Прически стиля рококо


После барокко наступило время стиля рококо. В первой половине XVIII ст. длилось совершенствование придворных взглядов на моду. Законодателями в моде, как и раньше, оставались Париж и королевский двор. Однако эстетический идеал изменился. Сравнительно с перегруженностью и помпезностью причесок барокко появились некоторая легкость, утонченность, грациозность рококо, но осталась характерная для барокко театральность. Женщины и мужчины напоминали кукол, которые не имеют векового предела. Чрезвычайно модными стали напудренные парики. Стиль рококо отображал вкусы аристократов. Модным, в частности, было все, связанное с морской стихией. Это не случайно, потому что термин «рококо» (rососо) происходит от слова «раковина» (rocaille). Завитые в узоры пасма, волны, букли сравнивали с очертаниями раковины, морскими волнами; даже использование пудры для причесок напоминало морскую пену. Появились невероятно сложные прически, которые выполняли «куафери», — высококвалифицированные мастера.

Во времена Марий-Антуанетти в Париже была основана Академия парикмахерского искусства. Тогда в моде преобладала высокая прическа на каркасе (до 70-80 см высотой), которую называли «куафюра». Такую прическу украшали кружевом, пером, жемчугами, лентами и другими аксессуарами. Свое искусство в оформлении причесок выявляли настоящие художники-парикмахеры (Легре, Леонар, Антуан, Даже и др. ) В Париже куафер короля Людовика XV мэтр Легре создал Академию парикмахерского искусства, которая готовила специалистив-куаферив.

Характеризуя прически стиля рококо, следует отметить, что на раннем этапе его развития еще можно было иногда увидеть прически типа «фонтанж». Они несколько изменились, стали удобнее («фонтанж-комод»). их, как и раньше, украшали наколками из кружева.

На изменение «фонтанжам» появились совсем новые формы — компактные, с большим количеством завитков, которые напоминали раковины в морских волнах. Самые частые волосы на затылке зачесывали гладко кверху в направлении маковки. Прическу посыпали пудрой. По-видимому, именно поэтому ее называли «малая пудренная» (рис. 3. 11).

Как и в предыдущие времена, свое название прическа часто получала в честь женщины, которая ее выдумала и первая начала носить. Да, фаворитка короля графиня Коссель к прическе «имела пудренная» прибавила два локона, которые спускались из затылка на плече и грудь, и прическу стали называть «мадам Коссель». Прическа имела большой успех и была известна во многих вариантах. Мария Лещинська прибавила к ней перо и брошку, и прическу уже начали называть «мадам Лещинська», или «полонез».

Позже, в 30-ые годы XVIII ст., появился новый силуэт прически. Большие, Овальные, гладкие, созданные из сбитых волос

формы зачесывали кверху (рис. 3. 12). Эти прически горизонтально украшали лентами или буклями. В некоторых случаях на затылке дополнительно крепили постижи, цветы, выпускали из затылка на грудь одно или два пасма. Большие формы причесок создавали также за счет завивки волос — «тапе». Кроме цветов и постижив, подобные прически дополняли лентами, пером, брошками, посыпали пудрой. С целью сохранения конструкции сложных объемных причесок использовали специальные помады для волос, яичный белок, животный жир.

В некоторых женских прическах стиля рококо волос заключали в виде жгутов и кос или в виде венка, диадемы. Названия причесок в это время разнообразнее всего — от имен женщин к названиям типа «грустная», «тайна», «меланхолия» и ИИИ.

В конце 70-х годов стала популярной одна из многих причесок Марий-Антуанетти. За силуэтом она напоминала перевернутую трапецию, выполняли ее на каркасе, по бокам дополнительно крепили постижи в виде буклив. Из затылка заранее спускали два длинных локона. Сверху прическу украшали пером, бусами из жемчуг, брошкою, кружевом. Прическа имела огромный успех, потому появилось очень много ее вариантов. Они были разными за размерами — от умеренных к очень большим (рис. 3. 13. а, 6).

Один из вариантов можно увидеть на портрете герцогини где Бофор английского художника Томаса Гейнсборо (рис. 3. 13 в).

«Двойная» прическа того времени являла собой большую сбитую пулю из волос. Сверху ее дополняли две-три страусовых пера и кружево, а снизу асимметрично заключали горизонтальные локоны: с правой стороны — два, из левого — один. Локоны подвязывали лентами.

Невероятно изобретательными, декоративными были прически типа «фрегат» (рис. 3. 14 й), их делали с большим количеством постижив, создавая формы, которые напоминали бурные морские волны. Дополняли такие прически моделями кораблей, фигурками людей, флажками, лентами.

Выполняли также прически, в которые крепили корзины с цветами, фруктами, овощами. Такие «куафюри» достигали до 80 см высотой, хранились несколько дней, даже недель. Прическа делалась индивидуально и требовала большого количества булавок, пудры, помады, потому пытались сохранить ее якнайдовше (рис. 3. 14 б).





Вернуться назад