Понятие об эстетических понятиях

Главная - Культура - Понятие об эстетических понятиях

Хотя суждение вкуса не базируется на логических понятиях, но имеет с ним одну общую черту - домогательство на всеобщность, но поскольку вкус опирается не на понятие, а на чувство - свободное воображение субъекта, то и суждение вкуса будет субъективной всеобщностью, это можно объяснить тем, что мы вправе допускать, что у каждого человека те же субъективные условия способности суждения, какие мы находим в самом себе. Если суждение, как реальное восприятие, соотнести с познанием, то оно называется чувственным ощущением. Ощущение от продукта природы /цветка/ можно назвать удовольствием наслаждения, удовольствия же от какого-либо поступка, в силу его моральных свойств, есть удовлетворение не наслаждения, а самой зажиточности и соответствия ее с идеей нашего назначения, чувства при этом имеет моральный характер. Удовольствие от возвышенного в природе требует собственного зверхчуттевого назначения и оно имеет моральную основу. Только удовольствие от прекрасного не содержит в себе ни моральных законов, ни элемента созерцания, не носит даже морального характера, оно в первую очередь удовлетворение одной лишь рефлексии. Личные чувства принимают общий характер потому, что мы в своих суждениях считаемся не столько с действительными, скольких с возможными суждениями других, ставя себя на место каждого. Здесь три момента:

1. Иметь собственное суждение, то есть, мысль, свободное от всяческих суеверий, эта способность зависит от ума индивида;

2. Мыслью ставить себя на место каждого другого, способность широкого направления мыслей, то есть, способность сопоставлять свои эмпирические наблюдения с общей точкой зрения. Это и есть способность суждения;

3. Всегда мыслить в согласии с собой, способность мыслить последовательно, это происходит благодаря соединению двух первых моментов. Способность последовательного мышления должна перецти в навык, этим заведует ум. Конечно, суждение вкуса не сводится к пониманию данной формулы, это может служить лишь наглядным теоретическим оправданиям этого чувства, в действительности это все происходит намного сложнее и багатообразнише, но, как пишет Кант, эстетическое суждение вкуса возникает лишь тогда, "когда воображение в своей воле будит ум, а ум без /посредничества/ понятий добавляет игре воображения правильность, представление сообщается другим не как мысль, а как внутреннее чувство целесообразного состояния души".

Прекрасное есть символ морально доброго: и только принимая это во внимание, она и не нравится с домогательством на согласие каждого другого, причем душу осознает и некоторое облагораживание и возвышение над восприимчивостью к удовольствию от чувственных впечатлений и судит по такой же максимальной мерке своей способности суждение о достоинстве других. Прекрасное нравится непосредственно, без всякого интереса, допускает полную волю воображения, субъективный принцип суждения о прекрасном становится общим.

Рассмотрим основные категории эстетики.

Прекрасное - категория эстетики, в которой находят отображение и оценку явления действительности и произведений искусства, которые дают человеку ощущения эстетического наслаждения, которые воплощают в предметно-чувственной форме свободу и полноту творческих и познавательных сил и способностей человека во всех областях общественной жизни, : трудовой, социально-политической, духовной и др. Прекрасное - основная позитивная форма эстетического освоения действительности. В ней находит свое непосредственное отображение эстетический идеал.

Возвишене - эстетическая категория, которая выражает сущность явлений, событий, процессов, которые владеют большой общественной значимостью, что влияют на жизнь человека, на судьбе человечества. События и явления, которые оцениваются как возвишени, эстетически воспринимаются человеком как противостоящее всему заземленному, примитивному, будничному. Возвишене вызывает у человека особенные ощущения и переживание, которое поднимает его над всем примитивным, ведет человека на борьбу за высокие идеи. Возвишене тесно связано с прекрасным, также выступая в качестве воплощения эстетического идеала.

Рассматривая эстетические категории, важно вспомнить об эстетическом воспитании, которое должно опираться на эстетические категории. Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и уродливое, трагическое и комичное играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Уродливое отталкивает. Трагическое учит сочувствию. Комичное помогает бороть с недостатками.

Идеи эстетического воспитания зародились в далекой давности. Представление о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловленная развитием эстетика как науки и пониманием сущности ее предмета. Термин "эстетика" происходит от греческого "aisteticos" (воспринимаемый чувством). Философы-материалисты (Д. Дидро и Н. Г. Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки прекрасно . Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания. В коротком словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется как "система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве". В обоих определениях речь идет о том, что эстетическое воспитание должно производить и совершенствовать в человеке способность воспринимать прекрасное в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его. В первом определении, к сожалению, упущена деятельная или творческая сторона эстетического воспитания, а во втором определении подчеркивается, что эстетическое воспитание не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.