Экономика, политика и нравственность цивилизованного общества. Моральная активность личности

Главная - Культура - Экономика, политика и нравственность цивилизованного общества. Моральная активность личности

Экономика, политика и мораль — важнейшие составляющие части жизни всякого человеческого общества. Экономика выступает в качестве фундаментального фактора производства и воссоздания общественной жизни, владеет определенной формотворчою силой для всех других элементов общественного бытия и общественного сознания. В зависимости от характера экономической системы складываются и соответствующие ей в своих основных чертах политические, административные, государственные структуры.

Гораздо меньше подобная зависимость проявляется в сфере идеологии и культуры, где возможны разные формы относительной автономии духовности, хотя в конечном итоге и духовность той или другой социально-экономической формации не может игнорировать ее экономический базис, который диктует материальные и политические условия развития философского, правового, религиозного, морального и эстетического сознания, формы их практически-деятельного выражения.

Следует отметить, что материальное производство не только диктует самые общие параметры производства духовного, но и еще в большей степени определяется последним. В отечественном и зарубежном обществоведении все больше достает распространения точка зрения, за которой существуют мощные и чрезвычайно важны внеэкономические факторы функционирования экономической системы, — культурно-национальные, психологические, моральные, которые или способствуют развитию тех или других элементов производственных отношений, или препятствуют этому. 'В первом случае предлагаемые экономические решения совпадают со спецификой и характером конкретной национальной культуры, с духом и стилем мышления (менталитетом) данного народа, стереотипами его поведения и эмоциональными реакциями, моральными принципами; во втором — вступают с ними в противоречие.

Одно из острейших противоречий существует между типом внедряемой экономики и сформированным конкретной национальной культурой типом человеческой личности. В данном аспекте культура появляется как производство, но производство особенно (и, на наш взгляд, важнейшее) — производство самого человека во всей багатоманитности ее конкретно-исторических определений. !

Культура формирует личностный тип нации и эпохи через экономические условия человеческого существования — факторы производства, труда, быта, потребления; через политические условия — факторы характера власти, общественной деятельности, системы права; через специфику взаимоотношений индивида и данных форм коллективности, личности и общества, гражданина и государства; через устоявшиеся этичные традиции семейных взаимоотношений, общения, обычаев, художественных вкусов, вкусов и т. д.

Культурные традиции нации в их политической ипостаси определенным образом способствуют той или другой ориентации экономической системы : или на саму себя (производство ради производства), или на идеологические догмы (производство в интересах политического престижа), или на получение максимальной прибыли, или на удовлетворение потребностей людей и поддержания социально-экономической стабильности в обществе. В зависимости от подобных ориентаций складывается определенный уровень качества человека — та или другая степень ее потенциальных интеллектуальных, психологических, образовательных, физических, организационных, производственных и других возможностей, которые и определяют уровень требований общества к ней.

Конечно же, экономика создает только фундамент производства и воссоздания человека как общественного существа, определяя пределы возможного в данном обществе образа жизни. На этой почве возникают политические структуры условий человеческого существования : права и свободы и бесправие, распределение власти и ее монополизация, насилие и ненасильство, традиции общинности и индивидуализации и т. п. наивысший же слой духовности, создаваемый наилучшими представителями творческого слоя данной нации (философия, искусство, литература и т. др. ), может оказать существенное влияние на формирование качества человека лишь в том случае, если его (духовного слоя) достижения, не защелкивающийся на элитарных группах, входят в быт и привычки, житейскую повседневность миллионных человеческих масс, в плоть и кровь народа.

Одним из самых значительных факторов влияния национальной культуры на экономическую систему выступает устоявшаяся в надpax данной культуры этика труда и деловой активности, и В рамках культуры этика труда может быть и на авангардных, и на периферийных позициях, однако она не может вообще отсутствовать хотя бы в одной конкретной национальной культуре. Если этике труда в системе национальной культуры принадлежит достаточно значительное место, она может выступать в качестве мощного стимула производства как на индивидуальном, так и на общественном уровни, транслируясь культурно-исторической традицией от одного поколения народа к другому.

В то же время этика труда, как и национальная культура в целом, вступает в сложные отношения с экономической и политической системами общества, которые могут поддержать этот тип этики труда, или парализовать его, или создать новый, что больше отвечает существующим системам. Однако и в том и в ином случае можно сказать, что любые моральные призывы к честному труду ничего не достойны при отсутствии умной экономической системы и справедливого вознаграждения. Понятное дело, названные функции культуры возможны лишь при условии их сохранения во времени, то есть преемственности во всем развитии нации. Национальная культура, таким образом, является' очень существенным фактором экономической мотивации. Богатейшее наследство и опыт мировой культуры убедительно подтверждают данный тезис.