом моральной деятельности и достигает своими корнями в фундаменты специфически человеческого способа бытия.

Сущностный анализ нравственности предусматривает рассмотрение ее относительно человеческой деятельности, содержательно-общего отношения человека к миру и является необходимой степенью в изучении моральной деятельности.

Познание и превращение мира — основа, которая определяет творческий характер человеческой деятельности, ее строительную мощность. Воспринята односторонне лишь как превращение окружающей среды за произволом человека и безотносительно к сущности превращаемого, толкуемая порою как свобода творчества — такая деятельность кроет в себе негативный смысл не только тем, которое представляет акт насилия над окружающей средой. Суть заключается в том, что сам акт насилия, произвола означает неблагополучие в человеческом отношении к миру, которое несет угрозу разрушения цилепокладення, — специфически человеческого достояния.

Хоть бы на что направлял свои усилия человек, хоть бы чего хотела, хоть бы что делала — всегда ее устремление, усилие, действия соотнесены с представлением о том, чего она хочет, с целью. Вместе с тем определенность цели зависит не только от хотения. Представление о ней складывается в процессе познания тех явлений и предметов, которые определяют не только положенную цель, но и именно даны, а не другие способы действия. Такие знания могут быть получены опытным путем и оказаться достаточными для определенных сторон, актов деятельности. Другие аспекты деятельности связаны с высокими уровнями развития теории.

Деятельность человека, от самых простых проявлений к сложным формам, является способом человеческого существования и как таковая она возлагает в себе реализацию творческого, духовного потенциала человека. Мысли о том, что удовлетворенность человека своей жизнью состоит в прямой зависимости от наличия в нем творческого начала, сегодня нет внове. Раскрыта в разных контекстах телепередач и публикаций, рассмотренная относительно самых разнообразных профессий, она с достоверностью подтверждена жизнью, человеческим опытом, выражает одну из неопровержимых истин человеческого бытия.

Когда же цель определяется безотносительно к тому контексту, который представляет данное конкретное дело, не положенная в ее основу и не выплывает из нее, определяется одним лишь хотением, то не только цель, но и представление о результате деятельности лишенные конкретности и духовного удовлетворения, которое чувствует человек в этом процессе самореализации. Например, поставленная студентом цель стать специалистом в определенной отрасли, возможно, превратится в цепь тяжелого

и изнурительного насилия над собой по той причине, что она останется простым хотением. И совсем другое дело, если эта цель вырастает из актов познавательной деятельности, каждый из которых в своем конкретном содержании несет приобщение до того, которое существовало вне его мира, а став его приобретением, обернулось и способом реализации его творческого потенциала, его настоящего самого осуществления. Полученное в этом процессе знание становится средством для достижения следующей цели и только таким образом приобретает творческий характер, становится способом самоопределения личности. Рассмотренный пример дает кое-что упрощенное представление о цилепокладання, но интересен тем, которое расширяет наше представление о деятельности, ее творческий характер, подводит к пониманию цилепокладання со стороны его развития. Затронутый вопрос о цилепокладаючий характере человеческой деятельности важен тем, что его решение связано с определением сущности деятельности. Рассматривая общественную сущность «родового», смыслово-общего характера человеческой деятельности в том, что человек «относится», К. Маркс раскрывает ее в определенности отношения между природой предмета и природой соответствующей ей сущностной силы человека '.





Вернуться назад