Исторические условия развития культуры. Наука и образование


Исторические условия развития культуры

Развитие культуры во второй половине ХIII - XV ст. определялся сложной исторической ситуацией. Накануне монголо-татарского нашествия Киевская Русь разделилась на огромное количество княжеств, независимых друг от друга или некрепко связанных определенными военно-политическими договорными отношениями. Источники насчитывают 18 больших государственных образований, а если учитывать и мелкие, то около 30-ти. В результате отсутствия политического единства, неполного подчинения младших князей старшим князьям не было и военного единства. Поэтому противостоять большим, хорошо наученным, настойчивым и жестоким войскам монголо-татар князьям Руси было слишком сложно. Уже при первом столкновении на реке Калка в 1223 г. русичи потерпели поражение, но и это не привело к преодолению междоусобных конфликтов.

1237-1240 гг. можно считать наиболее трагическими в истории Киевской Руси. Летописи и археологические источники раскрывают ужасные картины пожаров, уличных боев, массовой гибели людей в Киеве, Чернигове и других городах. Вместе с городами уничтожались и творения культуры, было убито и забрано в плен десятки тысяч людей, среди которых встречалось немало разных мастеров, остальное население убежало в леса, обезлюдели целые области.

В 40-х годах ХIII ст. для большинства княжеств Киевской Руси началось иностранное нашествие, которое закончилось лишь через четверть столетия и еще столько же длились периодические набеги казанских, астраханских и крымских ханов. Военные опустошения и тяжелое давление налогов привели к затяжному экономическому упадку. За первые 50 годов ордынского правления не было построено ни одного города. Масштабы каменного строительства достигли уровня, который предшествовал нашествию, только через сто лет. В ряде производств наблюдалось падение или забвение сложной техники, упрощалась ремесленная промышленность: исчезли сердоликовые бусы, стеклянные браслеты, искусство перетой эмали, полихромная керамика, производство смальты для мозаик, большинство приемов обработки металла и много других. Связь города с селом, который зарождался, широкая торговля крупных городов с периферией были уничтожены татарами практически везде. Состоялся отрыв Киевской Руси от мировых торговых путей, задержалось формирование буржуазных элементов общества. Некоторые исследователи среди последствий нашествия выделяют изменения в ходе внутреннего развития: переход от добровольного единения под властью одного князя к поднесению роли монарха. Но, вопреки мнению некоторых западных ученых, монголо-татари существенно не повлияли на сам характер культуры, которая стояла намного более развитой чем культура завоевателей. Хоть в язык и проникли некоторые слова, принесенные татарами (базар, башня, ботинок, сундук, чердак, колпак, кафтан), в целом культура на Руси развивалась на внутренней основе. Кроме того, находясь под властью степных орд, Киевская Русь хранила связь с византийским миром, что способствовало расцвету духовности в будущем. Русская митрополия находилась под неусыпным контролем Константинополя. Обладатели Орды, понимая значение церкви, освободили православное духовенство от дани и объявили неприкосновенными его земельные владения при условии, что митрополиты, как и князья, будут ездить за ярлыком в Орду. Поэтому даже в трудные для Киевской Руси времена в монастырях и церквях продолжала концентрироваться культурная жизнь.

Нужно отметить, что разные княжества в разной степени почувствовали последствия монголо-татарского нашествия. Оно определило окончательное оформление в ХIII - XIV ст. исторических путей развития основных регионов Киевской Руси : юго-западного с центром в Галицко-волынском княжестве, которое охватывает в основном этнические территории современной Украины, северо-восточного с центром в Володимиро-Суздальському княжестве и северо-западного с центром в Новгороде. Киевское и Черниговское княжества обветшали. В связи с перемещением европейской торговли из Византии в Западную Европу на Русые торговые приоритеты переместились из Киевского в Галицко-волынское княжество, где пересекались пути из западной, северной и восточной Европы. Это, в свою очередь, обусловило интенсивное культурное развитие указанного региона. Литовское правление, которое появилось на украинских землях из второй половины ХIV ст., кардинально не повлияло на культурный процесс. Принцип литовской политики "ничего не изменять и ничего не вводить" как можно лучше отвечал интересам подвластного ему населения. Кроме того, в определенной степени литовское правление способствовало интенсивным связкам указанных земель с Западной Европой и ее влияния на местную культуру.

Наука и освитаУ распространении образования, как и в развитии многих отраслей культуры, огромную роль играли церкви и монастыри. Перед монголо-татарским нашествием распространения грамотности среди населения было достаточно широким. Встречаются графити - надписи на камне, стенах, дереве. Это свидетельство о принадлежности предмета человеку, мастеру, просьба к Богу, церковные тезисы, полемика между духовными и светскими лицами (графити Софийского собора), загадки, пожелание князей своему народу и тому подобное. В Звенигороди Галицкому и в Бересте найдены берестяные грамоты, в Звенигороди, Перемишли, Галичьи, Львове - бронзовые стилуси (писала) для письма на восковых табличках. О существовании школ на Волыни можно сделать вывод из жития иконописца Петра, позже митрополита. Его, когда он достиг семи лет, "отдали родители книгам учиться". Церковная монополия на образование предоставляла ей преимущественно богословского характера, применялся принцип учебы чтению составами и письму.





Вернуться назад