Морально-ценностные ориентации


В жизни человека моральные ценности играют очень важную роль. Это объясняется тем, что полноценный моральный выбор, твердость моральных позиций личности, способность «выйти» за пределы непосредственной необходимости предусматривают наличие общей основы для самоутверждения человека как творческой личности. В качестве такой основы выступают ценности, которые выражают моральную ориентированность и ценностный смысл поведения человека.

Надо заметить, что понятие «ценность» функционирует в философской, психологической науках и в его основу положено наличие в определенных предметах, явлениях, близлежащей природе признаков и свойств, которые отображают их значимость для человека или общества, то есть качество или свойство предметов, явлений и т. д., которые представляют актуальную потребность личности.

Ценности приобретают социальный смысл, реализуются и оказывают влияние на сознание и поведение личности лишь в том случае, если они глубоко осознаются и воспринимаются личностью как ценностные ориентации в мире человеческих потребностей и, прежде всего, моральных. Представляет интерес высказывания С. Л. Рубинштейна по этому поводу: «То, что как предмет, который становится потому целью деятельности, побуждает человека к действию, должен быть значимое для нее : именно осуществляемое в действии отношение к тому, что значимое для субъекта (и что из-за этого становится для него переживанием), является источником, который порождает действие,— его мотивом и тем, которое предоставляет ему смыслу для субъекта. При этом личностная значимость той или другой возможной цели для человека, как

общественной, предопределенная и опосредствована ее общественной значимостью« '.

Именно в этом случае ценности выступают в качестве своеобразного «локатора», направленного в определенном ракурсе для нахождения ценностного смысла в моральном выборе. Таким образом, ценностную ориентацию можно представить как «способность морального сознания постоянно в самых разнообразных ситуациях направлять помыслы и действия человека на достижение той или другой моральной ценности» 2.

В любом обществе потребность и возможность формулировать ценности является вовсе не простым делом. Каждая конкретная моральная ценность в виде нормы или понятия имеет длительную и сложную историю своего возникновения и развития. Поэтому за каждым выражением ценности — нормой, оценкой, идеалом — следует искать объективное ценностное содержание морального требования, которое и выступает в качестве почвы ценностной ориентации. Будучи элементом морального сознания, ценностные ориентации сквозь призму субъективного, личностного восприятия отображают не только коренные интересы и основные ценности человеческого бытия, но и формулируют более или менее четкие понятия современного человека о смысле жизни, о человечности, о сочувственности и т. п. И поскольку в обществе люди не в одинаковой мере воспринимают распространенные и устоявшиеся ценности, то нередко они формируют свои собственные ценности, которые могут существовать или как «идеальная» категория, порождая противоречие между сознанием и практическим поведением, или имеют упрощенный характер, которого не выходит за пределы будничных представлений и, будучи, как правило, в таких случаях недосить стойкими, вступают в нерешаемые противоречия с общественными нормами и ценностями.

По существу, ценностная ориентация-це и есть выбор личностью такого типа поведения (поступку), в основе которого лежат определены, с той или другой глубиной осознанные (вообще ли неосознаны) ценности.

Если для одних людей практикуемые в обществе ценности самоочевидны и они склонны в своем поведении ориентироваться именно на них полностью осознанно, то для других эти ценности могут быть непонятными, недосягаемыми или, что вовсе не редко, представляться формальными, декларативными. В этом случае настоящие моралько-циннисни ориентации личности могут быть ею недостаточно осознанными и установить их возможно лишь за поведением человека в течение ряда лет. Именно линия поведения, моральное самочувствие личности дают достаточное основание утверждать, что морально-ценностная ориентация сознания более стойко выражает моральный смысл ценностных координат в выборе поступков и действий личности, чем отдельные побуждения или оценки.

Ценностная ориентация может быть направлена как на настоящие, высокие ценности, так и на ошибочные, никчемные, даже на «антиценности». Степень нравственности личности, ее духовности в большой степени зависит от укоренения в ее психике стойких ориентаций на гуманные ценности и идеалы.

Сегодня наше общество кровно заинтересовано в том, чтобы каждая личность нашла себя и свое место в совсем новых условиях, в системе принципиально новых ценностных координат, которые возникли в результате значительных социально-экономических и политических изменений. Прошлый опыт ценностной ориентации в общественной и индивидуальной жизни при этих условиях подальше обесценивается. Большинство людей подальше тяжелее воспринимают новые реальности, которые не поддаются поцинуванню по ценностной шкале, сформированной при других условиях. В предыдущей ценностной шкале много ценностей принимались под воздействием идеологии как априорные. Возникшие социально-политические движения, новые противоречия привели до того, что эта шкала ценностей уже не способна служить ориентиром морального поведения, а новая только начинает складываться. и это не может не отражаться на поведении как отдельного индивида, так и разных общественных групп и образований. Ведь нравственность длительное время подменялась идеологией, которая при благоприятных условиях однозначно навязывала предвзятое отношение к жизни, человеку, ее. мыслей.





Вернуться назад