Семья и брак с точки зрения этики


Этимология русского слова «нехватка» указывает на родство с древнерусским «брачити», то есть «отбирать». Украинское слово «брак» берет свое начало от давне-славянского слова «сълюб», которое означало торжественное обещание. «Слюбитись» в ряде славянских языков значит договориться. Брак — это санкционированная обществом форма взаимоотношений между полами и отношения к потомству, то есть средство регуляции половых отношений и воссоздания населения. Это свободный равноправный союз женщины и мужчины, заключенный с соблюдением порядка и условий, установленных законом, которая образует семью и порождает взаимные личные и имущественные права и обязанности между супружеской четой '.

Приведенное определение брака как социального явления содержит и очевидное противоречие: брак — «свободный», но связан с «обязанностями». Однако это и противоречие реальной жизни. По мнению К. Маркса «. . . никого не вынуждают брать брак, но каждого вынуждают подчиняться законам брака, если он взял брак» 2. Современный брак является моногамным (моногамия — крепкая, стало однобрачие) и являет собой исторически четвертую форму брака, которую знает человечество.

Начало формирования брачных отношений в зарождаемом обществе связано с потребностью в особенных социальных нормах для регуляции полового общения внутри рода, укрощения биологического инстинкта. Да, накладывались запреты (табу) на половое общение между мужчинами и женщинами данного рода в определенные периоды (подготовка к охоте, сама охота). Табу привели к возникновению обычаев, которые впоследствии породили брак (межродовой, межплеменной) экзогамии.

Запреты распространялись только на членов своего рода, ограничивали половое общение только между кровными родственниками, однако выходцев из других родов и племен не касались. Возникновение брака экзогамии совпадает с процессом формирования гомо сапиенс, что появился приблизительно 40 тыс. лет тома. Таким образом из эндогамии, то есть половой связи между представителями только одного рода, через агамию, то есть временный запрет половых сношений, возникла экзогамия — систематические половые связки между представителями разных родов. Возникает групповой (дуально— родовой) брак, где все мужчины одного рода являются мужчинами всех женщин другого рода, мужчины же этого второго рода, соответственно,— мужчинами женщин первого.

В рамках группового брака производственные и детородные отношения были оторваны друг от друга. Групповой брак еще не стал браком персональным, то есть сколько-нибудь постоянных «супружеских» пар не существовало. При таких отношениях определить линию отцовства было невозможно Происхождение детей считалось только по матери, признавалась только женская линия ридства. Дети знали только своих матерей. Сестры с их детьми, кровные братья и другие родственники и представляли материнский род. В качестве материальной основы группового брака выступало главным образом домашнее хозяйство, поскольку охота уже не всегда могла обеспечить благосостояние рода.

Постепенно в рамках дуально-родового брака на почве взаимных поездов начали складываться достаточно постоянные пары. Парный брак не регулировался сообществом — его поддерживала только добрая воля партнеров, потому он еще не был моногамным. Мужчина мог быть связан такими парными отношениями с несколькими женщинами, равно как и женщина — с несколькими мужчинами. Такой брак скорее был первисно-егалитарним, то есть равноправным. Данная форма брака возникла приблизительно 25-24 тыс. лет потому, что предопределялось переходом к новым формам хозяйственным, экономических отношений внутри рода, возникновением личной собственности.

Появление последней, излишков продуктов у некоторых членов рода положила начало дарообминови как дежурному шаговые на пути к упрочению семьи, превращение ее на хозяйственную единицу общества. Мужчина дарил «своей» женщине из чужого рода часть излишка, женщина же могла дарить ему свою, и пока существовал дарообмин, поддерживалась связь между мужчиной и женщиной. Так возник Индивидуальный парный брак.

Формирование обособленной парной семьи предусматривало неадекватный дарообмин, то есть, чтобы мужчина дарил женщине больше, чем она ему. Таким образом, мужчина становился кормильцем семьи, жены и детей. Подобная практика вызывала возникновение внутри дуально-родовой организации такой постоянной хозяйственной единицы, как община, которая состояла из парных семей. К каждой из них входили мужчина, женщина и ее деть. В таком виде брак выглядел как союз между мужчиной и женщиной, а одна из целей данного союза — обеспечение содержания и воспитание детей женщины. Наконец, с возникновением парного брака половые сношения между партнерами уже регулировались не только моральными нормами, но и определенными социально-экономическими отношениями.

Возникновение и укрепление частной собственности привело к упрочению классовых отношений, которые легли фундаментами у современного вида брак — моногамию. Своей классической формы моногамный брак и моногамная семья достигают лишь в зрелом классовом обществе. Поскольку обладание частной собственностью на средства производства стали основой распределения созданного в обществе продукта, человек выступает в роли кормильца только потому, что является владельцем средств производства. Развитие новых экономических отношений изменило роль партнеров в семье, женщина фактически стала рабой мужчины, материнское право было ликвидировано. По словам Ф. Энгельса, это было всемирно-историческое поражение женского пола, в результате которого «мужчина захватил бразды правления и в доме, а женщина была лишена своего почетного положения, закабаленная, преобразованная в рабу его желаний, в простые орудия деторождения» '.

В условиях рабовладельческого и феодального общества женщины были лишены многих гражданских прав. В неравном положении они были и перед законом, который объявлял мужчину обладателем всех членов семьи. В Древнем Риме человек после года жизни с женой мог сделать ее своей рабой или продать в рабство. Родительская семья женщины тем, что хотя бы раз в году принимала дочь под свою крышу, спасала и ее свободу, и права гражданства. Более позднее возвращение женщины в родительскую семью уступило место пошануванню жены и матери в доме мужчины. День этот стал семейным праздником, когда женщину освобождали от ее обычных домашних обязанностей, поздравляли, вручали подарки. Праздник приходился на март и из него происходит современная традиция отмечать 8 марта — Международный женский день.

Некоторые нормы семейно-брачных отношений, которые свидетельствуют о бывшем величии материнского рода, хранятся и до сих пор. У племен саййн, аль-хумум на юге Емену женщины участвуют в публичных церемониях, танцуют вместе с мужчинами. Они самостоятельно выбирают жениха и встречаются с ним к свадьбе. Брак заключается в жилище женщины. На ее родственников молодой работает определенное время, пока не достанет разрешение ввести женщину в свое жилье. Молодая, немного пожив с мужчиной, имеет право пойти от него к своим родителям. Объяснение простое: «Я его не хочу»! — говорит она и это считается веским основанием для расторжения брака.

Хоть общие правила отдают безусловное преимущество родительским родственникам (или, как высказываются этнографы, принципу патрилинийности), местная традиция на стороне родственников со стороны матери (принцип матрилинийности). Следствием этого является и то, что жена играет необычную роль во внутрисемейной жизни. Она присматривает детей, пасет коз и овец, но она же принимает гостей как глава семьи. Мужчина защищает семью и род, зарабатывает на пропитание и доит верблюдиц, но он же готовит еду, мелет зерно, стирает свою одежду, ходит по воду и за топливом. Наиболее интересно, что права женщин надежно оберегает племенное собрание, в котором нет ни одной женщины, — лишь мудрые старики и сильные воины.

В племенах альхумум и саййн с гордостью говорят, что по закону кровной мести за убийство одной женщины платят своими жизнями десять мужчин. С убийцей безоружно! женщины соплеменники не обмениваются приветствиями, не молятся с ним рядом, не присматривают за его скотом, не верят его слову и отказывают ему в том, в чем бедуин никому никогда не отказывает,— в глотке воды.

В условиях буржуазного общества семья начинает терять свой патриархальный характер и приобретать черты равноправия, егалитарной семьи. В такой семье человек и жена работали, оба удерживали своих детей. Брак их строился на равноправных отношениях. Благодаря движению женщин за свое освобождение уже с конца XIX ст. они стали владеть основными экономическими и политическими правами. В наше время лишь в четырех странах женщины лишены права участвовать в выборах в парламент (Лихтенштейн, Сан-Марино, Южноафриканская Республика, Андорра). В трех странах права женщин ограничены (Испания, Боливия, Гватемала).

Действующие в нашей стране Основы законодательства о браке и семье специально подчеркивают условия вступления в брак, определяя его действительным или недействительным. Главной предпосылкой является согласие будущей супружеской четы на заключение брака, его регистрацию. Иначе один из супружеской четы может через суд объявить брак недействительным. Необходимость включения этого условия к числу тех, которые определяют действительность брака, вызванная (хотя и нечастыми) случаями похищения (согласно традиции) невест. Однако согласие не является еще достаточным основанием для признания брака действительным.

Вторым условием вступления в брак является брачное совершеннолетие будущей супружеской четы. Согласно Основам законодательства брачный возраст установлено единственным для юношей и девушек — 18 лет. Законодательные органы некоторых республик, например Украины, снижают брачный возраст женщины до 17 лет. В случае, когда молодые люди вступают в интимные зносини и ожидают ребенка, местные органы власти имеют право регистрировать брак между лицами, которые не достигли брачного возраста (на Украине — с 16 лет).

Соблюдение принципа моногамии является третьим условием вступления в брак, больше того, отступление от этого принципа считается у нас преступлением и преследуется, как это общеизвестно, соответствующими статьями криминального кодекса.

Четвертым условием является отсутствие любого ридства между будущей супружеской четой. Наконец, пятым условием является психическое здоровье лиц, которые вступают в брак. Закон не допускает заключения брака между лицами, одна из которых признана в судебном порядке недееспособной в виду душевной болезни. Появление дефектов психики после вступления в брак дает право одному из супружеской четы брак разорвать.

Регулируя личные и имущественные отношения между супружеской четой, между родителями и детьми, определяя условия вступления в брак и его расторжение, Основы законодательства о браке и семье направлены прежде всего на укрепление семьи, защиту интересов детей. Следовательно, государство защищает и интересы всего общества, учитывая влияние семьи на отношения в нем, на характер социальных процессов, которые происходят в нем.

Вопрос о сущности, признаках, роль семьи в обществе волнуют человеческую мысль с самых давних времен. «Какая большая загадка! На постигание ее потраченные тысячелетия, но, так же, как и смерть, загадка семьи не выяснена, не развязанная. Династии, общества, империи превращались в порох, если в них начинала приходить в упадок семья, если он и она прелюбодействовали, не находя друг друга. . . С распадом семьи разрушалось согласие, зло начинало преобладать над добром, земля разверзла под ногами, чтобы поглотить сброд, который уже без любых на то оснований именовал себя людьми»,— так рассуждает герой романа В. П. Ас-таф'ева «детектив 'Печали».

Осознание необходимости вступления в брак, создание семьи приобретало порою необычные формы. Да, древнегреческий мыслитель Платон считал, что общество должно осуждать тех, кто не создал семье до 35 лет. Неженатые после этого возраста должны платить соответствующий пода-ток. В древних Афинах и Спарте действительно существовал зви-чай во время праздника весны сечь розгами тех, кто уклонялся от вступления в брак.

За Аристотелем, государство вырастает из семьи, которая является первым видом общения людей. И если Платон исходил из равенства мужчины и женщины в подобном общении, то Аристотель утверждал, что мужчина должен властвовать над женщиной. Это положение, несколько видоизмененное в духе времени, было воспринято христианством и западноевропейской традицией. Только с середины XIX ст. наметился отход от этой традиции. И. Кант считал, что общение статей должно быть договорным отношением, а моногамный брак, основанный на пожизненной верности супружеской четы друг другу, появляется единственно моральной и правомерной формой брака.

Фихте настаивал на равенстве мужчины и женщины в браке, рассматривал любовь как единственную его моральная почва. Наконец, Гегель впервые поставил в зависимость от условий жизни формы семьи и брака. Да, современную ему семью он считал предопределенной христианской моралью и частной собственностью на землю.

Важной вехой на пути к научным представлениям о семье была книга Л. Моргана «Древнее общество» (1877). Это найудалиша на то время попытка воссоздать историю семьи, оперта на изучение брачно-семейных отношений народов, которые стоят в экономическом и социальном плане на низком уровне развития. Морган осуществил также сравнительный анализ функционирования семьи при разных условиях. Первое марксистское исследование о семье, написанное Ф. Энгельсом в 1884 p., основывалось на выводах, которые содержались в книге «Древнее общество». Труд «Происхождения семьи, частной собственности и государства» стал основой действительно научного учения о семье.

Ключом к пониманию сущные семьи было рассмотрение ее как категории исторической. Ф. Энгельс последовательно показал связь формы семьи (от первобытной групповой к моногамной) с процессами в общественной жизни. Изменение способа производства с неизбежностью порождало новые формы семьи. Энгельс показывает вызванное развитием производительных сил ослабления влияния родственных уз на общественный строй. Утвердившись, частная собственность сформировала и общество, в котором «семейный уклад полностью подчинен отношениям собственности» 1. Поддавая острой критике буржуазную семью, Энгельс противопоставляет ей новый, высший тип семьи, где, по его мнению, условия для утверждения этого типа обеспечат привлечение женщины к общественному производству, установлению настоящего равноправия с мужчинами в общественной жизни, освобождения женщины от груза домашнего хозяйства.

Под семьей имеется в виду малая социальная группа, члены которой связаны брачными или семейными отношениями, общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью. Через семью происходит изменение поколений людей, в ней осуществляется воспитание, первичная социализация человека, достижения ею гражданской зрелости. Направляя свой мощный потенциал на духовное становление личности, семья служит эффективным средством для возобновления, поддержки духовных и физических сил человека, включения ее в общественную жизнь. Рядом с другими социальными функциями семья выявляет заботу о людях наклонных и неработоспособных.

История семьи как таковой начинается с того момента, когда развитие производительных сил достигает уровня, который обеспечивает выделение моногамной семьи из одного мужчины и одной женщины, что проживают в прочном браке, а также их потомства. Первой разновидностью семьи стала патриархальна, где главенство принадлежало мужчине. Подобные семейные отношения достала название патриархата. Испытывая влияние переменчивых условий жизни, патриархат приобретает разные формы. В некоторых странах Востока и до сих пор практикуется полигиния (многоженство), при которой мужчина в то же время находится в нескольких брачных союзах. В Европе и в большинстве стран мира эволюция патриархальной семьи шла в сторону закрепления моногамии.

В начале своего формирования патриархальная семья была очень многочисленной и могла насчитывать несколько сот мужчина. К ней входили родственники и потомки одного отца вместе с их женами, детьми и родственниками. В состав семьи входили также рабы и наложницы. Благодаря своим внутренним резервам как большой производственной единицы патриархальная семья, пережив рабовладение, сохранилась и при феодализме. Но развитие капиталистического способа производства разрушило ее до остальные.

Индустриализация производства, начатое ранее отделения труда от семьи породили новую ее разновидность — семью нуклеарную (от латинского «нуклеус» — ядро). Впервые этот срок относительно семьи употребил американский социолог Ж. П. Мурдок, который обозначил таким образом семью, которая состояла только из необходимых для ее образования угодно детей, хотя не исключает и отсутствию их. Нукле-арна семья может быть полной и неполной. Последняя имеет одного из родителей и его детей.

Нуклеарная семья стала своеобразным ответом на потребности современного индустриального общества. Она более мобильна, а общественное производство, как известно, часто требует передвижения людей с одной местности до другой. Данная разновидность семьи более демократическая в том понимании, которое не требует для своих членов единственной профессии, формирует разные стили жизни, расширяет спектр форм проведения досуга и т. д. Система социального обеспечения, развитие сферы услуг, повышения размеров пенсий также стимулируют формирования нуклеарной семьи, поскольку снимают у больных и наклонных людей необходимость в поддержке со стороны близких родственников. Количество семей, которые включают три поколения родственников, неуклонно уменьшается.

В условиях современного общественного производства подальше растущую роль играют умение и способности самостоятельно раскрывать свою одаренность. Родственники уже мало чем могут помочь в этом, что в свою очередь ограничивает частоту встреч между ними, ослаблюе их отношения.

Система отношений ридства, дополняемая духовными, моральными, психологическими отношениями, внутришньосимей-ними установками, а также отношениями власти и авторитета, определяет структуру семьи. Доминанты в спектре этих отношений формируют два основных типа семьи — авторитарную и демократическую. Авторитарная семья основывается на суровом, неопровержимом подчинении женщины мужние (или мужчины женщине), детей — родителям. Для демократической семьи характерные ровное участие супружеской четы по делам семейной жизни, общее принятие ими важных решений. Последнее является возможным при взаимном уважении между членами семьи, учета ими как особенностей разных жизненных ситуаций, так и личных качеств и способностей обоих для распределения внутрисемейных ролей.

В отличие от семьи авторитарной, где кто-то из супружеской четы монополизирует руль правления, в семье демократической, как правило, отсутствует «официальный» глава. Возникающие жизненные ситуации выдвигают на первый план лидера, то есть того из супружеской четы (а иногда и взрослых детей), кто имеет наибольший авторитет в решении конкретных вопросов.

Социологические исследования показывают, что структура современной нуклеарной семьи еволюционизуе в сторону формирования семьи егалитарной (от латинского egalitare — уравнительный), в которой все взрослые члены имеют равную долю прав.

Анализ функций семьи помогает дать ответ на вопрос, поставленный раньше, : какую роль она играет в обществе? Конечно, сами функции семьи, их место, значение и субординация отображают, с одной стороны, влияние общества на семью, из другого — выполнение ею ряду общественных заданий, связанных с ее местом в социальной структуре.

В истории семьи принято выделять шесть ее основных функций: экономическую, репродуктивную, воспитательную, рекреативну, коммуникативную и регулятивную. Относительно современной семьи существует несколько отличных у разных авторов типологий функций семьи. Да, С. Д. Лаптенок выделяет такие из них: хозяйственно-бытовую, воссоздание населения, воспитательную и организации досуга. Г. М. Свердлов и В. А. Рясенцев важнейшими для советской семьи называют функции продолжения рода, воспитательную, хозяйственную и взаимопомощи. Для Н. Г. Юркевича такими являются функции духовного общения, сексуальная, рождение детей, сотрудничества в процессе их воспитания, добывания необходимых средств для ведения домашнего хозяйства, взаимной моральной и материальной поддержки. А. Г. Харчев определил как основные функции воссоздания населения, социализации, хозяйственную, организации потребления и досуга. Многие исследователи подчеркивают рост в современной семье значения функций, которые удовлетворяют эмоциональные и социальнопсихологические потребности. Последнее особенно заметное в практике отношений городской семьи, которая меньшей мерой, чем сельская, сохранила черты производственной части общества.

Одной из основных функций семьи экономическая. Исторические формы семьи, которые предшествовали нуклеарной, были тесно связаны с производственной деятельностью. В условиях докапиталистических формаций труд не отделялся от семьи. Сызмальства дети приобщались к тому виду труда, в котором были заняты, как правило, все члены семьи. Для каждой исторической формы семьи была характерная и особенная организация потребления и быта.

Отделение труда от семьи при капитализме оставило за ней функции накопления материальных благ. В условиях нашей страны, учитывая перспективы возрождения частной и дальнейшего развития кооперативных форм собственности, следует надеяться на усиление рассматриваемой функции семьи, хотя еще недавно предусматривалось сужение ее сферы. В определенной степени происходит и возрождение производственной функции.

Нуклеарная семья стала своеобразным ответом на потребности современного индустриального общества. Она более мобильна, а общественное производство, как известно, часто требует передвижения людей с одной местности до другой. Данная разновидность семьи более демократическая в том понимании, которое не требует для своих членов единственной профессии, формирует разные стили жизни, расширяет спектр форм проведения досуга и т. д. Система социального обеспечения, развитие сферы услуг, повышения размеров пенсий также стимулируют формирования нуклеарной семьи, поскольку снимают у больных и наклонных людей необходимость в поддержке со стороны близких родственников. Количество семей, которые включают три поколения родственников, неуклонно уменьшается.

В условиях современного общественного производства подальше растущую роль играют умение и способности самостоятельно раскрывать свою одаренность. Родственники уже мало чем могут помочь в этом, что в свою очередь ограничивает частоту встреч между ними, ослаблюе их отношения.

Система отношений ридства, дополняемая духовными, моральными, психологическими отношениями, внутришньосимей-ними установками, а также отношениями власти и авторитета, определяет структуру семьи. Доминанты в спектре этих отношений формируют два основных типа семьи — авторитарную и демократическую. Авторитарная семья основывается на суровом, неопровержимом подчинении женщины мужние (или мужчины женщине), детей — родителям. Для демократической семьи характерные ровное участие супружеской четы по делам семейной жизни, общее принятие ими важных решений. Последнее является возможным при взаимном уважении между членами семьи, учета ими как особенностей разных жизненных ситуаций, так и личных качеств и способностей обоих для распределения внутрисемейных ролей.

В отличие от семьи авторитарной, где кто-то из супружеской четы монополизирует руль правления, в семье демократической, как правило, отсутствует «официальный» глава. Возникающие жизненные ситуации выдвигают на первый план лидера, то есть того из супружеской четы (а иногда и взрослых детей), кто имеет наибольший авторитет в решении конкретных вопросов.

Социологические исследования показывают, что структура современной нуклеарной семьи еволюционизуе в сторону формирования семьи егалитарной (от латинского egalitare — уравнительный), в которой все взрослые члены имеют равную долю прав и ответственности, дети же занимают достаточно независимое положение.

Анализ функций семьи помогает дать ответ на вопрос, поставленный раньше, : какую роль она играет в обществе? Конечно, сами функции семьи, их место, значение и субординация отображают, с одной стороны, влияние общества на семью, из другого — выполнение ею ряду общественных заданий, связанных с ее местом в социальной структуре.

В истории семьи принято выделять шесть ее основных функций: экономическую, репродуктивную, воспитательную, рекреативну, коммуникативную и регулятивную. Относительно современной семьи существует несколько отличных у разных авторов типологий функций семьи. Да, С. Д. Лаптенок выделяет такие из них: хозяйственно-бытовую, воссоздание населения, воспитательную и организации досуга. Г. М. Свердлов и В. А. Рясенцев важнейшими для советской семьи называют функции продолжения рода, воспитательную, хозяйственную и взаимопомощи. Для Н. Г. Юркевича такими являются функции духовного общения, сексуальная, рождение детей, сотрудничества в процессе их воспитания, добывания необходимых средств для ведения домашнего хозяйства, взаимной моральной и материальной поддержки. А. Г. Харчев определил как основные функции воссоздания населения, социализации, хозяйственную, организации потребления и досуга.

Многие исследователи подчеркивают рост в современной семье значения функций, которые удовлетворяют эмоциональные и соци-ально-психологични потребности. Последнее особенно заметное в практике отношений городской семьи, которая меньшей мерой, чем сельская, сохранила черты производственной части общества. Одной из основных функций семьи экономическая. Исторические формы семьи, которые предшествовали нуклеарной, были тесно связаны с производственной деятельностью. В условиях докапиталистических формаций труд не отделялся от семьи. Сызмальства дети приобщались к тому виду труда, в котором были заняты, как правило, все члены семьи. Для каждой исторической формы семьи была характерная и особенная организация потребления и быта.

Отделение труда от семьи при капитализме оставило за ней функции накопления материальных благ. В условиях нашей страны, учитывая перспективы возрождения частной и дальнейшего развития кооперативных форм собственности, следует надеяться на усиление рассматриваемой функции семьи, хотя еще недавно предусматривалось сужение ее сферы. В определенной степени происходит и возрождение производственной функции.

Вторая функция семьи (репродуктивная) заключается в воссоздании населения, то есть в продолжении человеческого рода, рождении детей. Дити-вершина здорового брака, указывал Р. Нойберт. Усиление в последние десятилетия интереса исследователей — социологов, демографов, психологов, етикив — к проблемам воссоздания населения вызвано рядом причин. Одна из них — изменение типа репродуктивности семьи : многодетный тип семьи вытесняется середньодитним и еще чаще малодитним. Да, более чем половина всех семей имеют одного ребенка или вообще не имеют детей, значительно сократилось число семей, которые имеют двое или трое детей.

В большой степени это связано с распространением городского образа жизни. В результате процесса урбанизации в городах теперь живет две трети населения страны. Значительная часть сельских семей также ведет городской образ жизни. Производственная занятость женщин, противоречия роста материального благосостояния и культуры людей не стимулируют поязи многодетных семей.

Главным же фактором, который определил особенности современного репродуктивного процесса, стала осуществлена в то же время с научно-технической революцией вторая, демографическая революция. В прошлом высокая детская смертность отражалась на количестве детей в семье. Для воссоздания численности родителей необходимо было наличие 5-7 детей. В настоящее время благодаря успехам в отрасли здравоохранения, разным мероприятиям (экономическим, социальным, юридическим) стало можли— 9 вим достижение в долговременной перспективе желательного типа дитородження. В семье для воссоздания численности родителей теперь достаточно иметь две-три ребенка. У родителей возникает уверенность, что не один ребенок из четырех, как это было раньше, а по крайней мере девятеро из десяти доживут до свадьбы и сформируют молодую семью.

Идея регулирования численности населения была сформулирована в античности. Платон, например, считал, что идеальное государство не должно быть очень многочисленным. Избыток населения он предлагал отселять на зависимые терито-рий-колоний. Аристотель также негативно относился к возможному перенаселению государства, которое с неизбежностью должно было привести к обеднению и обезземеливанию граждан. Следствием этого он предусматривал нарастание смуты . и преступности в обществе. Для регулирования численности населения Аристотель предлагал принять закон о браке, согласно которому мужчинам до 37 лет, а женщинам — до 18 лет запрещалось бы мать детей. Кроме, того, он считал необходимым умерщвлять больных детей и «излишек» новорожденных.

Практическую реализацию идея регулирования дитородження достала во времена правления римского императора Августа. Да, были разработанные и введенные в общественную жизнь законы об обязательности браков для тех, кто принадлежал к состояниям всадников и сенаторов, об ограничении для холостяков и бездетных, о преимуществах римских граждан (включая женщин), которые имеют дитей1, о прелюбодеянии и разврате, о порядке брака для всех состояний. Как отмечал Гай Све-тоний Транквилл в своей книге «Жизни двенадцати цезарей», данный последний закон Август «хотел сделать еще суровее других, но бурное сопротивление заставило его отменить или смягчить наказание. . . Да и после этого как-то на всенародных играх всадники начали настойчиво требовать от него отмены закона; тогда он, подозвав сыновей Германика (внучка своей сестры. — Авт. ), на виду во всех посадил их себе и отцу на колени, знаками и взглядами убеждал народ не роптать и брать пример из молодого отца. А узнав, что кое-кто обходит закон, заручаясь с несовершеннолетними или часто переминюючи женщин, он сократил срок обручений и ограничил развод» 2.

В цивилизованных странах мира осуществляется демографическая политика, которая включает научно обоснованные, апробированные жизнью программы. К ним принадлежат охрана материнства и детства, улучшения материального положения малообеспеченных и многодетных семей, предоставления бесплатной медицинской помощи, оплачиваемых отпусков за беременностью и после рождения ребенка, выплату помощи в случае рождения ребенка, ряд льгот молодым семьям и др. Дежурная функция семьи — воспитательна. Как справедливо отмечал Д. Локк, от правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа. В семье ребенок познает и усваивает первые моральные нормы и образцы поведения, приобретает определенные морально-психологические и физические качества. Тем-то на время социальной зрелости у детей формируются достаточно стойкие жизненно-ценностные ориентации.

Особенно следует подчеркнуть взаимосвязь двух последних функций. Количество детей, как указывалось, влияет определенным образом на характер реализации семьей воспитательной функции. Если в семье один ребенок, процесс воспитания значительно усложняется. Да, А. С. Макаренко писал: «Можно, например, решительно утверждать, что воспитание единственного ребенка более тяжелое дело, чем воспитание нескольких детей. Даже в том случае, если семья терпит некоторые материальные затруднения, нельзя ограничиваться одним ребенком» '.

Объясняя свою позицию, Макаренко обращал внимание родителей на ряд причин, которые утруждают воспитательный процесс в семьях с одним ребенком. Во-первых, единственный ребенок свободно или непроизвольный становится недопустимым центром семейного бытия. Такую концентрацию родительской любви на одном ребенке Макаренко считал страшной ошибкой.

Во-вторых, забота отца и матери по большей части превышает полезную норму, которая вызывает и определенную нервозность родительской любви. Никаких жертв, советовал Макаренко. Напротив, пусть ребенок уступает перед родителями.

В-третьих, с единственным ребенком связаны все представления о родительском счастьи, потерять его значит потерять все, основу мироздания. В результате ребенок становится предметом слепой любви, часто необоснованной обеспокоенности, даже страху. По мнению Д. Дидро, родители любят своих детей тревожной и снисходительной любовью, которая портит последних.

К тому же, «утопая» в воспитании одного ребенка, семья рискует потерять качество коллектива, то очень важное качество, которое естественно тормозит эгоистичные устремления. Подросткам, которые выросли в семьях без братьев и сестер, часто бывают свойственные такие недостатки, как капризность, уязвимость, неумение ценить личностные достоинства другого, стремление покорить себе других при нежелании подчиняться самому, отсутствие бережливости и др., Вступив во взрослую жизнь с такими качествами, трудно стать в нем счастливым человеком. Причину формирования такого типа «несчастливцев» справедливо подметил Ж. Ж. Руссо : самый определенный способ сделать вашего ребенка несчастливым — это приучить ее не иметь ни в чем отказы.

Когда мы говорим о воспитательной функции семьи, то понимаем под этим не только воспитание. Общение в семье, все стороны семейной жизни производят воспитательное действие на каждого из членов семьи, причем это действие длится в течение всей жизни.

Наконец, следует отметить еще одну сторону воспитательного процесса в семье. Идет речь о влиянии детей на родителей, вообще на старших в семье, пусть то будут дедушка с бабушкой или старший брат, или сестра. Такое «обратное» влияние порождает потребность в самовоспитании, то желание «переселиться» в духовный мир ребенка, о котором писал М. И. Пирогов.

Воспитательное действие семьи на детей в значительной степени зависит от их возраста, характера проблем, которые возникают в разные периоды жизни детей. Изменяются при этом и функции старших (родителей) в семье. Особенно значимым влияние семьи оказывается в первые годы жизни ребенка, большая при этом роль матери. Эмоциональный контакт, который складывается в это время, потому переносится на мир в целом, на отношения с другими людьми. Ян Амос Коменський, которого по праву считают отцом современной педагогики, в своей «Большой дидактике» в 16 правил искусства развивать нравственность включил развитие добродетелей из самого малечку. По его мнению, много весит привычка, приобретенная с юных лет, потому что «долго будет хранить сосуд тот запах, которым пропиталась с первого раза» '.

Эмоциональные представления и понятия о близлежащем мире, которые складываются у детей под действием семейного воспитания, несравненно шире и глубже, чем те, что их способны формировать дошкольные заведения и школа. В то же время следует помнить, что такие качества личности, как працелюбство, честность, доброта, готовность помочь нищенским, умение сочувствовать и сопереживать, станут результатом воспитания в семье, если они присущи самим родителям, присутствующие в их взаимоотношениях. Одна из особенностей детского восприятия мира, согласно Коменським, заключается в том, что дети учатся копировать раньше, чем познавать. «Ведь деть — это обезьяны: хоть бы что они видели — хорошо или плохое, они стремятся этому подражать даже без всякого внешнего побуждения» 2.

Отсюда еще одно правило искусства развивать нравственность, за которым родители должны давать детям примеры порядочной жизни. Последнее важно еще и потому, что деть словно воссоздают семейную атмосферу, стиль отношений в семье в своем общении с товарищами, в школе, во дворе. Взаимоотношения родителей между собой переносятся вирослими детьми в молодые семьи, становятся моделью отцовства и материнства. Запоздалой реакцией, которая свидетельствует о понимании значимости этих отношений для формирования подрастающего поколения, является то, что, за высказыванием Ф. Шиллера, они менее за все прощают своим детям те пороки, какие они сами им привили. При всей важности, незаменимости воспитания в семье, оно должно быть дополнено общественным воспитанием. Иначе трудно создать все необходимые условия для формирования целостной личности.

Одна из основных функций семьи — рекреативна. Хорошо известно, что отношения между членами семьи предусматривают представление друг другу материальной, физической помощи, моральную и психологическую поддержку, взаимную заботу о здоровьи. Кроме того, способ использования свободного времени, организация досуга членов семьи призванные способствовать возобновлению физических и духовных сил человека.

Проблема организации семейного досуга достаточно злободневна. Можно сказать, что характер использования свободного времени может служить одним из показателей зрелости личности. Семейный досуг — это встречи с родственниками, друзьями и знакомыми, чтение, слушание радио, магнитофонных записей, пересмотр телепередач и видеозаписей, разные увлечения (хобби). К семейному досугу входят и посещения музеев, театров и кинотеатров, концертных залов, проведения ежегодного отпуска, экскурсии, туристические походы, прогулки в парке и т. д. Участие в художественной самодеятельности, спортивных соревнованиях, просто занятие физкультурой также помогают организовать семейный досуг.

В последние десятилетия социологи особенно отмечают коммуникативную функцию семьи. Эффективность семейного воспитания, семейный бюджет, возможность возобновления физических и духовных сил членов семьи зависят не в последнюю очередь от характера отношений, уровня взаимопонимания, которые сложились в семье. Чем больше эти отношения доверительны, чем полнее они исполняют роль эмоциональной защиты, способные отозваться сочувствием и сопереживанием, тем более высока их моральная ценность. Такая «открытость» отношений между супружеской четой, родителями и детьми дает возможность решать возникающие проблемы самого разнообразного подобия — от бюджета семьи к самым тонким интимным вопросам. Характер взаимоотношений в семье влияет на развитие интеллекта детей, их эмоций.

Кроме организации общения и налаживания взаимопонимания, семья служит также важным звеном между своими членами и средствами массовой информации, литературой и искусством. Оценки, что их дают родители, старшие члены семьи событиям, лицам, тем или другим явлениям в общественной жизни, феноменам культуры, к определенному возрасту воспринимаются детьми без критического анализа. Нельзя не видеть тесную связь этих оценок с началом формирования у подростков мотивации своего поведения, мировоззренческих установок. Круг семейных интересов в конечном итоге влияет на дальнейший выбор сферы профессиональной деятельности.

Семья оказывает значительное влияние на связь своих членов с природой, определяет характер отношения к ней. Да, во время туристских походов или просто прогулок природа выступает в качестве замечательного фона для воспитания многих необходимых для взрослой жизни качеств. Моделирование при таких условиях разных ситуаций естественной человеческой жизни включает детей в подготовку к реалиям семейного быта, преодоления трудностей, решения спорных вопросов, выполнения ряда обязанностей, которые требуют определенной самостоятельности и, конечно, знаний, умения. Моральные ценности и традиции семьи — мужество и женственность, почтительность к женщине, взаимопомощь, працелюбство, бережное отношение к природе — находят свои практические формы и легко усваиваются детьми.

К числу основных функций семьи принадлежат и регулятивная. Семейная жизнь производит определенную систему регулирования отношений между членами семьи. Здесь осуществляется, как говорят социологи, первичный социальный контроль, реализуются власть и авторитет. Заметим, что власть и авторитет главы семьи, характерные для авторитарного ее типу, поддерживали государство, традиция. Таким образом, через главу семьи, через втолковал ему чувство ответственности осуществлялся контроль за поведением подрастающего поколения. За непослушание родителям предусматривались разные наказания, вплоть до лишения наследства, угроза поддать остракизму со стороны родителей, общества. Родителям же государство поручало «исправлять» поведение взрослых детей, осуществлять надзор за ними. Еще Епиктет считал, что строгость отца — замечательные лекарства: в них больше сладкого, чем горького.

В современной демократической, егалитарний семьи влияние на ее членов может осуществляться только с помощью моральных норм, личного авторитета членов семьи. Фундаментами такого авторитета могут быть только труд родителей, их гражданское лицо и поведение. Пренебрежение проблемами подрастающего поколения, подчеркивание вековой дистанции наносят непоправимые потери воспитанию, утруждают осуществление регулятивной функции семьи. Отношение же к детям как к рабам Гегель считал самым аморальным из всех вообще аморальных отношений. В последние годы ученые-этика и социологи выделяют также фелицитологичну (от итальянского felicita — счастье) функцию семьи. Стремление счастья особенно проявляется при вступлении в брак, в процессе формирования семьи. Во всяком случае условия, создаваемые в демократической, егалитарний семьи способствуют дальнейшему развитию сущностных сил и возможностей человека, реализации ею своих творческих задатков, что в свою очередь способствует ощущению полноты счастья и осмысленности бытия.

Семья как важнейшую ячейку общества чувствует на себе влияние всех процессов, которые происходят в нем, всех свойственных ему противоречий. Поэтому характер реализации присущих ей функций зависит в большой степени от состояния общества в целом. Изменения, которые происходят в нашей стране, объективно способствуют гуманизации семейных отношений, росту роли семьи в процессе формирования нравственности подрастающего поколения.

Использованная литература

1. Курс лекция по этике. - М., 2000.

2. Этика и эстетика. Учебник. - М., 1999.





Вернуться назад