Искусство Киевской Руси
Искусство Киевской Руси развивалось в общем русле средневековой европейской культуры и было неразрывно связано с церковью и христианской верой. В то же время славянские мастера имели свои стойкие, вековые традиции языческого искусства. Тому, восприняв много чего из Византии, они произвели самобытный, неповторимый стиль и создали настоящие шедевры архитектуры, живописи, прикладного искусства.
Архитектура. В течение столетий у восточных славян накапливался богатый опыт архитектуры, сложилась национальная традиция градостроения. Долгое время как главный строительный материал использовалась древесина, которая была в достатке доступная. В центре поселений находились "грады", которые служили для защиты от врагов, проведения племенных собраний и культовых обрядов. Большинство сооружений в славянских "градах" сооружались из срубов - колод, заключенных в четырехугольные венцы. Из срубов строились и простые хаты, и 2-3-этажные терема, срубы закладывались в основу крепостных валов.
Качественно новый уровень развития архитектуры связан с переходом от деревянного к каменному и кирпичному строительству. С принятием христианства началось сооружения храмов, которые являют собой самостоятельную древнерусскую переработку византийских образцов.
Первые каменные сооружения были созданы в период княжества Владимира Большого. На центральной площади древнего Киева возвели церковь Успення Богородици. Церковь была прозвана Десятинной потому, что Владимир специальной грамотой отписал ей десятую часть великокняжеских прибылей. Судьба церкви сложилась трагически: в 1240 г., когда в Киев ворвались орды Батыя, она стала последним рубежом обороны и была вдребезги разрушена. В наши дни расчищен и хранится ее фундамент.
Наибольшее распространение на Руси получило крестово-купольное планирование соборов. Такая композиция храма базировалась на христианской символике, подчеркивая ее назначение. В соответствии с этой системой своды с центральным куполом опирались на четыре столба, образовывая крестообразную композицию. Угловые части покрывались также купольными сводами. С восточной стороны, в алтарной части, к храму пристраивались апсиды - полукруглые выступления, покрытые половиной купольного или сомкнутого свода. Внутренние столбы делили пространство храма на нефа (междурядные пространства).
Особенного значения предоставлялось куполу, который, с точки зрения богословия, выполнял не только эстетическую, но и культовую функцию. Его назначение - концентрировать духовную энергию людей, "молитвенное горение" и направлять в небо. Считалось, если молитва отдельного человека может "не дойти" до Бога, то молитва многих людей, сконцентрированная куполом, будет обязательно услышана. Согласно византийской традиции купола покрывали свинцовыми, позолоченными или окрашенными в зеленый цвет листами. Оба цвета - золотистого и зеленого - считались в Византии священными.
Древньоруськи мастера усовершенствовали византийский тип кладки. Стены соборов выкладывались из рядов камня, которые чередуются, и плинфи (плоский кирпич, близкий к квадратной форме). Строители применяли метод так называемой "утопленной плинфи", когда ряды кирпича через один были углублены в стену, а промежутки, которые образовались, заполнялись цем'янкою (раствор извести, песка и толченого кирпича). В результате стены были полосатыми. Серый гранит и красный кварцит в сочетании с оранжево-розовым цветом плинфи и розовым оттенком цем'янки предоставляли фасаду нарядного вида. Кладка выполнялась на высоком художественном уровне и была одним из главных украшений здания. Позже киевскую кладку позаимствовала и Византия.
Воплощением главных архитектурных достижений Киевской Руси стал Софийский собор в Киеве, который сохранился до наших дней, но в очень перестроенном виде. Он был построен при Ярославе Мудром на месте его победы над печенегами и задуман как символ политического могущества Руси. Софийский собор стал местом посадження на княжеский стол и поставку на митрополичий престол, местом приема иностранных послов, встреч князя с народом.
За названием Софийский собор в Киеве повторяет константинопольский, но являет собой абсолютно оригинальное, самостоятельное архитектурное сооружение. В своем первичном виде собор являл собой п'ятинефну хрестокупольну здание с тринадцатью куполами (символ Христа и двенадцати апостолов). Все пять нефив на востоке заканчивались апсидами, а в центральной апсиде располагался алтарь. Двенадцать малых куполов ступеньками поднимались к большому центральному куполу. Внешне к зданию из трех сторон примыкала арочная галерея, что в целом создавало пирамидальную композицию. Все сооружение было рассчитано так, чтобы при сравнительно небольшому объему создать ощущение величия и гармонии.
Багатоглав'я, пирамидальная композиции, оригинальная кладка, шлемовидная форма куполов - вот то новое, что древнерусские мастера привнесли в византийскую школу, опираясь на традиции деревянной архитектуры. Киевский Софийский собор стал образцом при строительстве соборов в Новгороде и Полоцке. Памятником архитектуры мирового значения является и ансамбль Киево-печерской лавры. Сооружение главного собора - Успенская церковь - была важным этапом в развитии киевской архитектуры. С нее началось распространение одинкупольных храмов, основного типа храма в период феодальной раздробленности. Церковь была разрушена в 1941 г., а сегодня она возобновлена. Немного позже в том же монастыре была построена поражающая своей красотой и пропорциональностью надбрамна церковь.
Вернуться назад