Понятие об эстетических понятиях


Эстетика (от греческого - видчуваючий, чувственный), философская наука, которая изучает сферу эстетического как специфические проявления целостного отношения между человеком и миром и область художественной деятельности людей.

Категории (от греческого - вылов, примета) - наиболее общие и фундаментальные понятия, которые отображают, общие свойства и отношения явлений действительности и познания.

В качестве основных эстетических категорий выступают прекрасное и уродливое, визвишене и низкое, драматизм, трагическое и комичное, героическое и тому подобное.

Категории эстетики раскрываются как своеобразное проявление эстетического освоения мира в каждой из областей общественного бытия, человеческой жизни - в производственно-трудовой и общественно-политической деятельности, в отношении к природе, в культуре и быту и тому подобное.

В определении категорий эстетики присутствующая как объективная, так и субъективная сторона эстетического освоения. Если к объективной можно отнести научное мышление, которое опирается на общие логические законы и формы мышления, то субъективная сторона - это эстетические ощущения, вкусы, оценки, переживания, идеи, идеалы.

Эстетические категории выступают в качестве своеобразных мерил, согласно которых можно делать оценку прекрасного. Еще сызвека большие мыслители брались разрабатывать основные эстетические категории. Искали формулировки, которые бы давали возможность более четко определить, что такое прекрасное, которые есть качественные и количественные формы его проявления, которое выступает в качестве антипода прекрасному, высокому.

Чтобы определить, прекрасно что-то или нет, мы соотносим представление не с объектом с помощью ума ради узнавания, а с субъектом и его чувством или удовлетворение недовольства с помощью воображения. Суждения вкуса потому нет познавательное суждение: стало быть, оно не логическое, а эстетическое суждение, под которым имеется в виду то суждение, которое определяет примету, которая может быть только субъективной.

Каждый повинный согласиться с тем, что то суждение о красоте, к которому примешивается наименьший интерес, очень страстно и нет чистого суждения вкуса.

Сложность разработки основных категорий эстетики заключается именно в том, что субъективность нередко противоречит объективности.

Суждение о предмете удовольствия может быть совсем незаинтересованным и в то же время очень интересным, то есть, оно не основывается на интересе, но возбуждает интерес: такие все чистые моральные суждения, но суждения вкуса сами по себе вовсе не обосновывают какого-либо интереса. Невзирая, однако, на все это расхождение между приятным и хорошим /первое то, которое нравится внешним чувством в ощущении, второе то, которое нравится с помощью ума через одно лишь понятие/ они сходятся в том, что всегда связаны с заинтересованностью в своем предмете.

Суждение вкуса, очищенное от утилитарности, является созерцательным суждением, то есть, будучи безразличным к существованию предмета, лишь связывает его свойству с чувством удовольствия и недовольства.

Если прекрасное вызывает в человеке чувство или удовлетворение недовольства, то возвышенное вызывает в человеке идею о возвышенному Кант пишет: "Отсюда выплывает, что возвышенное надо искать не в вещах природы, а исключительно в наших идеях. В каких же идеях оно заключено - решение этого вопроса надо предоставить дедукции".

Домогательство эстетического суждения на загальзначимисть для каждого субъекта, как суждение, что должно основываться на каком-либо априорном принципе. Априорные принципы /от латинского priori из предыдущего/ - понятие логики и теории познания, которое характеризует знание, которое предшествует опыту. В Философии И. Канта априорное знание - условие опытного знания, которое добавляет ему оформленный, общий и необходимый характер.

Хотя суждение вкуса претендует на общий характер, оно по природе субъективно. Это очень хорошо прослеживается на "критику". "Критика" создает определенный кодекс правил, которыми должны руководствоваться люди в оценке прекрасного, эти правила они базируют на логических рассуждениях-понятиях, создавая тем же целую науку о прекрасном, выдавая эти правила за объективные. Хотя они и основывают эти правила на личных суждениях о прекрасном, но сам-те главное в том, что и эти правила не могут ста эталоном в оценке прекрасного индивидуумом, потому что он сам выходит в этой оценке из своих розуминь, вернее, от рефлексии субъекта. "Таким образом, хотя критика, как говорит Кант, может философствовать более правдоподобно, чем повара, все-таки судьба и тех и других одинаковая".





Вернуться назад