Архаичный период в культуре Греции


В течение архаичного периода Греция постепенно опередила в своем развитии соседние культуры. Именно тогда были заложены фундаменты всех тех процессов, которые получили определенное развитие уже в классический период. На руинах микенских городов, уничтоженных дорийцями, возникала новая культура. На смену дворцам и крепостям пришли многочисленные культовые сооружения, храмы. Светское строительство отошло на второй план. С VIII ст. до н. е. в архитектуре складываются два ордера (стилистические каноны балочной для стояка конструкции здания) : Дорийский и ионийский. Более давний Дорийский ордер характеризуется тяготением к. монументальности, лаконичного совершенства пропорций. В ионийском ордере ценилась легкость, изысканность, капризность линий. Среди сооружений того времени известны храм Аполлона в Сиракузах; храм Геры на о. Самос и одно из семи чудес света - храм Артемиды а Эфесе. Фундамент этого храма имел размеры 51х105 м2, а крышу поддерживало 127 колонн высотой 18 м. В 356 г. до н. е. этот храм был сожжен ефесцем Геростратом, который таким способом стремился прослыть в веках и достиг своей цели.

С конца VII ст. к н. е. возникает монументальная греческая скульптура. Самыми распространенными в этот период становятся два типа скульптуры : обнаженного юноши (курос) и одетой девушки (кора). Поскольку на соревнованиях юноши выступали в качестве обнаженных, то скульптура из первых своих шагов начала разрешать проблемы пластики обнаженного мужского тела. Фигуры куросив (их еще называют "архаичными аполлонами") воссоздавались монументально, обобщенно моделируемый. Подчеркнуто атлетичное телосложение: широкие плечи, узкие бедра. Уголки уст едва подняты, что позволило ученым ввести термин "архаичная улыбка", глаза широко открыты. Куроси посвящались богам и атлетам. Материалом для них служили камень, дерево, мрамор, бронза. Статуи кор встречаются реже. Поскольку женщины того времени не брали участия в спортивных соревнованиях, то их изображали одетыми в хитоны и пеплоси. Глаза кор продлены, широко раскрытые, "архаичная улыбка" едва намечена. Обычно кор раскрашивали. В мужских фигурах подчеркнуто статичной позой сдержанность, мужество, силу. Сдержанность, благородство при подчеркнутой женственности, нежности можно видеть в образе кор. Все это отбивало моральные идеалы греков периода архаики.

Живопись архаичного периода не сохранилась. Значительно больше материала дошло до наших времен относительно росписи керамики. Сначала он покрывал всю поверхность изделия, будто ковер. Это были цветы, линии, спирали. Такая разновидность росписи называлась "килимнии". В конце VII ст. к н. е. он уступает местом "чорнофигурному". Черным лаком начали наносить узор на едва подкрашенную красной охрой глину. В VI ст. к н. е. чорнофигурний стиль изменяется "червонофигурним"'. Фигуры естественного, красноватого после обпа-лення, цвету глины выступали на фоне, сплошь покрытому черным лаком. Эта техника предоставляла художнику больше возможностей для разработки анатомического телосложения, мускулатуры, одежды.

С эпохой архаики связанное явление исключительного веса для европейской культуры - возникновение древнегреческой философии. Появляются первые философские учения Фалеса, Анаксимена, Гераклита, Анаксимандра, Пифагора. Эти мудрецы пытались определить первооснову всего сущего, постигнуть устройство мира. Традиционно философов архаичного периода называют досократиками. их творчество способствовало возникновению первых философских школ, а также положила начало развития в Европе ряда наук, таких как природоведение, математика, медицина и тому подобное.

В литературе того времени председательствует поэзия (эпическая и лирическая). Античная поэзия не знала привычного для нас рифмования, стихи сочетали в строфы благодаря ритмичности длинных и коротких слогов. Самыми известными эпическими поэтами архаики были Гомер и Гесиод. Гомер создал две величественных поэмы - "Илиаду" и "Одиссею". В первой рассказывается об осаде греческими войсками Трои (Илиону), а во второй - о странствиях одного из героев Троянской войны, Одиссея. Герои Гомера - мужественные, гордые и умные люди. Каждый персонаж, каждая деталь в поэмах является яркой, зримой. "Илиада" и "Одиссея" написана особенным стихотворным размером - гекзаметром (шестистопным дактилем). Вот как, например, описывает поэт бой между греками и троянцами :

Все здесь смешалось — крики победоносны, и стоны человеческие

Тех, которые теряли и погибали, и кровью земля подплывала,

Да, какое наводнение потоки, из пагир спадая буйно,

Катят ярами от снежных источников свои воды бурные

И в долине просторной их шумно сливают вместе,

А з-над бескету пастух издалеку гомон тот слышит, -





Вернуться назад