Культура Киевской Русь


1. Источники изучения культуры Киевской Руси

Культура Киевской Руси - яркое явление европейской средневековой культуры. Киевская Русь оставила заметный след в мировой истории. Она просуществовала с IX до середины XIIИ ст. То была одна из наибольших монархий раннего Средневековья, которую можно сравнить разве что с империей Карла Большого. Во времена своего наивысшего расцвета она протягивалась от Черного к Балтийскому морю и Ледовитому океану, от Закарпатья к Северному Передуралля и Волго-Окського междуречья.

Киевская Русь поддерживала политические, экономические и культурные отношения с ближними и далекими соседями - с Большой Степью и Византийской империей, с Болгарским царством, Польским, Чешским и Венгерским королевствами, с итальянскими и немецкими городами, с Данией, Швецией и Норвегией, с Францией и Англией. Династические связки киевских монархов, особенно Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха, стали хрестоматийными. Древнерусские купеческие лодки и караваны пролагали путь "из варяг в греки", достаточно большой мерой повлияла на культуру и искусство соседей.

Сложность изучения культуры Киевской Руси, особенно ее ранних этапов, объясняется нехваткой письменных источников. Античные авторы, которые хорошо знали Средиземноморье, в большей мере лишь вспоминали о наших далеких предках, о местностях и народах, какие жилы к северу от Дуная и Черного моря. Только в I - II ст. н. е. римские историки Плиний Старший и знаменитый Тацит вспомнили славян, назвав их венедами. Вслед за ними то же сделал большой греческий философ Птолемей в своей "Географии". В VI - VII ст., когда славяне, расселяясь по юго-востоку Европы, стали осваивать степи Северного Причерноморья, ведомости о них появляются у готского хрониста Йордана, византийского дипломата Приска Панийського и византийских писателей Прокопия Кесарийського, Иоанна Ефесского (VI ст. ).

В начале X ст. Русь была уже хорошо известна византийцам. Выдающийся историк того времени, почитатель наук и литературы император Константин VII Багрянородний (Порфирородний) в своей книге "Об управлении государством" рассказал о соседних с Византией народы, в том числе и о руссах. В этой книге он, в частности, отмечает: "Этот народ мы называем скифами или гуннами. Правда, сами себя они зовут руссами". Ему принадлежит первое описание полюддя - сбору дани киевскими правителями из подвластных им земель и племен. У него же есть и подробный рассказ о пути из варяг в греки, по которому русские князья, витязи и богатые гости водили военные и торговые дружины от Варязького моря и Ильменя к самому Царгорода и назад.

Безымянный персидский географ Х столетие в "Книге пределов мира" сообщил много наиболее интересных сведений о наших предках и их обычаях, рассказал о замечательной земле с богатой природой, с красивыми городами, населенными искусными ремесленниками. Все эти источники характеризуют чаще внешние события восточнославянской истории.

Основной письменный источник - летопись Нестора "Повисть временних лет". Опираясь на труды неизвестных предшественников, на свидетельство своих современников, легендарные сказания и героический эпос древних русичей, знаменитый летописец рассказал нам, "откуда началась Русская земля". Украинские и зарубежные ученые признают поражающую эрудицию и научную добросовестность Нестора, его мастерство литератора и страстность публициста.

Ценные сведения дают нам археология, лингвистика, фольклорист, этнография. Археология позволяет делать вывод об уровне развития производительных сил, представлять вид поселений и жилья полян и их соседей, предметов труда и быта, которыми они пользовались, украшений, какие они носили, оружию, которым защищали родную землю. Исследование при раскопках культовых сооружений и предметов позволяет делать выводы и о религиозных убеждениях славян. Лингвистика дает нам возможность опосредствовано датировать время выделения праславян из индоевропейской общности, обособление восточных славян от западных и южных, доказывает, что уже во втором тысячелетии к нашей эре словарный запас наших пращуров составлял не менее двадцати тысяч слов. Они отображали все стороны жизни, материального быта и духовной культуры. Слова "дом", "пашня", "скот", "кушанье", названия орудий и военного обладунку, украшений из меди и бронзы, золота и серебра свидетельствовали об уровне развития хозяйства, а слова "бог", "мироздание", "мир" и другие религиозные понятия - об уровне духовной культуры. Близкий к лингвистике фольклорист, в свою очередь, прослеживает источники устных исторических сказаний. Их отзвуки сохранились в сказках, сюжетами которых были рассказы о золотом, серебряном и железном царствах, о царе золотого царства героя Свитозара, который победил в поединке страшного Змея, и другие. Изучение культуры Киевской Руси во всем ее богатстве и многообразии возможно только на основе комплексного использования всех существующих исторических источников. К этим источникам, кроме уже названных, бесспорно принадлежат фундаментальные труды выдающегося украинского ученого М. Грушевского "История Украйни-Руси", северонемецкого хрониста второй половины ХИ ст. Адама Бременского (Гельмольда) "Хроника славян", известные "Изборники Святослава" и др.





Вернуться назад