Эпоха просвещения в Европе и на Украине


1) Просветительство — это цивилизационно-культурное течение периода перехода от традиционного к индустриальному обществу. Интеллектуальные представители ее проповедовали социальную и политическую эмансипацию третьего состояния (мещан и крестьян); установление "царства ума", основанного на естественном равноправии людей, политической свободе и гражданском равенстве; ставили целью распространение знаний : дать народу образование и "просветить" монархов относительно содержания "истинного" человеческого общества. Тем же новейшие постулаты повлекли надламывание старой феодальной организации.

Идеи Просветительства оказали такое огромное влияние на все направления духовной жизни европейского общества, что дали название новым культурно-историческим суткам. Кстати, упоминавшаяся эпоха, в отличие от предыдущих, сама дала себе имя: термин "просветительство" употребляют идеологи Просветительства — Вольтер и Гердер. Окончательно закрепила этот срок в науке статья И. Канта "Что такое Просветительство"? (1784р. ).

По времени время Просветительства — это середина XVII — XVIII ст. Идеи Просветительства прорастают сначала в Англии, потом во Франции, позже — в Германии, Италии и в других странах Европы. Развитие европейской культуры так или иначе происходило под знаком идей Просветительства. Но самый многочисленный, обогащенный яркими талантами отряд просветителей сформировался во Франции: именно отсюда, неся на себе печать французского гения, идеи Просветительства распространились по всей Европе.

Прежде чем дать общую характеристику культуре времени Просветительства, остановимся на характерных общих чертах и специфических отличиях Просветительства в разных странах. Характерными чертами Просветительства являются:

1. Стремление его представителей к перестройке всех общественных отношений на основе ума, "вечной справедливости", равенства.

Продолжая основанную на рубеже XVII — XVIII ст. систему рационализма в европейском культурном развитии, Просветительство исповедовало настоящий "культ ума", видя в нем тот "архимедив рычаг", с помощью которого можно перевернуть всю систему общественной и духовной жизни. Провозглашенное просветителями царство ума за своей исторической сущностью было не чем другим, как идеализирующим здравым смыслом буржуазии, которая готовила себе идейные принципы прихода к власти.

Однако, невзирая на свое всевластие, ум должен был считаться с тем, что имеющиеся условия (абсолютистская власть еще была достаточно сильной) не позволяли осуществить практическое превращение общества.

2. Движущей силой исторического развития и условием торжества ума просветители считали распространение передовых идей, знаний, а также улучшения морального состояния общества.

Определяющим моментом культурной жизни эпохи Просвещения была безграничная вера в превращающие возможности образования. Передовые люди того времени прилагали значительные усилия для распространения знаний среди всех слоев общества, отводя просвещению ведущую роль в прогрессивном развитии человечества в русле общего добра и справедливости. Следует отметить, что Просветительство понимало шире, чем простое распространение знаний и образования, оно включало у себя моральное и гражданское воспитание, а также утверждение "истинных" представлений о мире, обществе и человеке — в противовес "ошибочным" идеям старого мира. Постулаты Просветительства не несли в себе революционного запала, однако именно они положили начало тому социальному поднесению, которое завершилось Французской буржуазной революцией 1789— 1794рр.

3. Они стремились расковать ум людей и тем же способствовали их политическому раскрепощению.

4. Просветители верили в человека, его ум и высокое призвание. Этим они продолжали гуманистические традиции времени Возрождения.

2) Если говорить об общей характеристике художественной культуры времени Просветительства, то следует отметить, что она является новым открытием, новой ступенью на пути развития мировой планетарной художественной культуры, ей свойственно такое художественное восприятие, как интимность, лиризм, острая наблюдательность, проникновение в человеческие страсти и характеры. В то же время, достижения художественной культуры времени Просветительства, достигнутые ценой потери универсальной полноты в изображении духовной жизни, целостности в воплощении эстетических идеалов общества, свойственных искусству предыдущих лет.

Вместо своевольного индивидуалиста эпохи Возрождения и регламентированного подданного периода классицизма в XVII ст. героем искусства становится гражданин, который утверждает свободу в рамках политики. Д. Дефо, Д. Свифт, Г. Фиддинг, Г. Лессинг, А. Лесаж, П. Бомарше, Вольтер, Д. Дидро представляют в своем творчестве умное, саму естественность человека. Для них решение всех коллизий предопределено просветлением жизни, умом, знаниями. Просветительский рационализм интенсивнее всего наполнялся гуманистическим содержанием. Да, если в классицизме "умность" произведений искусства была показателем их художественных качеств, то теперь она воспринимается и как дополнительное свидетельство его моральных стоимостей. Красота и добро все более тесное сближаются через посредничество истины. Отсюда — морализаторский пафос самого искусства Просветительства и растущий интерес к проблеме возвышенного. Реализм Просветительства уже не выдвигает таких могучих титанов, как искусство Возрождения. Величие духа, невероятное напряжение общечеловеческих страстей заменяется кое-что ловкостью изобретательного героя.

Искусство демократизуется и обращается к жизненному материалу самых разнообразных слоев, привлекая низы общества. Внимательно прослеживается общественная жизнь людей. Ведущим жанром в литературе становится социально-бытовой роман. Плоскость внимания художников все время расширяется. Классицизм как доминирующее направление в литературе и искусстве уступает сентиментализму (сентимент — чувство), а приблизительно с 60-х годов XVIII ст. — также и романтизму.

3) Формирования мировоззренческих ориентиров Просветительства связаны не только с общей атмосферой суток, но и с бурным развитием естественных наук и философии.

Возникновению материализма XVIII ст. способствовал почти 300-летний опыт роста нового природоведения, призванного к жизни зарождением и распространением капиталистического способа производства.

Потребности интенсивного развития производительных сил привели до того, что новое природоведение в противовес схоластике вернулось лицом к "тленной" природе, обратилось к экспериментальному изучению свойств материи, законов движения земных и небесных тел, к установлению физи-ко-математичних выражений данных законов. Любознательный человеческий ум на страх церкви начал проникать в тайны не только неорганического, но и органического мира. Огромным успехом физиологии XVIII ст. стало открытие И. Гар-веем кровообращения. Были написанные труды, которые устанавливали зависимость психических явлений от состояния человеческого тела. И тем же подготовили выводы, которые отрицали субстанциональнисть души.

Просветительство XVIII ст. опиралось на выдающиеся открытия Р. Декарта, И. Ньютона и Г. В. Лейбница в области физики и математики, на первые достижения передовой биологической мысли, благодаря чему постепенно вытеснялись религиозные и спиритические взгляды на сущность жизни, виталистические и теологические представления, устанавливались естественные причинно-следственные связки и закономерности жизненных процессов. Биология была тогда еще далекая от сколько-нибудь широкие научные обобщения. Однако труды В. Гарвея, М. Мальпиги, Я. Сваммердама, Ф. Реди, А. Левенгука в отрасли анатомии, физиологии и эмбриологии уже давали материал для обоснования материалистической мысли о том, что жизненные явления такие же опознаются, как и все другие, и имеют в своей основе не загадочные мистические или иррациональные начала, а естественные физико-химические процессы.

Своеобразной энциклопедией была для просвитителив-фило-софив XVIII ст. многотомная "Естественная история" Бюф-фона и его сотрудников. Прогрессивный мыслитель, человек энциклопедических знаний, Ж. Бюффон (1707-1788), вступая в противоречие с господствующими в природоведении взглядами, сделал попытку возвести совокупно важнейшие достижения естественных наук своей эпохи. Его отдельные догадки об эволюционном развитии органического и неорганического мира Земли были направлены против грубого и наивного религиозно-догматичного мышления.

Внутри XVIII ст. естественные науки, предприняв значительный шаг вперед в материалистической интерпретации явлений природы, прервали, по существу, свои связи с религией и метафизикой. Однако фактическим отличием этих суток является неравномерное развитие разных отраслей природоведения. На то время, когда механика твердых тел и математика достигли высокого ступени, химия, биология и другие науки находились еще на этапе становления. Такое неравномерное продвижение научных знаний проявлялось и в медицине. Невзирая на достижение анатомии, физиология с клиникой (а особенно главная клиническая специальность — терапия) в течение длительного времени отставали. Большой вклад в процесс становления клинической учебы студентов осуществил Лейденский университет, при котором была создана в XVII ст. клиника. Лейден в XVII ст. стал научным центром. В его университете работали К. Линней, Р. Де-карт, Ж. Ламетри, X. Гюйгенс. Особенно значительную роль в вводе клинической учебы сыграл Герман Бургав (1668-1738), который выкладывал в этом университете клинику внутренних заболеваний и патологии. Основной принцип учебы, какой он предлагал, это учеба около постели больного. К Бургава приезжали учиться врачи из других стран, его называли "учителем всей Европы". Учениками Бургава были физиолог Альбрехт Голлер в Германии, французский врач Ламетри, клиницист Ван Свитен в Вене. В России методы Бургава поддерживал и популяризировал основатель Московского госпиталя Николай Бидлоо. Недостатком у деятельности Бургава было то, что все процессы, которые происходят в организме человека, он объяснял с точки зрения механики.

Новые подходы к развитию медицинских знаний проповедовал французский ученый Ж. Ламетри (1709-1751). В главном своем произведении "Человек — машина" он провозгласил программу изучения жизненных процессов путем опытов и призывал к перестройке физиологичной науки на материалистической основе, за что поддавался преследованиям со стороны церкви и вынужден был выехать в Германию.

Начало патологической анатомии положил итальянский врач Джованни Баттиста Морганьй (1682-1771). Свои научные выводы Морганьй сделал на основе большого количества исследований и создал самый ценный научный труд из патологии, который заложил основы этой науки. Ученый утверждал, что каждая болезнь имеет свое местонахождение, каждой болезни предшествуют определены материальные изменения в том или другом органе тела, вскрытие трупа дает возможность установить болезненные изменения органов. Таким образом, исследователь определил место патологической анатомии как составной части клинической медицины.

За реформу медицинского образования выступал французский ученый П. Ж. Кабанис (1757-1808). Он поддержал идею создания медицинских школ при больших больницах, чтобы учеба учеников происходила около постели больного, чтобы таким образом врач умел лечить, а не только показывать свои знания во время диспутов.

На рубеже XVII — XVIII ст. культура, наука и, в частности, медицина приобретают кардинально новые черты. Борьба за новейшие идеи осуществляется в условиях конфликта между материалистическими и метафизическими взглядами, однако, преодолевая разнообразные трудности, медицина в отдельных отраслях достигла значительных успехов.

4) Социально-экономических превращения времени Просветительства повлияло на духовный мир людей, изменило их духовные запросы и идеалы. Большое значение имело воплощение новых общественных идей в литературе.

Вместе с философами-просветителями прогрессивные писатели призывали к развитию общества, основанного на частной собственности. Наиболее радикальные авторы выдвигали идеи равенства людей в правах, стояли выше социальнослоистой ограниченности и нередко выражали идеалы, популярные среди широких народных масс.

Просветители подчинили свое художественное творчество заданию перестройки общества, их произведения носили глубокий философский характер. В ряде случаев — это своеобразные беллетристические философские трактаты. Отсюда и некоторая рационалистичнисть художественного творчества просветителей. Борясь за перестройку общества, утверждая принцип активного влияния художника по общественному мнению, они создали новые жанры философско-политического романа, морально-политической драмы и гротескно-комедийные памфлету. При этом широко использовали литературные формы старых мастеров : памфлеты Лукияна, философскую поэму Лукреция, сатирическую литературу Ренессанса, произведения Еразма Роттердамського, Франсуа Рабле, Томаса Мора, которых считали своими идейными предшественниками. Отстаивая демократические направления искусства, просветители ввели в литературу нового героя — простолюдина. В качестве позитивного образа художники воспели и прославили его труд, его мораль, сочувственно и проницательное показали его страдания. Разоблачая произвол господствующих состояний, они смело вводили в литературу критический элемент. Они дали миру произведения высокого политического и художественного значения.

В своем творчестве просветители-литераторы использовали три основных типа художественного мышления : классический, романтичный и реалистичный. Классицизм XVIII ст., невзирая на бесспорное свое сходство с классицизмом XVII ст., все же не был прямым потомком последнего, а являл собой принципиально новое историко-художественное явление. Если классицизм XVII ст. формировался в условиях консолидации наций, когда абсолютная монархия играла в значительной степени позитивную роль в общественной жизни, и не поднимался к отрицанию имеющихся общественных отношений, то классицизм XVIII ст. отмечался антифеодальной направленностью, поскольку он развивался в условиях, когда буржуазия готовилась к решающему штурму феодальных бастионов.

Сентиментализм (от фр. «епиитепи — чувство) был своеобразной реакцией на чрезмерный рационализм классицизма с его пренебрежением чувствами простого человека. Идеалам просветительского классицизма, который вырос на почве »само-довольного« ума, сентиментализм противопоставил идеал »естественного человека«, составленный из элементов утопии. Однако именно этот мотив-идеал защитил культуру Просветительства от всевластия логического холодного ума, стал залогом развития ее будущего.

Понимание человека как таковой, что живет по законам природы, стало отправным моментом рационализма в его умеренно критическом варианте. Определяется новая культурная ценность — художественная правда, которая открыла путь реалистичному искусству.

Наибольшего своего развития просветительский реализм (от лат. геаиик — вещественный, действительный) достиг в Англии, которая в середине XVII ст. стала на путь капитализма. Именно в Англии появляется принципиально отличающаяся от традиционной придворно-аристократической аудитории аудитория массовая, с новыми требованиями и эстетическими вкусами. Складывалась она преимущественно из представителей так называемого третьего состояния, которые жаждали видеть в художественных произведениях реалии жизни. Это обусловило тот факт, что именно в Англии просветительский реализм стал ведущим направлением художественного творчества.

Главным жанром в литературе XVIII ст. становится социально-бытовой роман.

Одним из наиболее известных английских писателей времени Просветительства был Д. Дефо (1660-1731), автор памфлетов, в которых осуждались преследования передовых людей, высмеивались кривотолки и напыщенность английской аристократии. Невиданную славу принес ему роман "зон Робина Крузо". Непереходная ценность этого произведения заключается в прославлении смелого поиска и открытия новых земель, восхвалении мужества, настойчивости, человеческого труда и изобретательности, отчаянной борьбы с опасностью.

Немало передовых, близких народу идей, выразил в своих произведениях большой английский писатель-сатирик Дж. Свифт (1667-1745). В широко известном романе "Странствия Гуливера" под видом сказочных путешествий своего героя он высмеял изъяны современного ему общества : кичливость, жадность, подозрительность, своеволие, несправедливость, интриги. Дж. Свифт выразил свое мнение о ничтожестве тогдашней жизни, аллегорически перенес воплощение человеческого благородства на коней. Его роман — глубокое и сложное философско-сатирическое произведение.

Рассматривая историю английской литературы XVIII ст., нельзя не вспомнить шотландского поэта Р. Бернса (1749— 1796). В своих поэзиях он изображал обиды крестьян ("Был бедный фермер отец мой"), выступал против социального и национального притеснения ("Веселые попрошайки"). Революционными настроениями проникнуты его произведения периода Французской буржуазной революции в 1789 г. — "Дерево свободы", "Честная бедность".

Важный шаг в направлении реалистичного отображения действительности осуществила французская художественная литература эпохи Просвещения. Значительное влияние на нее оказали реалистичные традиции испанского романа и творчество таких английских писателей, как Дефо и Свифт. Но литература Просветительства во Франции имела также ближайших предшественников в своей стране, в первую очередь в лице величайшего писателя Алена Рене Лесажа (1668-1747). Его сатирический роман "Кривой бес" и особенно "Приключения Жиль Блаза из Сантильяни" дают панорамную картину общественных отношений, выдвигают на первое место сообразительного и наблюдательного простолюдина, разоблачают обычаи аристократии, чиновников, духовенства; поднимают завесу над настоящими мотивами их поступков.

В творениях Вольтера и Руссо французская художественная литература непосредственно сливается с передовым общественным мнением эпохи Просвещения. Борьба за новые эстетические идеалы достигает кульминации в период расцвета деятельности Д. Дидро. Самым выдающимся представителем немецкой литературы конца XVIII — началу XIX ст. был поэт и мыслитель Й. В. Гете (1749-1832), один из самых образованных людей в свое время. Глубоко поняв значение французской революции, он, однако, негативно отнесся к революционному насилию, потому что был убежден, что больше пользы даст воспитание народу и реформы сверху. Гете как большой гуманист верил в гениальные творческие возможности человека, что и отобразил ярко во всемирно-известной драматической поэме "Фа-уст". Над этим произведением он работал почти вся жизнь. В средневековую легенду о докторе Фаусте, который продал душу дьяволу и за это получил возможность осуществить все свои желания, Гете вложил новое философско-моральное содержание. Его героя мучают вопросы: в чем заключается смысл жизни? Что такое счастье? И только в конце трагедии, уже погибая, Фауст приходит к выводу: смысл жизни заключается в труде, деятельности и борьбе. На сюжет "Фауста" французский композитор Ш. Гуно (1818-1893) создал одноименную оперу, которая пользуется огромной популярностью и сегодня.

Таким образом, творчество многих талантливых писателей, драматургов, поэтов, публицистов времени Просветительства остается примером борьбы независимой свободной мысли за торжество общечеловеческих духовных ценностей.

5) Освободительная война (1648-1654) изменила не только политический статус Украины, но и основы культурного развития общества. В новых условиях культура развивалась под охраной государства. Центры образования и культуры постепенно переместились из западных земель на Надднепрянщину. Национальная организация того времени имела основы в двух центрах — мещанско-духовном и казацком. Первая среда развивалась во время наибольшего напряжения борьбы с польскими влияниями и проявилось в братских организациях.

С мещанско-духовной среды вышло новое писательство, которое тесно связывалось с потребностями национальной обороны. Учителя, литераторы, печатники, издатели объединились в крепкую группу, которая творила идеологию и поднимала сознание народных масс. Настроение солидарности и неуступчивости, вытворенное братским движением, сыграло значительную роль в 1648 г.

Второй национальный организационный центр творило Запорозьке Войско. Сечевой центр имел влияние не только на Запорожжи, но везде, где жили казаки. Конечным концом оба течения сошлись и совместно зорганизували государство.

Единство украинской элиты было сильнейшим во времена первых боев за освобождение. Когда же волны революции спали и общественная и государственная жизнь появилась перед более сложными проблемами, характер ведущего слоя общества начал изменяться. Мещанство Гетьманщины не продолжало давних братских стремлинь. Не выявляло интересу к более широким культурным планам, а обратило свое внимание на развитие торговли и промышленности. Духовенство также неохотное высказывалось в публичных делах, не желая рисковать своим социальным положением среди опасных обстоятельств. Оно удовлетворялось церковной организацией и литературным творчеством, как православная иерархия на восточных землях, так и на западных униатская — не умели удержать связей с народом.

При таких обстоятельствах идеологический провод задержала только казацкая интеллигенция. Но она была разбита на два лагеря — Запорожжя и Гетьманщину, идеалы которых кое-что расходились.

Долгое время очень сильным было чувство патриотизма, которое помогало объединять гражданство вокруг общих дел, побеждая собственные эгоистичные интересы. Эти настроения как можно лучше выразил украинский церковный деятель Касиян Сакович : "Кто за отчизну не хочет умирать, то потом из от-чизною должен погибати". Патриотическое поднесение и чувство гордости после славных побед казацкого войска, участие в войне выходцев из всех украинских земель, казацкие походы, огромные перемещения населения — все это способствовало и культурной интеграции разных регионов. Украинское государство включало только часть национальной территории, но именно ее возникновение способствовало укреплению национального самосознания, утверждению чувства гордости за свой народ. Поскольку в государстве ведущие позиции заняли казаки и казацкая старшина, за пределами Украины утверждалось понятие об украинцах как о "казацкой нации". Фигура героя-казака, защитника Отчизны, надолго стала ведущим образом украинского песенного фольклора, героического эпоса, народного занятия живописью, а казацкая тема — главной и в украинской национальной историографии.

Вскоре, после смерти гетмана Богдана Хмельницкого, наступили сутки, которые историки назвали Руиной. Было все: и кровавые конфликты в кругах казацкой старшины, и опустошительные войны России, Польши и Турции за Украину, и татарские нападения, и в довершение окончательное разделение основного массива украинских земель на Правобережье, которое осталось под властью Польши, и Левобережье, где украинское казацкое государство очутилось в вассальной зависимости от России, а впоследствии была возведена на уровень автономной провинции и в конце концов лишена любого самоуправления. 6) Украинская культура того времени удосужилась на такую силу и оригинальность, которая не только опиралась полонизации, не только противостояла московскому наступлению, но и получила себе большое влияние в Московщини, неся в отсталую страну образование и науку. И в этом, как пишет И. Огиенко, нет ничего странного, потому что "так везде бывает в жизни: народ с большей культурой, с большим образованием всегда влияет на своего соседа, а сосед перенимает все лучше".

Особенно это влияние распространилось после 1654 г., то есть после Переяславского соглашения, но еще до того, в 1649 г. царь Алексей пригласил из Украины ученых людей напечатать в Москве исправную Библию.

А в 1664 г. прибыл в Москву украинец Семен Полоцький, призванный туда учить царевичей Алексея и Федора и царевны Софии; учил он и царевича Петра.

Украинские книги "подвинули" на Москву еще больше людей. Книги к чтению, книги церковные, школьные учебники, научные произведения — все это шло из Украины в Москву. Множество украинских книг было в библиотеках царей, патриархов, епископов, бояр и даже у простых грамотных людей.

Влияние украинское отразилось на строительстве, рисовании, на одежде, пении, на музыке, правництви и литературе.

В Москву ездили наши кузнецы, гончары, шапочники, сапожники, масловари, селитровари, злотники, плиточники.

Во второй половине XVII ст. украинское влияние обозначилось в книгопечатании, даже в мелких деталях. Да, в Москве в печатных книгах сначала нумерация была на листах, и только потом, под воздействием украинских книгопродавцов стали нумеровать каждую страницу; так же дальше стали отрывать в печатных книгах слово от слова, а до того они были печатны вместе, даже знак переноса слов (дефис) позаимствовали у нас. Заглавие книги в Москве любили ставить с конца, и только под нашим влиянием уже печатали эти заглавия с начала книги.

Главным образовательным и научным центром в Украине и в дальнейшем был Киево-могилянский коллегиум. В годы Руины он пережил тяжелые времена: немало студентов пошло к войску, некоторые погибли во время войн и нашествий. За правление Ивана Мазепы, когда для академии был построен новый дом, это заведение вступило в период своего расцвета. Именно стараниями Ивана Мазепы заведение получило в 1694 г. звание Академии. Количество студентов достигли 2 тыс., позже, после Полтавской битвы, она уменьшилась, а в середине столетия колебалась в пределах 600-1100 лиц. Преобладали выходцы из Левобережья, но учились и студенты из Правобережной Украины, прибывала на учебу молодежь из Закарпатья, Беларуси, России, южнославянских стран, Молдавии. В академии учились деть духовенства, казаков, мещан. Уже в первой половине XVIII ст. кое-кто из преподавателей знакомил студентов с передовыми взглядами культуры нового времени, идеями Предпросветительства. Особенно это было заметно в лекциях Феофана Прокопиевича, Стефана Калиновського, Мануила Козачинського, Георгия Кониського. Школа носила общеобразовательный характер риторико-философського типа. Многие выпускники академии достигли больших успехов в отрасли медицины, биологии, в частности И. Полетика, Д. Самой-лович, А. Шумлянський, Н. Амбодик-Максимович, М. Тереховський. Среди ее выпускников были юристы, музыканты, композиторы, архитекторы и, в первую очередь, деятели на ниве образования. В частности, в Киевской академии получили образование 21 из 23 ректоров Московской академии, 95 из 125 ее профессоров, а также многих учителей, которые работали в школах России и Украины.

В связи с увеличением образованных людей рос спрос и напечатанную продукцию. Наибольшим издательским центром оставалась типография Киево-печерской лавры. Кроме богослужбових текстов и молитвенников, она выпускала произведения тогдашних украинских писателей, таких как Иоаникий Галятовський, Антоний Радивиловський, Дмитрий Туптало. Типография Черниговского Тройцько-Иллинського монастыря выпустила в мир проповеди и стихи Лазаря Ба-рановича, ряд произведений Иоанна Максимовича.

Идеи гражданского гуманизма ярко оказались в ораторско-учительской прозе второй половины XVII ст. Среди ее представителей — Лазарь Баранович, Иоаникий Галятовський, Варлаам Ясинський, Дмитрий Туптало.

Во второй половине XVII — XVIII ст. в украинскую литературу проникает классицизм. Он проявляется в школьной драме, панегирической поэзии. Классицизм в Украине испытал влияние барокко. Характерным воплощением барокко в украинской поэзии является сборник "курьезных стихов" Ивана Величков-ського и некоторые стихи Григория Сковороды.

Вершина давней украинской литературы — творчество Григория Сковороды. Идеи истинности жизни — в "сродний" труды, пылкое стремление видеть в Украине людей "со светлым умом и горячим сердцем", прославление борцов за волю — такие общие направления наследства поэта-патриота, которого "мир ловил, и не поймал". В Украине драматическая литература, в сравнении с западно-европейской, возникает позже, розвиваючися под воздействием польского и латинского театра, прежде всего школьного. Православное духовенство в противовес католическому, которое ввело с агитационной целью религиозные сценические представления, сам взялось писать драматические произведения. Это были так называемые школьные драмы, тесно связанные с развитием поэзии. Школьная драма инсценизировала мифологические и исторические сюжеты. Эти драмы распространялись в католических и православных школах Украины. Традиции национального драматического искусства оказывались в декламациях — стихотворных произведениях конца XVI — начале XVII ст.

Важным направлением у развития драматического жанра были стихотворные диалоги библейского содержания, на бытовые или исторические темы, которые приобрели вездесущность в XVII, — XVIII ст. Жанр прозаических философских диалогов культивировал Г. Сковорода ("Диалог, или Розглагол о древнем мире", 1772).

В XVII — XVIII ст. в русле украинской школьной драмы возникли и развивались интермедии, бытовые юмористические сценки, которые вставляют в антрактах. Украинские интермедии пользовались особенной популярностью среди народа. В качестве авторов и исполнителей выступали преимущественно школьники, а также студенты Киевской академии и путешествующие благодарности. До нашего времени пришло к свыше 40 интермедий. Самыми известными из украинских интермедий являются интермедии "Продал кота в мешке" и "наилучший сон", которые имеют высокий драматически-художественный уровень, написанные народным языком, а сюжеты взяты из староукраинского фольклора.

Стиль барокко более наивыразительно проявивсь в каменном строительстве. Характерно, что именно в автономной Гетьманщине и связанной с ней Слободской Украине вироблявсь оригинальный вариант бароковой архитектуры, который справедливо называют украинским, или "казацким", барокко. Позитивное значение малое построение в Украине храмов за проектами Бартоломео Растрелли (Андреевская церковь в Киеве — 1766р. ). Среди украинских архитекторов, которые работали в России, самый известный Иван Зарудний. В каменных сооружениях Правобережье преобладало "общеевропейское" барокко, но и здесь самые выдающиеся достопримечательности не лишены национального своеобразия (Успенский собор Почайвськой лавры, собор св. Юра во Львове, а также собор св. Юра Киево-Видубицького монастыря, Покровський собор в Харькове и др. ). Продолжением барокко стал творчески заимствован во Франции стиль рококо. В нем перестроена Киевская академия, колокольни Киево-печерской Лавры, Софиевского собора, главной церкви в Почаеви.

Следовательно, культурная жизнь в Украине значительно оживилась с середины XVII ст., достигнув в XVII — первой половине XVIII ст. своих самых развитых форм. Украинская казацкая культура не только ни в чем не уступала другим европейским национальным культурам, но и вызывала их удивление и увлечение. Между Украиной и другими странами Европы налаживаются широкие культурные связи. Как и в киево-руську сутки, Украина становится форпостом европейской культуры.

Использованная литература:

-История мировой культуры. - М., 1991.

-Украйнська и зарубежная культура / За редакторшей Козири. - К., 2001.





Вернуться назад