Основные занятия и материальная культура


Украинцы - этнос с давней высокоразвитой земледельческой культурой. Именно это занятие обусловило традиционный быт, материальную культуру, систему основных праздников и обрядов (по существу календарно-земледельческих), мировоззрение, духовные ценности нашего народа.

Благоприятные климатические условия, плодородные земли объективно способствовали потому, что во всех историко-этнографических зонах Украины (кроме Карпат) пахотное земледелие стало основной отраслью хозяйства, оно дополнялось огородничеством и садоводством. С земледелием у украинцев было связано и животноводство. Кроме основного виробного хозяйства, хранились давние вспомогательные занятия - рыболовство, охота, пчеловодство.

Традиционное украинское крестьянское хозяйство было преимущественно натуральным. Семья обеспечивала себя всеми основными продуктами потребления. Подавляющая часть предметов быта также изготовлялась в домашних условиях. Более сложные ремесла и промыслы превращаются в профессиональные занятия (хотя и ремесленники вели приусадебное хозяйство).

В общественной жизни украинского села до конца XIX ст., как и у других восточнославянских народов, невзирая на развитие капитализма, хранилось много элементов патриархальных отношений. Значительное место занимала соседская община-"громада". Характерной была традиционная коллективная форма труда - "толока". Она, как правило, устраивалась в выходные и праздничные дни, на добровольных началах и без оплаты за произведенную работу. Чаще участниками "толоки" были соседи, родственники, кумы. Таким образом, производили разные полевые (пахали, сеяли, собирали урожай, заготовляли сено) и домашние работы (копали колодцы, строили жилье и хозяйственные сооружения; заготовляли продукты питания и т. д. ). После произведенной работы накрывался стол, устраивалось свято.

В процессе развития сельской общины возник институт самоуправления. Это прежде всего "общий восток" - общие сборы представителей от всех хозяйств (аналогичные институты были у россиян и белорусов, они хранились еще со времен Киевской Руси). Общие собрания избирали старосту села ("вийта"), сотських, десятских. Если они не справлялись со своими обязанностями, их переизбирали досрочно. На всех этапах своего существования сельская община (община) осуществляла функции охраны и передачи традиций. Она контролировала все стороны жизни крестьян, следила за сохранением морально-этических и общепринятых правовых норм. Хоть, если сравнивать сельскую общину у украинцев и россиян, то в последних она была крепче. В Украине традиционные связки времен Киевской Руси были существенно изменены в период формирования казачества, особенно в ходе национально-освободительной войны середины XVII ст.

Поселение и жилье. В Украине в зависимости от природно-географических, социально-экономических, исторических условий сформировались три зоны сельских поселений : северная, центральная и южная. Для северной (Полесье, Волынь) были характерные багатодвирни поселения уличного типа. В центральной зоне (украинская Лесостепь) к XVIII ст. были распространены свободные и нерегулярные поселения. С развитием капиталистических отношений здесь возникают уличные, радиальные, шнуру и другие виды регулярных поселений, созданных за проектами. В южной зоне, которая охватывает часть Слобожанщины, Таврию, побережье Черного и Азовского моров, застройка велась преимущественно за проектами помещиков или администрации и имела квартальную или гнездовую форму планирования. Кроме багатодвирних поселений повсеместно были распространены и однодвирни - хутора (на территории Запорозькой Сечи - так называемые зимовщики).

Крестьянское жилье - хата была глинобитной или срубной, побеленной изнутри и внешне и состояла из двух или трех помещений. Бедняцкая хата была однокамерной. Пол делали из глины, чотирисхилий крышу крыли соломой, камышом или гонтою. Сам процесс строительства хаты был целым ритуалом, призванным обеспечить благополучие семьи. Большое внимание уделялось выбору места для дома. Его нельзя было строить на перекрестках дорог, на местах захоронений. Существовал обычай насыпать на предсказуемое место строительства немного зерна. Если следующего утра кучка была потревожена, выбирали другое место. Начинать строительство желательно было только во вторник или четверг.

Интерьер украинского жилья, при наличии местных особенностей в разных историко-этнографических районах, был однотипным и далеко не случайным. Многовековой опыт обусловил рациональность и эстетическую внутреннего пространства. Каждая зона в доме имела свое назначение и соответствующую обстановку. При входе в хату, как правило, слева отверстием к фасадной стороне дома располагалась печь - основной элемент планирования, "кормилица, лiкувальниця, нагрiвальниця i розважальниця". Ее обычно белили и разрисовывали узорами (особенно, если в доме была дочка на издании). В Восточной Украине чаще всего в росписях встречался "вазон" - стилизованное дерево жизни, или изображение трех веток - образ мирового дерева. Выполняя ряд важнейших практических функций, печь при этом была самым сокровенным и загадочным местом в жилище, языческим центром христианского дома. С ней были связано огромное количество обычаев и поверьей. В обиде семейного очага печь фигурировала в обряде сватовство, когда посватанная девушка "ковыряла" пальцем побелку печи, словно бы прося защиты. Идя из родной хаты, невеста брала с собой несколько угольков из материнской печи. Кусочек печной обмазки клали в рубашку, которой вращали новорожденного, защищая его от нечистой силы. А после похорон родственники держались за печь, чтобы не грустить за покойником (или не бояться его). По представлениям крестьян, печь была местом перехода из обычного мира в таинственный. При входинах в новый дом хозяйка на помоле или хлибопичний лопате "переносила" домового, который жил под печью. А, чтобы он не исчез, хозяева закрывали печь заслонкой, идя из хаты. Крестьяне верили, что через печную трубу улетают на свои сборища (шабаши) ведьмы, в печи же они готовят колдовское зелье. Беременным женщинам, которые выпекали хлеб, особенно пасхи, запрещалось разговаривать, иначе ведьма похитит ребенка. Для защиты родильниц от нечистой силы рогач ставили непременно рогами к печи.





Вернуться назад