Культура старинного востока

Главная - Культура - Культура старинного востока

1. Общие закономерности возникновения давньосхидних цивилизаций

Одной из общих закономерностей исторического процесса есть неравномерность его развития как во времени, так и в пространстве. В истории человечества на определенных этапах отдельные народы становились носителями общественного прогресса. И вдобавок на ранних стадиях, когда человек еще сильно зависел от природы, очень важным был географический чинник.

В конце IV - III тысячелетии к н.э. творцами первых цивилизаций на Земле стали народы, которые заселяли долины больших год - Тигра, Евфрату, Нилу, Инду, Гангу, Янцзи и Хуанхэ. Решающую роль в этом сыграло наличие наносных плодородных земель, которые образовывались благодаря периодическим разливам год. В такой местности индивидуальная обработка земли невозможная. Вместе с тем объединение усилий крестьянских общин, накопление наблюдений за временем разлива год, ирригационные работы обеспечивали очень богатые урожаи. Даже каменные, деревянные или медные орудия разрешали вести здесь великообсягови земляные работы и получать значительный дополнительный продукт. Итак, создавались условия для имущественного расслоения и возникновение государства. Сложился особый тип государства - восточная деспотия. Ее особенности обусловленные именно необходимостью создавать и поддерживать ирригационную систему: жесткая централизация власти, полное всевластие и даже обожествление правителя, существование бюрократического аппарата, применение рабской работы, но при этом - сохранение сельской общины.

Эти общие черты имели конкретные своеобразные проявления в разных странах Старинного Востока.

2. Основные достижения культуры Старинной Месопотамии

История открытия. Месопотамией (украинской - Междуречье или Двухлетие) называют область между реками Тигром и Евфратом. Эта территория сейчас преимущественно принадлежит Ираку. Старинная Месопотамия - историческая область, где согласно современным представлениям раньше от всех на планете составляется государственность.

Очень долго эта цивилизация оставалась практически неизвестной науке. Основным источником знаний была Библия, где есть рассказы о строительстве Вавилонськой башни, о правителе Навуходоносора и пленение евреев, о халдеях - жителей Вавилона, о столице Асирий - Ниневию - “большую блудницу”, о чашах гнева, которую семь ангелов вылили на приевфратськи земли. Описание этих мест встречается и у древнегреческого историка Геродота. Он захватывался стенами Вавилона - такой ширины, которая на них могли разъехаться две боевые колесницы, причислил к чудесам мира “висящие сады Семирамиды”. Такие свидетельства долго вызвали сомнения, так как было непонятно, куда могла исчезнуть большая цивилизация. В XIX ст. состоялись грандиозные археологические открытия в долинах Тигра и Евфрату. Были раскопаны главные города Месопотамии, расшифрованная письменность, которое разрешило довольно детально реконструировать прошлое Двухлетие.

Государства Старинной Месопотамии. Особенность древнейшей политической истории Месопотамии заключается в том, что здесь существовала не одна, а несколько государств, которые поочередно добивались преимущества в регионе. В конце IV - в начале III тысячелетие к н.э. на юге Двухлетия возникли города-государства Ур, Урук, Лагаш, объединенные историками сборным названием Шумер (на имя народа, который жил там). Кое-что позднее сформировалось и начало завоевание царство Аккад. В III тысячелетии к н.э. большая часть Месопотамии попадается под власть Вавилонського царства. Потом, с XVI ст. к н.э. , усиливается мощь Асирий (ее столица - город Ниневия). После нового недлинного подъема Вавилона в VI ст. к н.э. Междуречье было завоевано северным соседом - Персией (Ираном).

Культура этих государств имела определенные отличия, но четко прослеживается ее наследственность, общие черты. Месопотамию часто называют колыбелью человеческой цивилизации. Много что из того, что представляет современную культуру и окружает нас в повседневной жизни, возникло именно там.

Строительство и архитектура. В Месопотамии очень рано (за последними данными, раньше, чем в Египте) начинают строить ирригационные сооружения. Ирригация имела планомерный, крупномасштабный характер. Наводнения Евфрата бывают очень сильными, но нечастыми. Поэтому копались огромные котлованы, которые заполнялись водой во время наводнения - так создавался запас воды на время засухи. Геродот описал судоходный канал, прорытый между Тигром и Евфратом.

Накопленный опыт стал использоваться в строительстве. В конце IV тысячелетие к н.э. шумеры уже строят города. В них составляются и первые государственные структуры. Возникает монументальная архитектура. Во время раскопок была найдена статуя жреца, правителя шумерского города Лагаша на имя Гудеа, который жил в XXI ст. к н.э. Он изображен с планом будущего храма в руках. Это - свидетельство одновременно высокой строительной техники и значимости, которую правители предоставляли строительным роботам. Монументальное строительство, как и ирригация, - яркий пример победы человека над неблагоприятными естественными условиями. Дело в том, что в Месопотамии нет готовых строительных материалов - камня, дерева. Все гигантские сооружения сводились из глиняного кирпича. Основными монументальными строениями были храмы и дворцы. Храмы часто размещались на вершине многоступенчатой башни - зикурату. Зикурати состояли из нескольких составленных сплошной кирпичной кладкой платформ, размеры которых уменьшались кверху. Считалось, что такие ступени совмещают землю и небо. Храм находился на верхней площадке, подняться к нему можно було длинными ступеньками и преклонными подъемами. Такие процессии представляли часть религиозных церемоний. “Храма-горы”, которые создавались работой крестьян-общинников и рабов, становились символами всемогущества государства. Слава месопотамських строителей отразилась в библейском рассказе о Вавилонську башню. Кстати, при раскопках давнего Вавилона был найден фундамент гигантского зикурату, который, вероятно, и был ее прообразом.