Перукарство во Франции конца XVIII в.


Идеалом женской красоты у французов стала темнокоса красавица среднего роста, участница штурма Бастилии — Теруань де Мерикур. Соответственно у мужчин идеалом для наследования были Робесп'ер и Марат. На моду оказывали значительное влияние революционные события. В цветной гамме преобладали цвета французского флага : белый, синий, красный. Стали популярными полосатые ткани. Пудренные парики были объявлены вне закона. Лишь кое-кто «донашивал» старую моду. Женщины носили прически, которые напоминали греческие и римские. Большой популярностью пользовались узлы. их носили как женщины, так и мужчины.

Во Франции в 1789 г. состоялась революция. Исторические события наложили свой отпечаток на развитие искусства вообще и парикмахерского в частности. Во второй половине XVIII ст. параллельно со стилем рококо начало оказываться новое направление в искусстве — классицизм. До конца XVIII ст. с изменениями в политической жизни изменились и взгляды на культурные ценности, появилась потребность в произведениях искусства времен античности.

Аристократки, которые привыкли носить большие пудренные парики, в период Директории (1795-1799) делали прически из своих волос, сбивая его в пышные формы. Сбитые волосы дополняли шиньонами, дополнительными деталями, украшали лентами (преимущественно голубыми), локонами на затылке.

По большей части, женщины начали обрезать волосы и под воздействием политических событий делать прически «жертва», «невероятная», «дикарка», «под висельника», «собачьи уши» и подобные. Такие прически носили и женщины, и мужчины (рис. 3. 21).

Например, в прическе «жертва» брили затылок, вроде бы готовясь к казни на гильотине. Прическу «дикарка» выполняли

на основе кое-как подстриженных волос. Оно было разной длины и небрежно спадало на плечи, спину, вовсе не сочетало пасмами (рис. 3. 22). Как уже отмечалось, очень популярной стала стрижка; из отстриженных волос делали парики и другие постижерни изделия. Парики из натуральных волос изменяли несколько раз на день, надевая то свету, то руду, то темную. Парик уже не пудрили. В период Директории наблюдался большой интерес к античности. Влияние античной моды привело к появлению у женщин простых, естественных причесок, например разновидности прически «под Тита» (рис. 3. 23). Она напоминала греческий «коримбос», ее выполняли из кос, заключенных на маковке в оригинальный пучок. Внешней линией круга заключали косу, а из-под нее выпускали завитые локоны.

Поезд некоторых женщин к стрижкам отображен в прическе мадам Рекам'е (рис. 3. 23 б), очень популярной в период Директории. На портретном изображении мадам Рекам'е можно увидеть локоны, которые свободно спадают вокруг лица. Волосы па затылка подобраны кверху и на маковке закреплено одной булавкой. Выполняли прически и из длинных волос, обязательно пышно сбитых, подвязанных лентами, без применения пудры (рис. 3. 24).

Как и мужчины, женщины носили прически, которые напоминали «катоган» (рис. 3. 25).

Аристократки делали прически из подстриженных волос, но старательно придавали ему формы (рис. 3. 26).

В конце XVIII — в первые годы XIX ст. мужчины носили прическу «а-ля Титус» (рис. 3. 27). ее выполняли на коротких волосах и она напоминала прическу Тита Веспасиана — римского императора. Для мужских причесок стали характерными короткие волосы.

Прическа «а-ля Каракалла» (рис. 3. 28 а) имела в основе завитые мелкие кудри. Некоторые мужчины дополняли ее одной сережкой в усе. На основе коротких стрижек в моде возродилась прическа «еж», характерной чертой которой были короткие волосы, которые торчали во все стороны. Прическа «а-ля катоган» также осталась в мужской моде (3. 28 б).

Мужчины стали сбивать волосы над челом, зачесывать его на лицо. Началась мода на бакенбарды, которые во многих случаях были продолжением прически. При этом усы и бороды брили (рис. 3. 29 а, б).

Дополнением к прическам у мужчин были универсальные треугольные шляпы разнообразные по форме. Впоследствии из них образовался новый вид — двокутний шляпа с широкими крисами, которые спереди и сзади заворачивали кверху. Начинают появляться цилиндры с плоскими, достаточно широкими крисами.

Одной из эмблем Большой французской революции стал фригийський колпак — мягкий, конической формы, толстый конец которого свисал спереди, сзади или сбоку. Он был красного цвета, украшенный кокардой из трех цветов (синий, белый, красный).





Вернуться назад